Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:16, контрольная работа
С давних пор люди вели счет годам и поколениям. История описывает различные века и стороны свершавшихся событий. Различные науки описывают «прошлое» отраженное на различных носителях. Археология ищет остатки прошлых времен в толщах земной поверхности. История отвоевала себе титул - «наука о прошлом». Антропология занимает особое место в освещении данного вопроса.
Введение 3
I.Появление жизни 4
1.Рождение земли 4
2.Первоначальный облик жизни 6
3.Развитие жизни 6
II.Появление человека 9
1.Приматы и австралопитек 9
2.Обезьночеловек 10
3.Неандертальцы и Homo Sapiens 12
III.Движущие силы антропогенеза 16
1.Теория Ч. Дарвина 16
2. Теория Маркса 17
Заключение 20
Список литературы 21
Таким образом, изучение развития второй сигнальной системы подводит к решению вопроса о том, чем «труд» животного отличается от человеческого труда.
Значение и анализ человеческого труда были даны Марксом в соответствующим разделе «Капитала», который так и называется «Процесс труда». Есть две формы труда, два смысла слова «труд» инстинктивный и сознательный труд. Труд в своей «примитивной, инстинктивной форме», по точному смыслу слов Маркса, не составляет «исключительного достояния человека», не дает ещё принципиального отличия предков человека от животного, поэтому он и назван «животнообразным».
Сначала возникает творческий разум, мышление как отличие человека от животного; затем мысль воплощается в труде, в орудиях труда как своих материальных выражениях. Труд всегда отличается от инстинктивной деятельности пчелы и любого животного тем, что он предваряется в антропогенезе разумом, абстрактным мышлением. Древнейшие орудия труда в таком случае оказываются «свидетельствами», «проявлениями» того, что их создатель был существом мыслящим. Подобным образом рассуждал, например, Л. Нуаре.
Маркс подчеркивал, что производство и употребление орудий являются специфическим достоянием человека, но при этом считал нужным оговорить, что, хотя и в несоизмеримой степени и с иным качественным значением, некоторые виды животных все же создают и употребляют орудия. То же замечал Энгельс: «И животные в более узком смысле слова имеют орудия, но лишь в виде членов своего тела: муравей, пчела, бобр…» Раз бобры так умело строят, следовательно, они обладают человеческим разумом и душой. Наука отбрасывает такую логику. Хоть пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых архитекторов, это вовсе не свидетельствует о наличии у нее специфически человеческого мышления.
Можно задаться вопросом. Либо человек начал с того, что «изобрёл» свои орудия труда, «наблюдая» природу, «открыв» некоторые её свойства, создав сначала в своем мышлении, идеально то, что потом, хотя бы и крайне неуклюже, стала воплощать материально его рука. Либо его труд носил сначала животнообразный, инстинктивный характер (подобно животным), оставаясь долгое время не более как предпосылкой, возможностью труда в человеческом смысле. Маркс начинает с определения труда в чисто естественном, материальном плане: веществу природы человек сам противостоит как сила природы, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, «обмен веществ» между ними. Для того, чтобы присвоить вещество природы в пригодной для себя форме, человек приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы, т.е. тоже вещество природы. Только в ходе этого материального воздействия на внешнюю природу предок человека постепенно меняет и свою собственную природу: в последней сначала ещё только «дремлет» потенциальная возможность превращения его в существо какого-то нового качества, отличное от остальной природы; но рано или поздно игра естественных сил, говорит Маркс, подчиняется власти специально человеческой, т.е. общественным закономерностям, и труд становится сознательным трудом.
Так, согласно историческому материализму, в процессе труда изменилась сама природа человека; создав же человека, создав общество, труд тем самым изменил и свою природу.
Заключение
Рассмотрев вопрос о
происхождении человека, мы убедились
в его сложности и
Освещенность выше поставленного вопроса я начала с истории «преджизни». Проанализировав данную главу можно уловить несколько моментов: во-первых - органическое усложнение, присутствующее самого «начала» на Земле и по сей день, во-вторых - процесс возникновения жизни, пусть и в самой примитивной форме, в-третьих - суть появления человека.
Начало же человеческой истории исследователи относят к появлению первых предков человека, т.е. приматов. На заре истории человек по своим характеристикам был не только не сходен с современным человеком, но и представлял его противоположность. Какие же движущие силы способствовали эволюции человека?
Главное и первое условие, без которого не смогли бы произойти последующие изменения в развитии человека, является прямохождение. Именно прямохождение способствовало разрастанию объёма головного мозга и изменению верхних конечностей. Следствием обладания рук стало появление «инстинктивного» труда на уровне первой сигнальной системы. Уже тогда предки человека могли воздействовать на других индивидов путем «доминирования», имитации, интердикции. Всё это способствовало образованию второй сигнальной системы, а значит и появлению сознательного труда. Появившись на уровне примитивности сознательный труд постепенно развивался, что вело к усовершенствованию речи, языка, мышления.
На протяжении становления человеческого общества огромное значение играли морфологические и физиологические изменения, т.е. действие естественного отбора. Постепенно роль естественного отбора уменьшалась, а действие социального фактора увеличивалось, пока не занял главенствующее положение. С этого времени весь прогресс общества не зависит от изменений в биологическом строении человека, а принадлежит социальным закономерностям.
Список литературы
Алексеев В.П. Становление первобытного общества: эпоха праобщины//История первобытного общества/под ред. О.К. Смирновой, М.: Высшая школа, 1999, с.80-130.
Де Шарден Пьер Тейяр Феномен человека. М.: Прогресс, 1965.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.