Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:35, дипломная работа
Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56
В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических
методов и менее описательной, чем историко-генетический.
Подтверждением выше
работы. Сравнивая, анализируя и синтезируя точки зрения ученых
отечественных и зарубежных разных эпох на заданную тему. Т.е. проводится
сравнение этногенетических схем славян.
Так же
используя историко-
тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. Помимо этого он
позволяет показать причинно-следственные связи в закономерности
исторического развития в их непосредственности, а исторические события
охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Таким образом,
описывая, рассматривая этногенетические схемы историков, занимающихся
данной проблемой, выявляем причинно-следственные связи и факты.
Практическая значимость работы, представляет собой, тот факт, что
работа может послужить и помочь при подготовке к семинарским занятиям по
исследуемой тематике, как по истории России, так и по историографии.
И в заключении хотелось бы выразить благодарность преподавателям
Исторического факультета, за помощь в написании дипломной работы, в
особенности своему научному руководителю Ткаченко Сергею Дмитриевичу.
Глава I. Дореволюционная
отечественная историография
Одной из важнейших
проблем истории
проблема формирования того этнического массива, из которого выросла и
развилась древнерусская народность создатель экономических, социально-
политических институтов и культуры Киевской Руси. Важность этой проблемы
стихийно осознавалась уже первыми русскими историками-летописцами XI-XII
вв. Именно ими была разработана первая этническая концепция возникновение
древнерусской народности, содержавшая два коренных положения, которые не
утратили своего значения до наших дней. Первое – о родстве и единстве всего
славянского мира, второе – об исходной миграции с запада славянских племен
составивших активное ядро Древнерусского государства.
В этой главе я коснусь рассмотрения точек зрения теорий дореволюционных
российских ученых историков о расселение восточных славян.
Но сначала окунемся в далекий XVIII век, так как в это время происходит
полемика Ломоносова и Миллера о призвании варягов и привнесения ими
государственности на русскую землю.
Эта полемика
имеет большое
начинает борьбу антинорманистов с норманистами, которая не прекращается ни
в XIX, ни в XX веке. В течение этого длительного периода делались
неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов и
другие показания источников о варягах в Восточной Европе для утверждения о
неспособности славян самостоятельно создать государство и о решающей роли
пришлых германцев в деле создания русской культуры. Однако мы жестоко
ошибаемся, если станем думать, что все норманисты отстаивают такие
оскорбительные для русского народа и далекие от науки утверждения. В числе
норманистов кроме прямых фальсификаторов было много выдающихся ученых и
бесспорных патриотов (например, А.А.Шахматов и А.Е.Пресняков).
В современной
историографии спор
несколько сложных и важных проблем: 1) о роли внутренних причин и роли
иноземцев (варягов) в процессе формирования и развития древнерусского
государства; 2) о степени норманнского влияния на развитие социальных
отношений и культуры, причем для ответа на этот вопрос привлекаются данные
археологии, языкознания, памятники культуры (советские историки отмечали
сравнительную слабость норманнского влияния, по сравнению с византийским и
татарским); 3) о происхождении имени Русь, русского народа, причем этот
терминологический вопрос представляющий широкий интерес, все же имеет
меньше научное значение, чем первые два.
В середине XVIII века, вопрос о происхождении государства еще не
связывался с возникновением общественных классов и непримиримых
противоречий между классами. Он сводился к этническому происхождению
правящей династии. Ни Ломоносов, ни Миллер не сомневались в призвании
Рюрика с братьями; спорен только вопрос, был ли Рюрик норманном или
славянином, и откуда он пришел. Если Байер и Миллер полагали, что варяги с
Рюриком во главе пришли в Новгород из Скандинавии и были норманнами, то
Ломоносов считал, что они пришли с юго-восточных берегов Варяжского
(Балтийского) моря. Здесь между Вислой и Двиной жило славянское племя Русь,
призванное в 862 г. в Новгород.1
Происхождение имени Русь Миллер выводил из термина россалайна, которым
финны именовали шведов. Ломоносов считал невероятным, чтобы Новгород стал
именовать пришлых варягов, а потом и самих себя финским словом. Он обращал
внимание на сходство имени россияне и роксаланы – древнего народа, жившего
между Доном и Днепром, откуда часть этого народа распространилась к северу,
дойдя до Балтийского моря и Ильмень озера. Название старинного города –
Старая Русса свидетельствует о том, “что прежде Рюрика жил тут народ руссы
или Россы, или по-гречески роксаланы называемый”.2
Из аргументов приведенных Ломоносовым в пользу мнения о южном
происхождении Руси, до сих пор используется его указание на наличие на юге
топонимов с корнем -рос- (например, приток Днепра – Рось-река).
Мнение М.В.Ломоносова о происхождении россиян от россалан не удержалось
в науке. Миллер писал, что в древности фигурировало слово Русь. А слово
россияне возникло и вошло в употребление недавно и не может служить
доказательством этого мнения.3 Не удержался в науке и тезис Ломоносова о
приходе Рюрика в Новгородскую землю с юго-восточного славянского побережья
Балтики.
Иначе дело обстоит
с вопросом о масштабах
на восточных славян. Вызвавшие решительные возражения со стороны Ломоносова
мнение Миллера и Шлецера о совершенной дикости восточных славян до прихода
варягов, отвергнута современными историками, как и утверждение о решающем
влиянии норманнов. Поддержана и подкреплена специальным анализом мысль
М.В.Ломоносова о том, что в славянском языке не заметно “знатной перемены”
в сторону языка скандинавов, между тем “и по ныне имеем мы в своем языке
великое множество слов татарских”.4 Этот аргумент сохраняет свое значение и
сегодня в научных кругах. Вместе со сравнительно небольшим количеством
скандинавских археологических памятников на территории Руси он опровергает
мнение о сильном норманнском влиянии.
Около 1751г. Ломоносов начал подготовительную работу над “Древней
Российской историей от начала российского народа до кончины Великого
русского князя Ярослава Первого”. До 1754г. он собирал и выписывал данные
русских, античных и западных средневековых источников, а затем в течение
нескольких лет писал свой труд. Подобно Татищеву, Ломоносов посвящает
первую часть своего произведения “ веку древнему до Рюрика” и высказывает в
ней ряд оригинальных и ценных мыслей. К ним относятся тезис об участии
славян в походах германцев на Рим. Предположение Ломоносова о славянском
происхождении завоевателя Рима Алариха нельзя признать обоснованным, но его
утверждение, что “между готами множество славян кучно воевали”, вполне
справедливо.5
К числу замечательных историографических мыслей М.В.Ломоносова
относится и его тезис об отсутствии “чистых” в расовом и этническом
отношении народов (“ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с
начала стоял сам собою без всякого примешения”), и слова о роли, как
славян, так и финнов (чуди) в деле освоения обширного пространства русских
земель, и утверждение, что в состав варяжских дружин в Древней Руси входили
не одни шведы, а и представители других северных народов.6
Таким образом, я изложила начало и сущность норманнской теории и
полемику Ломоносова - истинного патриота, с Миллером – откровенным
норманистом, которые положили начало дискуссии, которая не прекращается, и
по сей день.
Следует отметить, что в XIX веке, который ниже я рассмотрю, норманнская
теория рассматривалась во всех трудах, касающихся древней истории
Российского государства, всех дореволюционных российских ученых –
историков.
Русский историк Устрялов Н. выдвинул свою этногенетическую схему. По
его мнению, племя известное ныне под именем славянского, при первом
появлении в истории, в конце V века и в начале VI века по Рождеству
Христову, занимало многочисленными поколениями пространство от Балтийского
до Черного моря и Дуная, от Тисы до Одера и берегов Днепровских.7
Современники именовали его Венедским, разделяя на три главные
поколения: на венедов, обитавших между Балтийским морем и Карпатскими
горами; на славян, живших между от Тисы до берегов Днестра и от Дуная до
истоков Вислы; на антов, живших на берегах Черного моря между устьями Дуная
и Днепра.
Судьба славянского имени, от первого появления его в истории и до
образовании в нем в IX – X веке государств Русского, Польского, Богемского,
Моравского, Сербского и другие мало известно. Восточные славяне образуют
самостоятельную державу Русь.
Поколение славян, вытесненные аварами с берегов Дуная и Черного моря, и
удалившиеся к северо-востоку, вероятно в VIII веке заняли все пространство
от Вислы до Оки, от Ладожского озера до порогов Днепровских. Какие народы
обитали в этом пространстве до прихода новых поселенцев и как славяне
утвердились там, силою орудия или другими средствами, достоверно не
установлено.8 Известно, что при Геродоте жили здесь какие-то Андрофаги и
Миланолены. Что III столетия в продолжение 400 лет, приходили в южную
нынешнюю Россию разные народы: с севера готофы, основавшие там, в IV веке
могущественное государство, с востока несметные орды гуннов, алан, балгар,
аваров; но в VII столетии, как можно догадываться, только малочисленные
остатки этих народов, могли удерживаться в западной России, и славяне,
вероятно, нашли там одни пустыни, где скитались слабые толпы частью
единоплеменников их, частью чуждых народов скоро слившихся с ними. В своей
работе “Русская история” Н. Устрялов так же обращает внимание на
норманнскую проблему. И отстаивает свою точку зрения норманиста таким
образом: Предпринимая отдельные походы в моря Атлантическое и Средиземное,
норманны естественно не могли оставить без внимания ближайших стран
Прибалтийских, в особенности славянских, где находили, кроме хлеба и другой
рухляди, другую для себя выгоду: через землю восточных славян пролегал путь
в богатую Грецию, которую они считали самою обильною страной в мире со
всеми благами природы. Они отправлялись туда отчасти для грабежа, отчасти
для получения платы за службу императорам: достоверно, что за долго до
поселения в земли славянской, в императорской гвардии было много норманнов.
До половины IX столетия, норманны приходили в землю славянскую на время, и
кажется не имели прочных поселений: когда же в Скандинавии, по смерти Карла
Великого, произошло всеобщее волнение и недостаток в продовольствии
заставил обитателей ее искать нового отечества, одни толпы бросались на
запад, другие на восток. В Англии, Франции, Италии норманны утвердились
после долговременной войны: в земле славянской не встречали такого отпора и
овладели его без труда.
От пришествия Рюрика на берега Ильменя, или от первого соединения
славян с норманнами, до принятия правнуком его, Владимиром, Христианской
веры, утвердившую Русскую Державу, главным явлением истории нашего
отечества было быстрое расширение пределов Руси, сперва на юго-восток к
берегам Оки, потом на юг по Днепру, далее на запад до истоков Вислы и
Нарева.9 Это расширение было следствием норманнского характера. Славяне
могли жертвовать своею волею и признавать господство норманнов, но
национальность их оставалась неприкосновенной; ибо везде, куда ни
приходили, во Франции, Англии, в Италии норманны быстро сливались с
туземцами, тем неизбежнее
было это слияние в земле
должны были расселиться в стране обширной и при своей малочисленности, в
Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии