Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:50, реферат
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
I. – Введение……………………………………………………………… 3
Проблема экспансии в Россию западных ценностей и формирование «массовой культуры»
I.2 - Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе…................................................................4
I.3 - Понимание необходимости формирования модель новой российской государственности………………………………………………………….6
I.4 - Формирующаяся структура социальной стратификации…………...8
I.5 - Массовая культура и ее формирование……………………………….13
I.6 - Советская модель массового общества и культуры………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………….....17
Министерство общего и
профессионального образования
Ростовской области
государственное автономное образовательное
учреждение
среднего
профессионального образования
Ростовский техникум
рекламы, сервиса и туризма «Сократ»
РЕФЕРАТ
по ОГСЭ.02 «История»
на тему: « Проблема экспансии в Россию западных ценностей и
Выполнила: обучающаяся 2 курса, учебной группы № 23Р2 специальность ОПОП СПО 031601 очной формы обучения Стаценко Ангелина Николаевна
Проверил: преподаватель ФИО |
г.Ростов -на –Дону
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. – Введение…………………………………………………………
Проблема экспансии в Россию западных ценностей и формирование «массовой культуры»
I.2 - Культурно-духовное пространство
России, ее культурный облик в постиндустриальном
обществе….....................
I.3 - Понимание необходимости
формирования модель новой российской
государственности…………………………………
I.4 - Формирующаяся структура социальной стратификации…………...8
I.5 - Массовая культура и ее формирование……………………………….13
I.6 - Советская модель массового общества и культуры………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Россия – многонациональная и многоконфессиональная (неизвестные термины можно найти в Интернете) страна. В течение долгого времени ее культура формировалась на основе развития национальных культур населяющих ее народов, с разной степенью взаимовлияния. Подобно большинству стран Запада, в настоящее время Россия столкнулась с проблемой сохранения исторического культурного наследия в условиях нашествия такого глобального явления как масскульт, или массовая культура.
Культура — это духовный компонент человеческой
деятельности как составная часть и условие
всей системы деятельности, обеспечивающей
различные стороны жизни человека. Это
означает, что культура вездесуща, но вместе
с тем в каждом конкретном виде деятельности
она представляет лишь ее собственно духовную
сторону — во всем разнообразии социально
значимых проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат
духовного производства, что и делает
ее существенной частью совокупного общественного
производства и социальной регуляции
наряду с экономикой, политикой и социальной
структурой. Духовное производство и обеспечивает
формирование, поддержание, распространение
и внедрение культурных норм, ценностей,
значений и знаний, воплощенных в различных
компонентах культуры (мифы, религия, художественная
культура, идеология, наука и т.д.). Как
важный компонент совокупного производства
культура не сводится к внепроизводственному
потреблению или обслуживанию. Она является
непременной предпосылкой всякого эффективного
производства.
Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе
Вступление России в эпоху
либеральных реформ характеризуется
глубочайшим потрясением
Культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества формировались в процессе paзрушения советского культурно-духовного пространства. Этот процесс обусловлен вхождением России в постиндустриальное общество.
В 2006 г. в Санкт-Петербурге на первом Российском культурологическом конгрессе отмечена тенденция к созданию глобалъно-информационного общества, определению условий, которые соответствуют интересам людей планеты, а не только «золотого миллиарда», с помощью возможностей глобальной культуры двигаться к этой цели. Ресурсы заключены в экологическом понимании современной социальной сети. Данная система представляет собой систему сетевого характера. Каждый элемент сети создается всеми другими элементами и выражает ее содержание. Вся система может быть понята только при адекватном понимании ее базовых элементов в их единстве. Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях:
Россиянам необходимо было решить три задачи:
Первая задача решалась путем
использования
Сложность задач затрудняет выделение четких временных рамок решения каждой. Поиски решения первой задачи приходятся преимущественно на первый этап (1992-2000 гг.). Вторая и третья задачи на втором этапе (2000-2009 гг.) решались более целеустремленно и целенаправленно. Уделялось больше внимания формулированию государственных интересов в сфере культуры. Многие исторические задачи приходилось решать политическими средствами.
В 1992-2000 гг. процесс свелся к тому, что функции культуры и власти в реальности переставали совпадать. Культура перестала пониматься как опора власти и как средство сохранения самой власти.
Этому способствовало исчезновение запретов. Символика советской власти, выраженная в наименовании городов и сел, отвергалась населением. На карте страны вновь появились Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сергиев Посад, Великий Новгород. Национальным флагом признано историческое знамя России — триколор. Новая российская власть активно поддерживала эти процессы. В октябре 1993 г. была создана Государственная комиссия по перезахоронению останков царской семьи. В июле 1998 г. состоялась торжественная церемония перезахоронения в Петропавловском соборе.
Процесс изменения культурного облика россиян положил начало формированию новой модели коллективной самоидентификации, роли в ней личной позиции. Этот процесс распадался на два этaпa. В 1992-2000 гг. антикоммунизм часто заменял отсутствие собственной позитивной позиции. Защита национальных интересов России была риторической, забота о государстве понималась в геополитическом контексте. Но распад советской империи каждый человек переживал болезненно. Затруднялись связи с родственниками, друзьями, коллегами по работе. Переживал распад СССР самый крупный этнос страны — русские. Они вложили огромное количество сил, принесли неисчислимые жертвы при строительстве российской империи. Для сохранения огромной территории в советский период затрачены культурные, образовательные, интеллектуальные ресурсы
Понимание необходимости формирования модель новой российской государственности
С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формирования модель новой российской государственности, конкретизации национальных интересов.
В 1992-2000 гг. позитивная
модель национальной самоидентификации («мы — хорошие,
добрые, культурные и т. п.») стабилизировала общество и
обеспечивала относительно высокий уровень толерантности. Однако
существовала и негативная модель («они — плохие,
злые, агрессивные и т. п.»). Негативная
модель способствовала формированиюксенофобии. Элемен
На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из разных источников.
Во-первых, открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных ценностей других стран.
Во-вторых, положительному опыту узнавания «других» мешали снижение жизненного уровня, первые коммерческие неудачи, отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность.
В-третьих, способности и таланты большинству новых собственников было трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям получивший название «приятельского капитализма».
В-четвертых, миграция населения из стран СНГ, переезд из благополучных регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался доверчивостью обывателем.
В-пятых, террористические акции способствовали формированию ксенофобских эмоций.
Все факторы способствовали сохранению остатков имперско-советской психологии. В ней оказалась сильна тенденция к консолидации «от противного», перед лицом некоего врага. В первую очередь этой тенденции подвержено малоимущее население. «Враг» – приобретал выраженный этнический характер. Его облик конкретизировали террористические акты, выделение в общей массе «лиц кавказской национальности».
Облик врага эксплуатировали СМИ различные политические группировки. Первые с целью достижения доходов и повышения своего рейтинга, вторые — с надеждой заполучить голоса на выборах. На государственном уровне проблема воспринималась весьма серьезно.
Формирующаяся структура социальной стратификации
Для российской
культуры и духовной жизни россиян
оказалась непривычной
Во-первых, ломалась привычная структура деления общества на рабочих, крестьян и интеллигенцию. Общество начинало делиться на низшие, средние и высшие классы.
Во-вторых, в основу деления закладывались новые признаки: деление общества по доходам, бытовым условиям, психологии.
В-третьих, новые признаки вошли в противоречие с культурными архетипами и дореволюционной русской, и советской культурой. Русская культура традиционно строилась на идеале справедливости. Советская идеология эксплуатировала идею равенства.
В-четвертых, разрушена система политического манипулирования властью монопольным идеологическим инструментом. Складывался сложный конгломерат новейших, частью вульгарно понятых, идей и теорий. Он усложнял восприятие новых правил и отношений. В массовом сознании россиян на смену идеологии марксизма-ленинизма шли либеральные теории, на которых базировалось информационное общество. Но серьезное воздействие оказывали и идеи православных мыслителей. В них духовно наполненная жизнь противопоставлялась суетной деловитости как сути предпринимательства.
В-пятых, нравственность большинства россиян не примирялась с тем, что имущественный критерий на практике достигался не в результате таланта, способностей, но в результате использования нерешенных проблем законодательства, отсутствия четкости новых правил жизни, прямого их нарушения.
Процесс нового структурирования болезненно, но наиболее результативно протекал в среде интеллигенции. Критерием различий стал не привычный уровень образования, а имущественный. Ошибки экономических реформ, новые критерии различия привели к болезненной коллизии в её среде.
Возникли процессы, приведшие многих в категорию «новых бедных». Но из этой среды вышли и первые олигархи. Из нее же преимущественно формировался и средний класс.
Сложилась уникальная ситуация: одной из основных проблем постсоветских реформ стал высокий стартовый уровень образованности всего общества и, как следствие, завышенный уровень ожиданий. Он стал психологической помехой в новых условиях жизни. Социологи заговорили о возрождении в России «культуры бедности». Эта «культура бедности»являлась частью советской традиции (несколько преодоленной в брежневский период). Политические дискуссии способствовали поляризации психологии российского общества на тех, у кого формировалось отношение к власти как к антинародному правительству, и тех, кто пытался «оседлать» время, понять суть и смысл текущих перемен.
Массовое сознание отказывалось признать законными итоги приватизации. Политические лидеры левого толка твердили, что истинная духовность несовместима с бизнесом. Особенную активность проявляли коммунисты и «почвенники». Партии либерального спектра не осознавали, что массовое сознание нуждается в реалистическом подтверждении идей либерализма. В повседневной жизни россиянин нуждался в конкретном объяснении конкретной связи роста цен на нефть, либерализации валютной системы с его личным интересом. Либеральные партии и их политтехнологи не умели работать с массовым сознанием: создавать продуктивные технологии жизни: веру в себя, в свое дело, в свою страну.
В итоге , профессиональная интеллигенция оказалась выведенной за рамки интеллектуальных активных и эффективных действий. Частное предпринимательство во всех сферах культурной жизни утверждалось в трудных условиях.
Творческая элита оказалась
психологически не готова к интеллектуальной
модернизации страны, утрачивала ранее
огромный общественный статус. Упускалось
из виду, что молодежь, получившая среднее
образование и тем более
Сложные и противоречивые
взаимоотношения бизнеса с