Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:16, реферат
Существуют две центральные проблемы государственной программы приватизации - законодательное обеспечение передачи принадлежащих государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями единых имущественных комплексов производственных и иных ценностей.
Введение порядка, устанавливающего неотъемлемое право каждого гражданина на приобретение любых видов имущества, кроме тех, передача которых в собственность граждан запрещена
Краснодарский университет МВД России
Реферат: «Программа приватизации СССР»
Выполнил: Старов В.С
Краснодар 2013
1.Ограничения.
Существуют две центральные проблемы государственной программы приватизации - законодательное обеспечение передачи принадлежащих государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями единых имущественных комплексов производственных и иных ценностей.
Введение порядка, устанавливающего
неотъемлемое право каждого гражданина
на приобретение любых видов имущества,
кроме тех, передача которых в
собственность граждан
2. Продажа или бесплатная раздача?
Важнейший вопрос - почему нужно продавать государственную собственность, а не раздавать ее гражданам бесплатно?
Идея бесплатной раздачи средств производства, выдвинутая рядом известных экономистов, политических деятелей и поддержанная некоторыми средствами массовой информации, получила широкий общественный резонанс. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» рыночной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. Внешняя простота и кажущаяся социальная справедливость подобного метода приватизации снискали ему определенную популярность.
Действительно, государственная собственность
создавалась всем народом, причем многими
поколениями. Но это вовсе не означает,
что ее надо бесплатно вернуть
всему «народу». Более глубокий экономический
и правовой анализ показывает, что
эмоциональная
Во-первых, бесплатная раздача несправедлива
и именно потому, что государственная
собственность имеет ярко выраженное
общественное происхождение. Прямая передача
этой собственности отдельным лицам
или группа не ликвидирует, а усилит
неравенство вследствие того, что
различные объекты
Во-вторых, бесплатная раздача государственной собственности (в равной мере между всеми гражданами), невозможна так как не существует единого критерия такой процедуры. Кроме уже упоминавшейся несопоставимости объектов государственной собственности (при одной и той же балансовой стоимости реальная их ценность может существенно различаться), несопоставимы и различные категории граждан: у одних больше трудовой стаж, у других - выше зарплата или должность, у третьих - больше детей и т.д. Поэтому попытки раздать всем поровну обязательно приведут к бесконечным и бесплодным опорам о том, у кого больше прав на собственность.
В-третьих, бесплатная раздача неэффективна, так как обладать собственностью это значит не только получать доходы, но и нести убытки, оплачиваемые в конечном счете из имущества собственника. Поэтому собственниками средств производства все граждане быть не смогут, да и не захотят. В лучшем случае полученный «кусок» государственной собственности значительная часть граждан перепродаст, причем по крайне низким ценам, тем, кто действительно готов нести всю имущественную ответственность за использование средств производства и рисковать своей собственность во имя получения прибыли.
3. Объекты приватизации.
Под объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.
Приобретение предприятия как
целостного хозяйственного комплекса
и приобретение отдельных видов
имущества предприятий
4. Продавцы
В качестве продавцов объектов государственной
собственности признаются специальные
исполнительные органы (республиканские
комитеты по управлению государственным
имуществом и аналогичные им органы),
в фикции которых входит непосредственная
организационная работа по приватизации
государственной собственности
и оперативно-хозяйственное
а) общественный, по существу, характер государственной собственности предопределяет, что распоряжаться ее продажей может только представитель всего общества - государство. Причем государство должно выступать в качестве продавца, будучи свободным от ведомственных интересов своих органов, выполняющих, как правило, отдельные функции по управлению народным хозяйством. Недопустимо передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления, так как их специфические интересы состоят не столько в приватизации, т.е. передаче прав собственности и управления, сколько в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею. Специальные же госорганы наделяются только одной функцией - провести приватизацию передаваемых ему объектов государственной собственности и лишь в той мере, в какой приватизация растягивается во времени, они вправе и обязаны управлять этими объектами;
б) государство является единственным
продавцом государственной
в) подобная организационная структура
позволит нащупать пути решения одной
из наиболее острых проблем - разграничения
прав собственности на государственные
предприятия и организации
5. Покупатели.
Правами покупателей объектов приватизации
по процедурам, предусмотренным концепцией
приватизации, пользуются только граждане
и негосударственные
Предоставление всем гражданам
и негосударственным
а) приобретение собственности должно быть строго добровольным; поэтому в процедуре выкупа должен был бы участвовать каждый работник, а все другие варианты приватизации пришлось бы отклонить;
б) продажа государственной
в) признание исключительного
При таком подходе становится возможным,
с одной стороны, поддержать стремление
работников приватизируемых предприятий
стать предпринимателями и
6. Выбор между формами приватизации.
Приватизация может
Выбор между формами приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых комиссий по приватизации, в функции которых входит также реорганизация предприятия, оценка его стоимости и выработка рекомендаций по способам платежа.
Выбор одной из этих трех форм приватизации
государственной собственности
увязывается с социальными
Аукционная форма приватизации рассматривается как форма, дополняющая в случае необходимости форму конкурса. Аукционы по продаже объектов государственной собственности могут проводиться в случае отсутствия предложений об иных формах их приобретения, а также при безрезультатном завершении конкурсов и в случаях банкротства и ликвидации предприятий.
Преобразование
7. Оценка стоимости объектов приватизации.
Оценка стоимости объектов приватизации осуществляется комиссией по приватизации какого предприятия по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.
Приобретение государственной собственности - это приобретение покупателем права на получение дохода от использования всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость имущества (часто символическую), а должен выплатить доход, который могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования ресурсов.
Приватизация государственных предприятий не должна преследовать чисто фискальные цели: главная задача - коренное преобразование отношений собственности. Тем не менее недопустима продажа предприятий по заниженным ценам, так как государство может потерять даже тот доход, который оно получает в настоящее время: как собственник предприятий, что крайне осложнит и без того тяжелое финансовое положение страны. Поэтому необходимо исходить по меньшей мере из минимальных требований государства к стоимости объектов приватизации. Эти требования - получение от продажи государственных предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный доход, получаемый государством при сохранении государственной формы собственности.