Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:38, доклад
Сегодняшняя Россия занимается осмыслением путей своего развития. Оно связано со сменой точек зрения и даже «концептуальных основ социальных теорий». Россия и русские занимаются самоузнаванием: кто мы ? какие? куда мы идем? Это вопрос об идентичности - об источнике норм и поведенческих реакций, о том, «где более общий источник самосознания» , российской государственности. И вопрос о роли варягов в становлении государственности вновь стал актуален.
Проблема норманской теории.
Введение
Сегодняшняя Россия занимается осмыслением путей своего развития. Оно связано со сменой точек зрения и даже «концептуальных основ социальных теорий». Россия и русские занимаются самоузнаванием: кто мы ? какие? куда мы идем? Это вопрос об идентичности - об источнике норм и поведенческих реакций, о том, «где более общий источник самосознания» , российской государственности. И вопрос о роли варягов в становлении государственности вновь стал актуален.
Сторонники «признания варягов» как факта – норманисты – делают акцент на несамостоятельность развития русской государственности. Антинорманисты всегда говорили, что «призвание варягов» – легенда, а нормандская теория не самостоятельна. Этой полемике более 200 лет.
«Исторические бури» то стихали, то бушевали вновь. Я предполагаю в своем сообщении представить краткую судьбу нормандской теории, в обобщенной форме показать аргументы спорящих сторон.
Норманисты и антинорманисты.
Итак, в 862 году новгородцы обратились к варягам: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить да володеть нами.» И пришли варяжские князья – «старейший Рюрик, седе на Новгороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля» . С точки зрения Ключевского, «если снять несколько идиллический покров,… перед нами откроется очень простое, даже грубоватое явление». Какое же? Благодушное приглашение чужаков? – придите, властвуйте? Нет, это «военный найм», и «военные охранители получали определенный корм за свои услуги». А затем? Почувствовав свою силу наемники превратились во властителей. В 882 году, через 20 лет, некий Олег, дружинник Рюрика, появляется в Киеве; он погубил земляков своих Аскольда и Дира, а затем правил при малолетнем сыне Рюрика – Игоре (882 – 912). Позиция Ключевского представляется нам достаточно уравновешенной – спокойное признание роли «варяжского элемента», без накаливания эмоций и страстей.
Если Ключевский норманист, то самый здравый. Княжество Киевское «явилось сперва одним из местных варяжских княжеств». Однако Новгород Ключевский не считал началом Русского государства: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства. Ключевский и название Русь связывает с варягами – Русью называли « то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья» . А позднее, в 11-12 веках, Русью стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем славяно-русским населением.
Итак, если Ключевский норманист,
то близко к нему стоит и наш
современник Гумилев Лев
Позиция Гумилева более жесткая. Так, читаем: «Существуют различные гипотезы о происхождении русов, которые на разных языках называются по-разному: ружены, росы, руги.» . Гумилев склонен видеть в них племя древних германцев. По мнению Гумилева, варяг – это «профессия», т.е. наемный воин, а вот по своему происхождению Рюрик – рус. Рюрик , по мнению Гумилева, захватил Новгород, дружинников посадил в Изборске, «…путем подчинения окрестных славян… он создал свою державу» . В последствии киевляне « без всякого сопротивления подчинялись новым властителям».
И стиль и позиции Гумилева
таковы, что вызывают бурю эмоций. Так,
историк-публицист Аполлон
Иловайский – Ключевский, Кузьмин –Гумилев. Когда же все началось?
Принято считать, что норманнская теория возникла в 18 веке, когда некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, «высокомерно относившихся ко всему русскому», создали «предвзятую теорию» о несамостоятельном развитии русской государственности. Вот как описывает эту ситуацию учебник Истории СССР (М., «Высшая школа», 1983): «опираясь на недостоверную часть русской летописи … о призвании рядом славянских племен в качестве князей … варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны … были создателями Русского государства.»
Называются имена этих немецких ученых – Байер, Миллер, Шлецер. Первым антинорманистом называют Ломоносова М.В., который «горячо возражал» норманистам.
В среде норманистов были свои «оттенки». Одни (в том числе указанные немецкие ученые) вывели из летописной легенды далеко идущие выводы: славяне – инертная управляемая масса; нуждаются в постоянном вмешательстве из вне, «господах», которых и видели в варягах – германцах, византийцах, татаро-монголах .
Другое «крыло» норманистов, к которым мы относим Ключевского, Гумилева, Смирнова, Соловьева (современного историка). Не отрицая определенной роли варягов, они все-таки и не говорили ( и не говорят) о России, как о «безличном хаосе» ( Чаадаев П.Х.).
Таким образом, норманны и
норманнская теория – это слишком
тугой узел, в котором завязаны
специфические вопросы, затрагивающие
чувства русского человека. Это вопрос
об исторической судьбе России, как
оказывается. Так, в одной из дискуссий
В.К.Кантор без оговорок заявил: «
Норманнское завоевание … связало
молодое государство с
Современная ситуация: преодоление крайностей.
Новый импульс к обсуждению норманнской теории дают публикации последнего периода.
Исследования А.А.Горского показывают, что «данные археологии бесспорно указывают на наличие в древнерусской дружине неславянских компонентов.» Курганские комплексы 9-10 веков свидетельствуют о наличии в древнерусской дружине заметного скандинавского компонента. Варяги участвовали в походах Олега и Игоря на Византию, Владимир в борьбе с Ярополком привлекал варяжский наемный отряд, дважды нанимал варягов Ярослав для борьбы за Киев; последний факт участия варяжских наемников в русском войске относится к походу Владимира Ярославовича на Византию в1043 году. (Горский со ссылкой на исследования летописей). В тоже время подчеркивается: часть попадавших на Русь варяжских дружинников лишь временно включалась в процесс развития на Руси; оседание варяжских дружинников на Руси было особенно частым до конца 10 века, а с10 века варяги стали нередко после пребывания на Руси уходить на службу в Византию. В целом можно заключить, что из иноэтническиих элементов в древнерусской дружине с конца 9 до середины 11 веков преобладал скандинавский, с середины 11 – тюркский.
Но ведь само по себе участие
дружинников ( в том числе и
варягов) в системе государственного
и вотчинного управления отмечалось
многими исследователями ( Соловьевым
С.М., Пресняковым А.Е. и др.). только
одни полагали, что дружинники появились
на Руси с варяжскими князьями и
до 11 века, что в ней преобладали
скандинавы (Ключевский), а другие, что
дружинный элемент не был пришлым,
а формировался на месте (М.С.Грушевский);
Б.А. Рыбаков считает, что дружины
у восточных славян существовали
еще в 6-7 веках. А вот И.Я. Фроянов
как бесспорное доказывает существования
на Руси дружин в 9 веке , а для более
раннего периода – как
Сама эта дискуссия ведется сейчас в спокойных тонах. Этому способствует процесс демократизации в нашей стране. Началось новое осмысление всей русской истории. Было время, когда одно только упоминание о норманнах могло стоить историку жизни. 1987 году в «Литературной России» была опубликована статья Бронислава Лисина «Откуда был родом Рюрик?». Эта статья показала, что историки, к сожалению, слишком долго зависели от идеологии, от политической ситуации, от коньюктура.
Происходило это потому, что от ответа на вопрос о варягах зависели , в огромной степени, «великие русские вопросы», и среди них главный – способна ли Россия найти свой путь (русский путь), или она всегда будет нуждаться в рюриках, в толчке из вне, в образце и т.д. И старая полемика между славянофилами и западниками, и современные дискуссии говорят о том, что все вопросы остались открытыми. Проблема варягов и проблема петровских реформ – все это достаточно тесно связано с современностью, с историческим выбором России последнего десятилетия. Философы говорят о кризисе менталитета: « мы не можем себя идентифицировать» , понять , определить. Думается, что исторические науки могли бы помочь этой беде. Ну был Рюрик, были варяги, но ведь не потерялись в историческом пространстве! В конце концов норманнская тема как-то уравновесится. Свидетельство тому – более взвешенный тон публикаций последних лет. Кажется, наиболее «отъявленные» норманисты терпят поражение (Россия –Ничто и т.п.).
Заключение.
Норманнская теория и то, что происходило вокруг нее, что в угоду идеологическим установкам могли извращать, замалчивать или даже придумывать те или иные « исторические факты». Теперь на наших глазах рассыпаются многие догмы, необходимые прежде не столько истории, сколько идеологии.
Поэтому и нет определенного доверия ко многим историческим работам.
Хочется надеяться, что ни воспитательные, ни идеологические цели не помешают больше историкам искать истину, в том числе и в «норманнском вопросе».