Происхождение славян: характеристика гипотез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:05, лекция

Краткое описание

Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде.
По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно.

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМИНАР 1.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом,

зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были

также просо, горох, чечевица, репа.

Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в

том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них

использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под

паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще

и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь

значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского

хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров,

лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в

хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием

внешней торговли увеличится спрос на пушнину.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства.

Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего

ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное

производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное,

кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему

техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых

европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки,

замки.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку

в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли

было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более

безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на

международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась

значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили

продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и

златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные

вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло.

Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной

городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов.

Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и

занимались земледелием и скотоводством.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального обществ

слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и

классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в

хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов

оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный

уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о феодальном

характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений

стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней

Руси.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной

на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы

экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин

обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он

получил от феодала или феодального государства, и является собственником

орудий труда, жилища и т.д.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в

первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным

образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и

дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших

старшим дружинникам и боярам.

Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных

ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель.

Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных

земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического

могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости

рядовых общинников от землевладельцев.

Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество

свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне"

появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют

зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала

оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого

села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны

коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на

территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только

смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники),

которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в

основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее

покровительством, назывался изгоем.

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы

зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным

названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека,

получившего от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной

ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или

отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям

—рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и

обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное

рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы

назывались холопами или челядью. В рабство попадали прежде всего пленники, но

широкое распространение получило временное долговое холопство, которое

прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве

домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы,

посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из

княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе

находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е.

запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства

ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчинной

администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине

работали ремесленники. обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли

быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от

вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было

ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. 'Источники

не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации

в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала

барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Городское население также попадайте в зависимость от княжеской администрации

или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто

специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения

владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от

налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались

свободами или слободами.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали

сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной

формой были по беги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость

наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного,

"обельного", холопа. Данные  о различных проявлениях классовой  борьбы содержит

"Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений,

поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации,

кражах имущества.

Культура.

 

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми

данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни,

загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное

творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и

жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В

бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди

которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и

серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой

вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей

характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее

происхождение и мало изменились с течением времени.

В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с

изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи,

мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в

XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных

художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических

изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Так

было и в Греции, где во времена Гомеровы

художники уже славились ваянием, но еще не умели отливать статуй в одну

форму.  Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие

гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и

проч.

Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям,

наши предки мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения, и

не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и гораздо

попозже обитали в шалашах, которые едва укрывали их от непогод и дождя.

Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором

или земляным валом. Там возвышались храмы идолов, не такие великолепные

здания, какими гордились Египет, Греция и Рим, но

большие деревянные кровы. Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и

выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах

своих умели наслаждаться действием так называемых изящных искусств. Первая

нужда людей есть пища и кров, вторая — удовольствие, и самые дикие народы

ищут его в музыке, в согласии звуков, веселящих душу и услаждающих слух.

Предки брали с собой в путь не оружие, а кифары или гусли. Волынка, гудок и

дудка также были известны нашим предкам. Не только в мирное время, но и в

Информация о работе Происхождение славян: характеристика гипотез