Причины распада родовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:37, реферат

Краткое описание

Франки— сыграли очень важную роль во всемирной истории благодаря основанному ими Франкскому государству . Франки не представляют собой одного народа; это название усвоено было с течением времени целой группе мелких западно-германских, преимущественно истевонских племен, которые во время Цезаря жили еще вполне обособленно, а затем под влиянием борьбы с Римом стали образовывать временные союзы. Об общем, правильно организованном союзе "Ф.", в который входили бы все племена, известные впоследствии под этим именем, не было, впрочем, речи даже в IV и V вв. Племена, выступающие впоследствии под именем Франки, с самого начала нашего знакомства с ними являются врагами Рима, который оказал большое влияние на их судьбы. Когда Юлий Цезарь вошел в соприкосновение с прирейнскими германцами, на пpaвом берегу Среднего и Нижнего Рейна обитал целый ряд мелких германских племен: сигамбры, узипеты, тенктеры и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Причины распада родовых отношений у франков и роль общины в их жизни.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Ведение.

 

Франки— сыграли очень  важную роль во всемирной истории  благодаря основанному ими Франкскому государству . Франки не представляют собой одного народа; это название усвоено было с течением времени целой группе мелких западно-германских, преимущественно истевонских племен, которые во время Цезаря жили еще вполне обособленно, а затем под влиянием борьбы с Римом стали образовывать временные союзы. Об общем, правильно организованном союзе "Ф.", в который входили бы все племена, известные впоследствии под этим именем, не было, впрочем, речи даже в IV и V вв. Племена, выступающие впоследствии под именем Франки, с самого начала нашего знакомства с ними являются врагами Рима, который оказал большое влияние на их судьбы. Когда Юлий Цезарь вошел в соприкосновение с прирейнскими германцами, на пpaвом берегу Среднего и Нижнего Рейна обитал целый ряд мелких германских племен: сигамбры, узипеты, тенктеры и др. Уже при Цезаре часть их стремится перебраться на левый берег и поселиться в Галлии. Вторжения их в Галлию привели к войне Цезаря с узипетами и тенктерами. Цезарь уничтожил их отряды и столкнулся с сигамбрами, которые дали у себя убежище спасшимся от избиения узипетам и тенктерам и отказались выдать их. Он перешел Рейн и вторгся в страну сигамбров, которые при его приближении прятались в первобытных лесах. По смерти Цезаря с германцами на Рейне воевал Агриппа. В это время дружественные римлянам убии переселились на левый берег, а их земли на правом берегу были, вероятно, заняты на время хаттами или каттами, народом герминонской группы, который впоследствии также вошел в состав Ф. С 19 г. до Р. Х. Галлия вновь стала страдать от нападений сигамбров, узипетов и тенктеров. Римское правительство решило для обеспечения Галлии предпринять завоевание прилегающей к ней Германии. Этот план начал приводить в исполнение Друз . Он перешел через Рейн в стране батавов (12 г. до Р. Х.), опустошил земли узипетов, тенктеров, сигамбров, затем по Рейну выехал в море, поднялся по р. Эмсу, победил бруктеров, прошел страну хауков. Утверждение римлян за Рейном повело к образованию между Эмсом и Рейном союза племен, во главе которого стояли первоначально сигамбры. К нему примкнули и хауки. Но хатты пока держались в стороне, и это вызвало войну между ними и сигамбрами. В 11 г. до Р. Х. Друз совершил второй поход, во время которого им были построены укрепления на германской земле: одно (Ализо) — на верхнем течении Липпе, другое — в стране хаттов, которые теперь также примкнули к союзу с сигамбрами. Друз покорил их и через область херусков прошел до самой Эльбы, но умер на обратном пути. Его дело продолжал Тиверий. Он окончательно победил сигамбров и остаток их (до 40 тыс.) переселил на левый берег, где они назывались гугернами, служили Риму и впоследствии вошли в состав салических Ф. Следствием побед Тиверия было уничтожение сигамбров как народа; если впоследствии это имя встречается у писателей, то лишь по воспоминаниям прежнего, как риторическое обозначение Ф. Так, епископ св. Ремигий, обращаясь к Хлодвигу с речью при крещении, назвал его "сигамбром", откуда вовсе не следует, чтобы род Меровингов действительно принадлежал к этому племени (что, впрочем, возможно). Владычество римлян на правом берегу, созданное победами Друза и Тиверия, было поколеблено поражением в Тевтобургском лесу (см.). Хотя победа была делом херусков, но в ней приняли участие и некоторые народы, вошедшие потом в состав Ф., как, напр., бруктеры и марсы. Римское владычество за Рейном сохранилось лишь в ближайшей к реке полосе, где оно было закреплено проведением укрепленной границы (limes), начало которой было положено Тиверием. Последующие походы Германика за Рейн не принесли крупных результатов. В середине I века на берегу Рейна явились амсивары (жившие ранее по среднему течению Эмса) и просили у римлян земель для поселения около Исселя, но получили отказ и долго после этого скитались (Тацит ошибочно считал этот народ погибшим во время этих скитаний). В 69 г. после Р. Х. на Нижнем Рейне подняли восстание батавы (по Тациту — потомки выселенцев из хаттов), бывшие в зависимости от Рима. К ним примкнули каннинефаты, бруктеры, тенктеры. Возмущение охватило и Галлию. Усмирение этого восстания укрепило положение Рима; наступила продолжительная эпоха сравнительного спокойствия на Среднем и Нижнем Рейне (она охватывает конец I и весь II в.), когда мы почти не слышим о серьезной борьбе с германцами в этих местах. Франки остаются в это время спокойными. Рим подчиняет их отчасти своему влиянию, навязывает, например, бруктерам короля, расположенного к союзу с Римом, ссорит друг с другом отдельные племена и даже части одного и того же племени. К этому времени относятся передвижения хамавов, амсиваров и бруктеров. С 30-х и 40-х годов III в. возобновились нападения Ф. на Галлию и не прекращались с тех пор до V в. включительно, когда большая часть ее стала наконец их добычей. В это время впервые появляется и название Франки. Пейтингеровская карта, составленная около середины III в., называет "Ф." при обозначении хамавов (см.): "Chamavi qui et Franci". С этого времени название Франки стало все чаще встречаться у писателей. В состав Франков вошли батавы, остатки прежних сигамбров, бруктеры, хамавы, амсивары, хатты и более мелкие племена марсов, тубантов, дульгибинов, хаттуаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Причины распада родовых отношений.

 

1.1Родовые отношения у франков по «Салической правде».

«Салическая правда»  является важным источником, который  дает возможность изучить переходный период от первобытнообщинного строя  к феодальному.

 

Наиболее полно в  ней отражены архаические отношения, существовавшие у франков в период, предшествовавший завоеванию Галлии (родоплеменной строй в последней стадии его разложения, т.е. этап развития, следующий за тем, который переживали древние германцы эпохи Тацита) и слабо отражена жизнь и правовое положение галло-римского населения.

 

 

 

 

 Род в «Салической  правде» выступает не только  как верховный собственник общинных  земель, но и как политическая  организация. Существовали такие  обычаи как уплата денег за  убийство того или иного человека  его родичами, наследование имущества  (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство.

 

 

 

Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых  отношений, что связано с имущественным  расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 “О горсти земли” предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: “Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону”.

 

 

 

 «Салическая правда»  утверждала и закрепляла возможность  передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового  союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, должен был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

 

Так же указывается  об ответствнности за убийство.

 

 Если кто лишит  жизни человека, говорится в этом  титуле, и, отдавши все имущество,  не будет в состоянии уплатить, следуемое по закону, он должен  представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с кодом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три родственника (по матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он оплатил все по закону».

 

 

 Основную массу  франкского населения составляли  в это время свободные крестьяне.  Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

 

 За человека, находившегося  на службе у короля, выплачивался  тройной вергельд- 6001 солидов, Вергельд за жизнь графа или королевского дружинника утраивался (доходил до 1800 солидов), если убийство было совершено в то время» когда убитый находился на королевской службе, например во время похода.

 

 Жизнь священника  охранялась тройным вергельдом (в  600 солидов), епископа — 900 солидов.  Высокими штрафами карались ограбления  и сожжения церквей и часовен.

 

 Особый слой во Франкском королевстве составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного и вольноотпущенного платился половинный вергельд 100 солидов, за убийство раба определялся не вергельд, а штраф.

 

 

 Франки славились чистотой семейных отношений. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и ее мужу. Выходя за раба, она сама становилась рабой, У франков был символический обычай, если женщина хотела выйти за раба, ее призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи. Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабой.

 

 Брак у германцев  совершался куплей: молодой человек  отправлялся к отцу, брату или  опекунам невесты и покупал  ее. Цены были значительными: у  алемайнов платили, например, от 300 до 400 шиллингов, а за один  шиллинг можно было купить  годовалого быка; разумеется, были сделки гораздо дешевле. Эта сумма отдавалась жене после смерти мужа. Впрочем, она никогда не была полновластной хозяйкой, ибо даже после смерти мужа находилась под властью сыновей.

 

 Сам обряд брака  имел символическое значение: у  невесты обрезали длинную косу в знак поступления в рабство; жених надевал ей на руку кольцо – звено той цепи, которой она с ним связывалась; на ногу он надевал ей башмак – знак, что она должна будет ходить по его стопам, Когда она входила в дом мужа, над ней держали меч— символ охраны мужа и строгого наказания в случае проступка; на пороге дома ей подавали связку ключей — с этого момента на ней лежали все хозяйственные заботы.

 

 Подобные пережитки  родовых отношений долго сохранялись  у франков.

 

 В дополнениях к «Салической правде» сообщается об обедневших и совсем разорившихся франках, которые были уже не в состоянии заплатить наложенные на них штрафы и бродили по лесам, как бродяги и разбойники.

 

 Процесс исчезновения свободного  крестьянства во Франкском государстве  проходил далеко не одинаково в разных областях. Наиболее интенсивно он шел в западной части королевства — Нейстрии, отчасти на юго-востоке — в Бургундии, гораздо слабее— в северо-восточных округах — Австразии. Здесь дольше сохранялись родовые — общинные отношения. В Австразии крестьянин продолжал играть ведущую политическую роль вплоть до VIII в.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.2Причины распада родовых отношений.

 

 Продолжительные походы периода  завоевания и расселение на  новой территории ускорили начавшийся  еще во II – IV веках процесс ослабления и распада родовых и складывания новых, территориальных связей. Губинные же причины  становления  франкской  государственности

коренились  в  разложении  франкской  свободной  общины,  в   ее   классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

 

    Государство франков  по своей форме было раннефеодальной  монархией.  Оно возникло в  переходном от общинного к  феодальному обществе, которое   миновало в  своем  развитии  стадию  рабовладения.   Это   общество   характеризуется многоукладностью  (сочетанием  рабовладельческих,  родоплеменных,  общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания  основных  классов феодального общества. В силу  этого  раннефеодальное  государство  несет  на себе  значительный  отпечаток  старой   общинной   организации,   учреждений    племенной демократии.

 

    Государство франков  прошло в своем развитии  два   основных  периода  (с

конца V до VII в. и с VIII  до  середины  IX  в. На   смену   относительной    централизации

раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

    В V—VI вв. у франков  сохранились еще общинные, родовые  связи, отношения эксплуатации  среди самих франков не были  развиты,  немногочисленной  была  и франкская служилая  знать,  сформировавшаяся  в  правящую  верхушку  в  ходе военных походов Хлодвига.

    Наиболее ярко  социально-классовые различия  в раннеклассовом  обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой  памятник    франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако,  не получил широкого распространения. Раб в отличие от  свободного  общинника- франка считался вещью. Его кража  приравнивалась  к  краже  животного.  Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободые .  Салическая  правда  указывает также на  наличие у   франков   других

социальных  групп:  служилая   знать,  свободные   франки   (общинники)   и

полусвободные 2литы. Различия между  ними  были  не  столько  экономическими, сколько  социально-правовыми.   Они   были   связаны   главным   образом   с происхождением и  правовым  статусом  лица  или  той  социальной  группы,  к которой  это  лицо  принадлежало.  Важным  фактором,  влияющим  на  правовые различия франков, стала принадлежность  к  королевской  службе,  королевской

дружине, к складывающемуся  государственному аппарату. Эти различия  наиболее ярко выражались  в  системе  денежных  возмещений,  которые  служили  охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

 

    Наряду с  рабами существовала особая категория  лиц — полусвободные литы, жизнь  которых оценивалась половиной  вергельда  свободного,  в  100  солидов.Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося  в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы  могли вступать в договорные отношения, отстаивать  свои  интересы  в  суде,  участвовать  в

военных походах вместе со  своим  господином.  Лит,  как  и  раб,  мог  быть

освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось  его  имущество.

За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что  и  рабу,

например смертная казнь  за похищение свободного человека.

    Право франков  свидетельствует и о начавшемся  имущественном  расслоении франкского  общества. В Салической правде  говорится о господской  челяди  или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже  золотых  дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

    Вместе с  тем Салическая правда свидетельствует  о достаточной  прочности общинных  порядков, об общинной собственности  на поля, луга,  леса,  пустоши,о  равных  правах  общинников-крестьян  на  общинный  земельный  надел.  Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует.  Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право  передачи  надела  по

наследству  по  мужской  линии.  Дальнейшее  углубление  социально-классовых различий у  франков и было непосредственно связано с  превращением  аллода  в первоначальную форму частной феодальной  земельной  собственности.  Аллод -отчуждаемое, переходящее по наследству  3землевладение  свободных  франков  —сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он  лежал в

основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения  феодалов,  а с другой — земельного держания зависимых от них крестьян.

    Процесс распада  родовых отношений   у  франков   получает  мощный  импульс   в   ходе завоевательных войн VI—VII вв., когда в  руки  франкских  королей,  служилой аристократии, королевских дружинников переходит  значительная  часть  галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая  знать,  связанная  в  той  или иной  мере   вассальной   зависимостью   от   короля,   захватившего   право

Информация о работе Причины распада родовых отношений