Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:16, доклад
Существует множество исследований и гипотез относительно возникновения наименования Русь, русский.
Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, яфетические и прочие варианты происхождения имени, традиционно связываемого с древнейшими восточнославянскими государствами, и также с этносом
(этносами), населявшими их.
Исходной точкой изучения онима «Русь» служит его словообразовательная структура
Вступление.
Основное содержание.
1 версия
2 версия
3 версия
4 версия
5 версия
версия
Заключение.
Используемые литературы.
Позднее, когда
к началу XII в. название «русь» утратило
первоначальное значение социального
термина, замененного развитой и
дифференцированной социальной терминологией
для обозначения феодального
господствующего слоя, и когда
дальнейшее развитие получило государственно-
До определенного времени употребление слова «русь» в социальном, а не этническом значении не вызывало сомнений. Последние следы этой надплеменной природы военно-дружинной «руси» зафиксированы в начале XI в.
«Русской Правдой» Ярослава.
«Русь» как название
широкого, надплеменного дружинно-
Древнерусского государства. В силу этих закономерностей происходило и перерастание уже в IX-X вв. социального значения в этническое: «русь» становится самоназванием не только для новгородских словен и киевских полян, «прозвавшихся русью», но и для варяжских послов «хакана росов», а затем посланцев Олега и Игоря, гордо заявлявших грекам: «Мы от рода русскаго».
Таковы результаты
историко-лингвистического анализа
проблемы происхождения названия «русь»».
Не исключено, что мы имеем здесь дело
с контаминацией, своеобразным наслоением
омонимичных слов разного происхождения,
обозначавших изначально разные группы
людей - социальные и этнические. Во всяком
случае, судя по всему, именно так обстоит
дело с многочисленными упоминаниями
разных народов, называемых почти или
совершенно одинаково звучащими именами
рос, рус, русь и т.п., в источниках раннего
средневековья: латино- и арабоязычных,
греческих и древнерусских. Видимо, предстоит
еще большая работа по их углубленному
анализу - с учетом времени и места, к которым
они привязаны, а также языка источника,
их упомянувшего.
ВЕРСИЯ 6.
Оригинальную и неожиданную гипотезу
еще более раннего, чем по Данилевскому,
происхождения слова “Русь” предложена
Параниным и развита в последствии А.
Шарымовым. Эта гипотеза интересна тем,
что является логическим продолжением
версии Данилевского.
1. Загадочные летописные "две руси"
Начальные историко-географические
абзацы великой "Повести временных
лет",
ПВЛ, известнейшей нашей летописи, посвящены
(по определению Дмитрия
Сергеевича Лихачева, исследователя древнерусской
литературы, который перевел ПВЛ на современный
литературный русский язык) "событиям
всемирной истории в ее средневековом
понимании": разделению Земли между
сыновьями Ноя и расселению народов по
их наделам. Тут читаем:
"Иафет же получил страны северные и западные...
"В Афетове
же части седять русь, чудь
и всякие народы: меря, мурома, весь,
мордва, заволочская чудь, пермь,
печера, емь, литва, угра, зимигола,
корсь, летгола, либь. Ляхи же
и прусы, чудь сидят близь
моря
Варяжского... Потомство Иафета также:
варяги, шведы, норманы, готы, р у с ь, англы,
галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи,
венецианцы, генуэзцы и прочие..."
Обратите внимание: в отрывке этом "русь" упомянута дважды и словом этим называются народы, жившие по разные стороны от Финского залива.
Первая "русь" соседит с чудью (сегодня это -- эстонцы). Мы будем называть ее для удобства "южнобалтийской".
Вторая же "русь"
соседствует с варяжскими народами.
Будем называть ее
"северобалтийской".
Нет сомнения, что обе руси -- и северо- и южнобалтийская были этнически родственны (иначе, с чего бы, собственно, им носить одинаковое имя?).
Польский историк Хенрик Ловмяньский высказал в книге "Русь и норманны" любопытную мысль относительно этого имени:
"Не могло
ли оно восходить к корню
raud "красный", "рыжий" и
указывать на какую-то
М., 1985. С. 187.]
Это предположение Ловмяньского оказалось продуктивным.
Географ и историк
Виктор Паранин изложил новую
теорию происхождения древней
Руси.
Паранин обратил внимание на бытовавшую
некогда в Восточной Европе систему для
обозначения сторон горизонта и ориентации
в пространстве. Называлась она "цветовой",
а основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался
красным цветом, север -- черным, восток
-- синим (голубым), а запад -- белым.
Далее надо было определить язык, в котором могло возникнуть имя, соответствующее изложенным принципам.
Поиск привел к
прибалтийско-финским языкам. При
этом оказалось, что в одном из
них, карельском, нашлись дивные слова:
"ruskej" -- "красный", и ряд
производных: "rusko" -- "заря", "румянец";
"ruskotaa" -- "краснеть" и т.д.
Никто до той поры (и до Паранина) толком
над этим не задумывался.
Очевидной стала лингвистическая основа слова "русь" как ц в е т о в о г о символа ю ж н о г о элемента какой-то территориальной системы. Какой же именно?
2. Подсказывает "Калевала"
Для ответа на этот
вопрос Паранин обратился к
Главное эпическое время его -- бронзовый век, рубеж эпохи бронзы и железа, примерно 100 год до Рождества Христова (РХ).
Основной же сюжет эпоса заключается в борьбе за обладание чудесной мельницей Сампо между героями, обитающими в южной Калевале (Вяйнеле), с жителями Похьелы (то есть Севера). По этому поводу знаток фольклора академик Борис Александрович Рыбаков заметил в статье "Сампо и сейды":
"Возможно, что
битва за Сампо -- не столкновение
финнов и карел с лапландцами
(саамами), а соперничество родственных
между собой южных финно-
Обратите внимание:
столкновение юга с севером, "красного"
с "черным",
"ruskej" с "musta"! Это -- решающее
для понимания будущей судьбы этнонима
"русь" положение. Что оно означает?
Во внутриплеменной
борьбе южной части единого племени
с северной
(запечатленной в "Калевале", где
борьба эта обрела вид битвы за Сампо),
в борьбе "красного" с "черным",
южная часть обособляется от северной
-- и при этом берет себе новое имя, как
раз и связанное с ее географическим положением,
то есть, "южная", "красная", "ruskej"
-- "русь"...
Продолжая развивать
идею связи географического
"Южная ее часть, расположенная на крупном
острове посреди залива, в одном из вариантов
называлась Русью в силу своего положения.
В Руси находился престол князей, властвовавших
над варягами. Об этой Руси свидетельствукт
автор ПВЛ, утверждающий, что Рюрик был
из варягов, звавшихся русью..."
Словом, Виктор Паранин вполне ясно назвал географический адрес "варяжской, северобалтийской руси". Это -- южная часть древней Карельской земли, что находится, между прочим, на территории как нынешней Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга, а раньше представляла собою остров.
3. "Остров русов"
Остров этот давно
уже был описан любознательными
арабами -- путешественниками, историками
и географами. Описание его дошло
до нас, в частности, в книге "Дорогие
ценности" (903 или 923 годы; запечатленные
в ней события ученые относят
к 870-м примерно годам) Абу Али
Ахмеда ибн Омара
Ибн Русте. Выдержки из этой книги были
приведены выше в разделе посвященном
гипотезе Данилевского, тем не менее несколько
фраз я повторю:
"Что же касается
ар-Руссийи, то она находится
на острове, окруженном озером.
Остров, на коем они (имеются
в виду русы. -- А.Ш.) живут, протяженностью
в три дня пути, покрыт лесами
и болотами, нездоров и сыр,
так что стоит человеку
У них есть царь,
называемый Хакан русов. Они нападают
на славян, подъезжают к ним на кораблях,
высаживаются, забирают их в плен, везут
в
Хазаран и Булгар и там продают...
Они не имеют пашен,
а питаются лишь тем, что привозят
из земли славян...
Единственное их занятие -- торговля соболями,
белками и прочими мехами...
У них много поселений, и живут они привольно.
Гостям оказывают почет, с чужеземцами,
которые ищут у них прокровительства,
обращаются хорошо, как и с теми, кто часто
у них бывает..."
А вот -- еще одна характеристика русов
из книги "Природа сельджуков" Тахира
ал-Марвази Шараф аз-Замана:
"...И они народ
сильный и могучий, и ходят
в дальние места с целью
набегов, а также плавают они
на кораблях в Хазарское море
(на Каспий. --
А.Ш.), нападают на их корабли и захватывают
товар. Храбрость и мужество их хорошо
известны, так что один из них равноценен
многим из других народов. Если бы у них
были лошади и они были наездниками, то
они были бы страшнейшим бичом для человечества".
Этих отрывков достаточно,
чтобы читатель составил представление
и о характере древних русов,
и о том острове, на котором
они жили. О последнем
-- еще одна цитата из книги Виктора Паранина
"Историческая география летописной
руси":
"Большинство исследователей признают
сведения об острове фантастическими
и не принимают во внимание, поскольку
не находят реально существующего острова,
который походил бы на описанный древними
арабскими авторами...
А между тем, остров
со всем комплексом приведенных в
источниках свойств реально существует,
а вернее существовал еще относительно
недавно на севере
Восточной Европы. Речь идет о территории,
которая в настоящее время носит название
Карельского перешейка и которая действительно
в прошлом представляла собой остров,
поскольку система Вуоксы в районе Выборга
соединялась с Финским заливом...
Вуокса была одной
из проток, соединяющих Финский залив
с Ладогой; другой протокой была Нева,
а между ними простирался остров,
который и размерами, и ландшафтом,
и своим географическим положением
совпадает с островом Рус из арабских
источников. Они служат еще одним
основанием для локализации исторического
ядра Древнерусского государства на
территории нынешнего
Карельского перешейка".
Южнобалтийская русь.
Но что же тогда -- вторая, южнобалтийская русь?
Какой народ мог претендовать на родство с северобалтийской русью и на общую судьбу их начального этнического имени?
У Паранина по сему
поводу ясно высказанных предположений
нет. Между тем А.
Шарымов полагает, что ответ на поставленный
вопрос лежит буквально на поверхности
географической карты.
Южнобалтийская русь -- ни что иное, как народ, ставший позже именоваться ижорой, ижорцами.
По современным
историко-лингвистическим и
Ижора и на самом
деле по сию пору называет себя карелами,
веря в то, что летописная корела
и впрямь была ее предком. Я полагаю,
правда, что переселение ижоры
с "острова русов" на южное побережье
Невы и Балтики могло начаться
и раньше, то есть даже не позднее
с е р е д и н ы I тысячелетия
по
РХ.
В этом свете представляется
возможным выстроить довольно ясную
хронологическую хему территориального
и общественного развития Карельско-
Ижорского региона от послеледниковой
поры до рубежа I и II тысячелетий по
РХ:
. в послеледниковое время (около 18 000 лет до РХ) земли нынешней
Карелии начинает заселять первобытный человек;
. к середине I тысячелетия
до РХ по мнению
. примерно с 100 года до РХ (то есть, с рубежа эпох бронзы и железа) растут столкновения южной и северной частей племени корелы, ставшие основой сюжета "Калевалы";
. к середине
первого тысячелетия по РХ
южная часть корелы уже
. со второй половины
I тысячелетия по РХ район
4. "Две руси" сменяют имена.
Теперь естественно
поставить вопрос о том, как произошло,
что "две руси" по прошествии какого-то
времени сменили свое общее имя
на два разных --
"корелу" и "ижору".
Шарымов приводит тут еще один отывок из книги Виктора Паранина:
"...После призвания
варягов во главе с Рюриком
обширная страна, попавшая под
их управление, стала называться
Русью, что было естественно
и понятно, ибо по отношению
к земле варягов она занимала
южное положение.
Очевидно, в Приладожье, откуда мы выводим
Рюрика, существовала страна с именем
"Русь", однако вовсе не это было определяющим
в наименовании земель, подчинившихся
варягам, а южное направление варяжской
экспансии.
Позже, когда Олегом был взят Киев, название
"Русь" распространилось и на
Среднее Поднепровье. Это тоже было отражением
развития Русского государства в южном
направлении строго по меридиану".