Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:17, реферат

Краткое описание

Вопрос об этногенезе (происхождении народов) и так называемой прародине славян к настоящему времени окончательно не решен. Этногенез славян, вероятно развивался поэтапно (протославяне, прасловяне и раннеславянская этнолингвистическая общность).
Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные как славянские, так и неславянские этносы (даки, фракийцы, тюрки, балты, финно-угры и т.д.). Возникали и менялись контактные зоны с различными особенностями этнических процессов в эпицентре и на периферии.

Содержание

Введение
1. Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв.
2. Занятие, общественный строй и религия восточных славян.
3. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика.
4. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
5. Тест
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

     О занятиях восточных славян известно, что, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промысламиохотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско - волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на путииз варяг в греки”, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. 

   1.2 Расселение восточных славян VI - VIII вв.

   В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине  у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных  княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.

   В свою очередь, каждое отдельное племя  состояло из множества родов и  занимало значительную территорию. В  летописи называются десятка полтора  таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы.

   В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях  Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины  при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи. Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.

   Данные  летописи о расселении восточных  славян через много веков были подтверждены археологическими находками  женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный  фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.                                                                                                         Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена. Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни. 

  1. Занятие, общественный строй и религия восточных славян.
 
  1. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика.
 

    Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного  процесса разложения родоплеменного строя  и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

    Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы  племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких  объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

    То  есть в начале VIII века нашей эры на территории Руси уже были зачатки государственности.                  

    Согласно "Повести временных лет", русская  княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

    Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность нормандской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

    Если  варяжская легенда не вымысел (так  считает большинство историков), рассказ о призвании варягов  свидетельствует лишь о нормандском  происхождении княжеской династии.

    Версия  об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

    Главой  государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов. Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства по причине постоянных усобиц между правящими князьями. Каждый раз Русь делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель. 
 

2. Верования восточных  славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное  для всех народов древнего мира. Зарождение языческих культов произошло  в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому реконструкция славянского язычества чрезвычайно сложна.

Помимо этого  обстоятельства, восстановление картины  язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части -это полемические христианские антиязыческие сочинения.

Славянская мифология  очень разнообразна и сложна и  состоит как из многочисленных божеств, так и хтонических существ, олицетворяющих производительную силу земли.

В глубокой древности  у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя- военноначальника и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков. Культ Велеса - очень древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних людей была охота и собирательство. В дальнейшем, по мере перехода к прозводящему типу хозяйства, Велес стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток. В период христианизации культ этого божества трансформировался в облик святого Власия. Макошь - богиня плодородия, покровительница женщин. Природа этого божества еще не совсем ясна.

Истоки славянской мифологии очень сложны. На ее формирование оказали влияние различные народы. Так, на Севере был распространено божество Тур, очевидно имеющее скандинавское происхождение, а на Юге Восточной Европы сказалось влияние иранской мифологии. Сохранялись и тотемические представления. Кроме того, мир восточных славян был “населен” многочисленными берегинями, русалками, лешими, оказывавшими непосредственное влияние на их жизнь.

Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими  были летописные “волхвы”, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского “капь” - изображение, идол), богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

В целом, славянское язычество не могло удовлетворить  потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной  социальной доктрины, способной объяснить  реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы. 
 

Информация о работе Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв