Происхождение названия "Белая Русь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Каждый народ, достигнув определенного уровня своего культурно-исторического развития, общественного и этнического самосознания, начинает осознавать большую важность своей истории, знание которой необходимо сохранить и передать следующим поколениям. Люди изучают историю потому, что повседневно творят ее, и в процессе этого творения ищут аналогов в прошлом, чтобы с его помощью сверить настоящее и предвидеть будущее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Версии происхождения названия «Белая Русь» немецкого дипломата и путешественника Зигмунда Герберштейна и итальянского дворянина Александра Гваньини…………………..6
Мнения русских историков В.Н. Татищева, Карамзина М.Н. …...8
Концепция возникновения названия «Белая Русь» белорусского историка М.Ф.Пилипенко…………………………………………...9
Белая Русь на карте венецианского монаха Фра Мауро и письмо ливонского магистра………………………………………………..10
Упоминание термина «Белая Русь» Симеоном Суздальским (епископом Владимирским) и итальянским путешественником Амвросием Контарини…………………………………………….11
Историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский о Галицкой митрополии…………………………………………………………12
Епархии русской церкви 14 века в подтверждении польских историков того времени…………………………………………….13
Трансформация названия «Белая Русь» в 15 – 17 веках…………14
Происхождение термина «Чёрная Русь»…………………………16
10. Происхождение названия «Белоруссия»…………………………17
Заключение………………………………………………………………..20
Список изученной литературы…………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

НАШ РЕФЕРАТ.docx

— 54.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Версии происхождения названия «Белая Русь» немецкого дипломата и путешественника Зигмунда Герберштейна и итальянского дворянина Александра Гваньини…………………..6
  2. Мнения русских историков В.Н. Татищева, Карамзина М.Н. …...8
  3. Концепция возникновения названия «Белая Русь» белорусского историка М.Ф.Пилипенко…………………………………………...9
  4. Белая Русь на карте венецианского монаха Фра Мауро и письмо ливонского магистра………………………………………………..10
  5. Упоминание термина «Белая Русь» Симеоном Суздальским (епископом Владимирским) и итальянским путешественником Амвросием Контарини…………………………………………….11
  6. Историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский о Галицкой митрополии…………………………………………………………12
  7. Епархии русской церкви 14 века в подтверждении польских историков того времени…………………………………………….13
  8. Трансформация названия «Белая Русь» в 15 – 17 веках…………14
  9. Происхождение термина «Чёрная Русь»…………………………16

10. Происхождение названия «Белоруссия»…………………………17

Заключение………………………………………………………………..20

Список изученной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

Введение.

Каждый народ, достигнув  определенного уровня своего культурно-исторического  развития, общественного и этнического  самосознания, начинает осознавать большую  важность своей истории, знание которой  необходимо сохранить и передать следующим поколениям. Люди изучают  историю потому, что повседневно  творят ее, и в процессе этого  творения ищут аналогов в прошлом, чтобы  с его помощью сверить настоящее  и предвидеть будущее. Постоянное обращение  к истории делает человека исторически  образованным. Это важно, так как  историческое образование занимает важное место в жизни общества и свидетельствует о преемственности  традиций нравственности и патриотизма. Также история является важным духовным ресурсом общества. Она помогает приобрести настоящие, испытанные временем ценности, корректирует поведение, укрепляет  веру в то, за что стоит бороться. Историю своей страны необходимо изучать постоянно. Она заново переосмысливается новыми поколениями, которые видят в прошлом то, что не увидели их родители. Она создается историками, которые на основе своих исследований, иногда по-разному, подходят к развитию истории своей страны. 

Республика Беларусь является сравнительно молодым государством. На протяжении своей истории белорусские земли входили в состав разных политических образований, что с особой остротой ставит вопрос об истоках белорусской государственности. Сейчас    наша страна  находится   именно на той стадии развития, когда особенно ценится знание культуры, истории, обычаев и традиций предков. Новому поколению белорусов необходимо знать свои истоки, интересоваться прошлым, чтобы стать настоящими гражданами своей страны. Именно поэтому тема моего реферата является актуальной.

Важным объективным признаком  оформления любой этнической общности является появление принятого всеми  ее членами самоназвания - этнонима. Проблема «Белой Руси» уже давно привлекает внимание ученых.  «Белая Русь» в латинском переводе "Albaruthenia" или "Alba Ruthenia" встречается даже в западных источниках в средних веках. 
В прошлом земли, относимые к Руси, удостаивались разных эпитетов. Самым жизнестойким из них оказалось определение «Белая», закрепившееся в названии ныне суверенного государства Беларусь. В справочниках, как правило, указывается, что происхождение термина окончательно не выяснено, и приводятся две наиболее популярные этимологические версии. Согласно первой, этот термин обозначал западнорусские земли, не зависевшие ни от монголов, ни от литовских феодалов. Согласно второй, название обусловлено доминирующим цветом одежды и волос местных жителей.

 Также известны следующие  версии происхождения термина  «Белая Русь»:

  • Одни исследователи  связывают происхождение термина с климатическими, географическими и этнографическими особенностями:

    -светлая кожа, русые волосы, светлые глаза

    -носили белые  льняные одежды

    -много березовых  рощ и лесов

    -в период феодализма  было холоднее - обилие снегов

  • Другие ученые связывают происхождение термина с внешнеполитическими факторами («белая» - свободная от татаро-монгол)
  • Ещё есть версия, что восточная часть современной Беларуси предположительно названа Белой Русью после и в противовес Черной, крещенной позднее, в которой языческие традиции сохранялись дольше
  • Также существует вариант трактовки эпитета «белый» как синонима православия. Его возникновение связывается с «потерей чистоты православия» Киевом после его захвата Андреем Боголюбским в 1169 г. и перемещением политического центра Руси на Владимиро-Суздальскую землю

Так откуда пошло название Белая  Русь? Найти ответ на этот вопрос - главная цель моего реферата. В связи с поставленной целью, задачи моей работы: познакомиться с разными точками зрения о происхождении названия Белая Русь, изучить литературу, а также материалы, размещённые в интернете, посвященную данной  теме. 
После ознакомления с различными материалами по этому вопросу, я пришёл к выводу, что существует множество мнений по данной проблеме. В своем реферате я подробнее остановился на наиболее вероятных и интересных версиях происхождения названия «Белая Русь», высказанных разными историческими личностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Версии происхождения названия «Белая Русь» немецкого дипломата и путешественника Зигмунда Герберштейна и итальянского дворянина Александра Гваньини 
           Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: «Россия Белая, или Московия». Судя по всему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет», правил еще брат Рюрика Синеус. Город и одноименное озеро, которое на картах изображали непомерно большим, были овеяны завлекательными легендами. Вот что сообщает о нем немецкий дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг. в правление великого князя Василии III: 
«Город расположен не на самом озере, как утверждали иные, но до такой степени окружен со всех сторон болотами, что представляется неприступным. По этой причине московские государи обычно хранят там свои сокровища». 
Словосочетания Белая Русь Герберштейн не использует, но замечает, что «некоторые именуют государя московского Белым царем», хотя происхождения названия он не знает, лишь строя догадки по этому поводу. То есть к тому времени причина, по которой восточная Русь оказалась окрашенной в белый цвет, была уже основательно забыта. Вероятно, не была она известна и Ивану III, который в своем титуле нарек Московское государство Белой Россией (Карамзин. История государства Российского, т. VI, гл. 7).

Западнорусские земли, образующие территорию нынешней Белоруссии, в XIV-XVI вв. входили в состав Великого княжества  Литовского. В литовских правовых актах жители этих областей неизменно  именовались просто русскими, а их язык – русским. На титульном листе  Библии, переведенной просветителем  Франциском Скориной на язык, который  теперь называют старобелорусским, также значится «Библия руска». Но в 1569 г. была принята Люблинская уния, объединившая Польшу и Литовское княжество в одно государство – Речь Посполитую. И тогда поляки стали активно использовать термин Белая Русь применительно к русским землям княжества, оказавшимся теперь под их контролем.  
          Поворотным периодом в новой локализации термина Белая Русь явилась вторая половина XVI в., отмеченная многолетней Ливонской войной (1558-83), в которой Россия снова воевала с поляками и потерпела поражение. Перенос названия хорошо просматривается при сравнении двух изданий одной и той же книги «Хроника Европейской Сарматии», написанной Александром Гваньини, итальянцем, служившим в польских войсках. В первом издании «Хроники» (1578), содержание которой он, как считается, позаимствовал у польско-литовского историка Матея Стрыйковского, говорится следующее: «Русь под Московским князем названа Белой Русью, а та, которая принадлежит Польше, - Черной». А вот в переводе этой книги на польский язык (1611) утверждается нечто совершенно иное: 
«Русская земля, которая издавна называется Роксоланией, лежит от восхода солнца у Белоозера…И Русь является троякой: первая – Белая, вторая – Черная, третья – Червонная. Белая находится около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и земли Северской, которая издавна принадлежит Великому княжеству Литовскому. Черная находится в Московской земле, около Белоозера и оттуда к Азии. Червонная около гор, которые именуются Бескидами…» Также Александр Гваньини в другом труде «Описание Московии» причисляет к Белой Руси Московское государство и прилегающие к нему русские земли. Гваньини, в частности, пишет: «Я намерен, благосклонный читатель, описать Московию и пределы её, коими она замкнута; я полагаю, что прежде всего надлежит мне рассказать, откуда берет она свое наименование. Это – некая область в центре Белой (как говорится) Руссии, лежащая на северо-востоке, от которой получают наименование Московии и все прочие области Руссии, лежащие вокруг (хотя и названные совершенно различными именами)». Далее автор отмечает: «Московия, по-местному называемая Москвой, обширнейший город, столица и метрополия всей белой Руссии, подвластной великому князю московитов, вместе с областью или княжеством получила название от протекающей здесь местной реки, называемой Москвою».

2.Мнения русских историков В.Н. Татищева, Карамзина М.Н.

Историк 18 века В.Н. Татищев  писал, что термин «Белая Русь» упоминался в летописях 12 века применительно к Ростово-Суздальской земле, а затем стал распространяться и на Смоленское княжество. Владимирских (ростовских) князей учёный именует «белорусскими».

Другой великий русский  историк Н.М. Карамзин, вопреки мнению В.Н. Татищева, нигде не находил имени  «Белая Русь» («Белая Россия») до времени  правления Ивана III (1462-1505 гг.). Однако Н.М. Карамзин также причислял к  Белой Руси северо-восточные русские  земли, а именно Великое княжество  Московское. Историк приводит письмо, которое великий князь московский прислал в Рим перед своим  браком с Софьей Палеолог в 1472 году. Данная грамота была подписана следующим образом: «Сиксту, первосвятителю римскому, Иоанн, великий князь Белой Руси, кланяется и просит верить его послам».

Кроме того, Н.М. Карамзин отмечает, что, «исчисляя в титуле своём  все особенные владения государства  Московского, Иоанн наименовал оное Белою Россиею, то есть великою или древнею, по смыслы сего слово в языках восточных». В примечаниях его книги «История государства Российского» сказано, что когда в 1602 г. беглый монах Григорий Отрепьев, будущий царь Лжедмитрий, пробравшись со своими попутчиками сквозь дремучие леса, оказался на литовской стороне, встреченный ими местный житель объявил, что «страна сия Белоруская и владеет ею король Жигимонт (Сигизмунд)». В том же году Георгий Тектандер, секретарь посольства императора Рудольфа II к персидскому шаху, записал в своем дневнике, что, отъехав от Орши, они достигли реки, «которая разделяет Белую Русь и страну Московитов».

3.Концепция возникновения  названия «Белая Русь» белорусского  историка М.Ф.Пилипенко

Свою концепцию возникновения названия «Белая Русь» представил белорусский историк М. Пилипенко. Он считал, что со времен своего формирования этническая территория «Русь» не была однообразной. Она делилась на регионы, которые не совпадали с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические зоны обще-восточнославянсие общности – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь», за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». В южной поприпятской зоне на основе трансформации дреговичей, деревянн и южной части радимичей шел процесс складывания новой этнической общности – полешуков, в Североном (падвинска-днепровском) регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей – древних белорусов. Пилипенко считает, что именно они и стали непосредственными предками белорусов.

С течением времени, отмечает М. Пилипенко, в результате интенсивных этнических процессов на основе взаимодействия, сплочения двух значительных групп (поприпятской и подвинско-днепровской) восточнославянского населения, с одной стороны, и консолидации их с отдельными группами восходнеславянского населения – западнославянского (польского), балтского и тюркского (татарскага), с другой, на обширной территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, до середины XVI в. сформировались новый комплекс культуры и связанная с ним система языка. Все это свидетельствовало о появлении новой, восточно-славянской этнической территории, которая получила с тех пор свое название «Белая Русь».

4. Белая Русь на карте венецианского монаха Фра Мауро и письмо ливонского магистра

За границей Белой Русью (Белой Россией) также называли северо-восточные  русские земли. Так, на карте мира, составленной в 1459 году венецианским монахом  Фра Мауро, Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha). При этом территория, находящаяся в районе Днепра, названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель – Чёрной Русью (Rossia Negra).

На карте средней Европы, изданной немецким учёным Николаем Кузанским  в 15 веке, название «Белая Русь» относится  исключительно к Московскому государству: владения московских князей именуются Кузанским Russia Alba sive Moscovia (Белая Русь или Московия) .

Таким образом, в 15-16 веках  Московское государство, а также  некоторые другие северо-восточные  русские территории именовались  Белой Русью как в отечественных, так и в иностранных источниках. Важно отметить, что название «Белая Русь» означало то же самое, что и «Великая Русь», данные термины являлись взаимозаменяемыми.

Так, в 1413 году магистр Ливонского ордена пишет великому магистру в  Пруссию, что Витовт сговорился против них с Псковом, Новгородом и с Великой Русью (mit den grossen Reussen). При этом великий магистр, сообщая о данном сговоре чешскому королю, пишет, что Витовт заключил союз с Псковом, Великим Новгородом и со всем русским языком (der ganzen Russchen Zunge) и что придётся воевать с Белою Русью (mit den Weissen Russen). Следовательно, то, что ливонский магистр называет Великой Русью, для магистра Пруссии есть Белая Русь. И то и другое название обозначает северо-восточные русские земли.

5. Упоминание термина «Белая Русь» Симеоном Суздальским (епископом Владимирским) и итальянским путешественником Амвросием Контарини

Cимеон Суздальский (епископ Владимирский) в своём повествовании о Флорентийском соборе, написанном в середине 15 века, влагает в уста византийского царя просьбу подождать русское посольство, «яко восточнии земли суть Рустии и большее есть православие и высшее христианство Белые Руси, в них же есть государь великий, брат мой Василий Васильевич». При этом, рассказывая о прибытии русских иерархов, тот же автор пишет: «…а людей было много, сто с митрополитом Исидором, более всех, занеже славна бе земля та и фрязове зовут ее Великая Русь».

Информация о работе Происхождение названия "Белая Русь"