Происхождение чувашского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации, является одним из регионов России. В царское время территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 году получила название - Чувашская Республика.

Содержание

Введение 3
1. Гипотезы происхождения чувашского народа 4
2. Палеолингвистические исследования происхождения чувашского народа 7
3. 11
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Происхождение чувашей.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации, является одним из регионов России. В царское время  территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 году получила название - Чувашская Республика.

Чуваши - одна из наиболее многочисленных народностей России, занимает 3-е  место после русских и татар.

Чуваши вместе с современными казанскими татарами являются наследниками населения и культуры Волжской Булгарии. Этноним «чуваш» по одной из основных гипотез происходит от названия племенной группы булгар — суваров-сувазов, которые, в свою очередь, являлись остатками объединения савиров. Название чувашей в русских летописях и в сочинениях европейских авторов впервые зафиксировано в начале XVI в. По данным профессора В. Д. Димитриева в источниках XVI — начала XVIII вв. чуваши назывались также «горными черемисами», «черемисскими татарами».

Целью данной работы является проведение исследования происхождения  чувашского народа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. исследовать гипотезы происхождения чувашского народа,
  2. рассмотреть палеолингвистические исследования происхождения чувашского народ,
  3. проанализировать чувашей и казаков.

Для написания  данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

 

 

 

1. Гипотезы  происхождения чувашского народа

 

Проблема происхождения  чувашского народа стала объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем  к исследованиям дореволюционных  авторов (Н. Карамзин, А. Фукс, 3.Гомбоц, В. Сбоев, страница Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н. И. Ашмарина, археолога А. П. Смирнова, исследования историков В. Д. Димитриева, В. Ф. Каховского, этнографа П. В. Денисова, языковедов В. Г. Егорова, М. Р. Федотова, Б. А. Серебренникова, Н. И. Егорова, искусствоведа А. А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р. Г. Кузеев, Н. А. Махитов и др.) и казанских (А. X.Халиков, Р. Г. Фахрутдинов, Г.В. Юсупов, М. 3. Закиев, Д. М. Исхаков и др.) ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значительный вклад внесли венгерские (Д. Мессарош, А. Ро-на-Таш и др.) и болгарские (И. Коев, П. Добрев и др.) исследователи.

В разное время учеными  были выдвинуты различные теории происхождения чувашей — то от хазар А. А. Фукс, П. Хунфальви, то от буртасов А. Ф. Риттих, В, А. Сбоев, то от гуннов В. В. Бартольд, то от финно-угров Н. М. Карамзин, И. А. Фирсов, то от древних авар М. Г. Худяков, то от волжских болгар В. Н. Татищев, Н. И. Ашмарин, 3. Гомбоц, то от шумер Н. Я. Марр и т. д. В общей сложности они сводятся к следующим концепциям: 
основу чувашского народа этноса составляет местное финно-угорское марийское население, испытавшее сильное культурное и особенно языковое влияние со стороны пришлых тюрко-язычных болгаро-суварских племен

Как этнос чуваши сформировались главным образом на основе доболгарских тюрков, проникавших якобы большими массами в Среднее Поволжье вплоть до VI в. н. э., то есть до появления здесь  болгар и суваров

Некоторыми казанскими исследователями ведутся поиски доказательств гипотезы о начале формирования чувашского этноса на основе тюркоязычных племен, проникавших в регион якобы еще во II-III вв. н. э. Утверждала, что предки чуваш появились раньше, чем волжские болгары. 
Первая из названных концепций автохтонная теория не выдержала критики и сейчас никем не поддерживается, так как ее сторонники игнорировали роль тюркоязычных племен — одного из основных этнических компонентов чувашей и в своих исследованиях ограничивались рамками территории Чувашского края и поздних этапов этнической истории. 
Что касается второй концепции, то она активно начала разрабатываться лишь в последнее двадцатилетие. Ряд видных ученых Р. Г. Кузеев, В. А. Иванов и др. относят время массового проникновения тюрков в Волго-Уральскую область к последним столетиям I тысячелетия н. э. и связывают это именно с миграцией болгарских племен из Северного Кавказа и Приазовья. При этом одним из убедительных доказательств поздней миграции тюрков в Средневолжский регион является слабое и нечеткое по сравнению с соседними финно-угорскими народами выделение этнических групп у пришлых тюрков. Этническая дифференциация чувашей, татар, башкир — т. е. тех народов, которые своей историей тесно были связаны с волжскими болгарами, в самостоятельные народности завершилась относительно поздно, лишь в XIII-ХVI вв.1

Возникает вопрос, в чем  конкретно обнаруживается болгарское наследие у чувашей. Самый фундаментальный  аргумент — язык, ибо чувашский  — единственный сохранившийся язык болгарской ветви. Он отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку «з» в них в чувашском языке соответствует звук «р» так называемый ротацизм, а звуку «ш» соответствует звук «л» ламбдаизм. Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка.

В развитии болгарской теории происхождения чувашей огромную роль сыграли открытие чувашских слов в текстах поволжско-болгарских надгробных надписей ХIII-XIV вв., сделанное в XIX в. казанским исследователем X. Фейзхановым, и обнаружение элементов языка чувашского типа в древнем славяно-болгарском источнике - Именнике Болгарских Ханов. О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы тухья, хушпу, сурбан, украшения перевязь, накосники, бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских. В дохристианской религии чувашей, составляя важнейшую часть этнической специфики духовной культуры, традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы, содержащие некоторые черты зороастризма — религии древних этносов Ирана и Средней Азии.

Концепция болгаро-чувашской  этнической преемственности, как полагают, находит подтверждение, дальнейшее развитие и конкретизацию в современных  исследованиях по археологии, этнографии, лингвистике, фольклору и искусству народов региона. К настоящему времени накоплен и частично опубликован значительный материал, характеризующий основные этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа. Большую ценность представляют работы В. Ф. Каховского, В. Д. Димитриева, М. Ф. Федотова и А. А. Трофимова, в которых, в отличие от некоторых других трудов, проблемы чувашской истории, культуры и языка рассматриваются с учетом многих факторов. В последние десятилетия появились крупные исследования чувашских ученых о различных сторонах традиционной культуры народа, хозяйственной деятельности, общественного и семейного быта, особенностях народных знаний и философии, художественного творчества, современных социальных и этнических процессов.2

Предки болгарских племен, как и всех тюрков, вышли из Центральной Азии. На этой обширной территории еще с III тысячилетия до н. э. широко были расселены древние предки тюркоязычных народов — гунны. По соседству обитали так же монгольские, тунгусо-маньчжурские, финно-угорские, индоевропейские племена, которые в III-II вв. до н. э. были покорены гуннами. Гунны находились под сильным языковым и культурным влиянием Китая. Некоторые ученые считают чувашский язык единственным остатком языка древних гуннов. Более близкой этнической группой из которой вышли болгары, считаются огуро-оногуров, обитавших в верховьях Иртыша. Область формирования сабиров (суваров) тоже лежала в районах Иртыша. Время пребывания предков болгарских и суварских племен в Центральной Азии запечатлелось настолько отчетливо, что оно не меньшее отражение находит и в культуре, особенно языке чувашей. Чуваши имеют ряд устойчивых параллелей с тюркскими народами Алтая и Южной Сибири, в частности хакасами, уйгурами, шорцами, тувинцами, алтайцами. Проявляется в общности элементов утвари, жилища, орнаментов и т. д. Кроме того основные элементы древней религии саяно-алтайских тюрков находят проявление в комплексе языческого культа чувашей. Чувашский язык сохранил древнейшие слова, употреблявшиеся в эпоху слабой обособленности тюркских и монгольских языков.

 

2. Палеолингвистические  исследования происхождения чувашского  народа

 

Чуваши (чуваш. чăвашсем) — тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн., из них в России 1 млн. 435 тысяч согласно результатам переписи 2010 года. В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Согласно последним  исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:

  • верховые чуваши (вирья́л или тури́) — северо-запад Чувашии;
  • средненизовые чуваши (ана́тенчи́) — северо-восток Чувашии;
  • низовые чуваши (анатри́) — юг Чувашии и за её пределами;
  • степные чуваши (хирти́) — выделяемая некоторыми исследователями подгруппа низовых чувашей, проживающих на юго-востоке республики и в сопредельных областях.

Палеолингвистические  исследования указывают на то, что  предки чувашей вышли из древней  тюркской этнолингвистической общности, формировавшейся в Центральной Азии в III тыс. до н. э. Восточный источники содержат сведения о племенах и племенных союзах уйгур, теле, бугу (пугур), чеши, входивших в состав Гуннского Царства. Во II в. до н. э. теле, бугу и другие племенные объединения перекочевали в степи Средней Азии и Казахстана, где вступили в этнокультурные взаимосвязи с ираноязычными племенами. В результате ассимиляции бугу (пугур) и ираноязычных усуньских племен в Средней Азии сформировалась протоболгарская этническая общность, состоявшая из двух племенных объединений оногуро-болгаров и савиров.3

В результате контактов  тюркоязычных предков чувашей с  ираноязычными племенами в чувашский  язык вошли более 200 слов из области  материальной культуры, социально-политических отношений, метрологии и календаря, религии и культа, некоторые топонимические названия. Влияние ираноязычных народов отразилось не только в языке, но и в культуре, и прежде всего на формировании религиозной системы чувашей, в которой прослеживаются следы зороастризма: почитание двух начал - добра и зла, культ огня, космогоническая символика и т. д.

В конце III - нач. IV в. оногуро-болгарские и савирские племена расселились  на правом берегу Нижней Волги и  значительной территории Кавказа и  Приазовья и образовали два государства Великую Болгарию и Суварское царство. В ходе пребывания на Северном Кавказе совершился переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения, возникают первые государственные образования - в 30-х гг. VII в. В VII веке непрочная в политическом и экономическом отношении Великая Болгария распалась. Одна из групп болгарских племен, под предводительством Котрага - "серебряные болгары" - переселилась в Волго-Камье, где последние вместе с переселившимися сюда же в VIII в. с Кавказа суварскими (савирскими) племенами образовали в IX веке государство Волжскую Болгарию, территория расселения которой охватывала земли, располагавшиеся на правобережье - от Камы на севере и до Яика (Урала) на юге.

Волжская Болгария была раннефеодальным государством. Ведущее место в ее экономике составляло пашенное земледелие, а скотоводство, игравшее ранее первостепенную роль в хозяйстве древних тюрков, постепенно теряло свое значение. Плодородие приволжских земель, а также искусное мастерство булгарских земледельцев способствовали тому, что в XI - начале XIII вв. Волжская Болгария торговала хлебом и снабжала им соседние славянские народы. В государстве развивалось ремесло, Волжская Болгария поддерживала торговые отношения с Русью, Кавказом и восточными государствами.4

В 1236-1238 гг. Болгарское государство  было разгромлено татаро-монголами  и потеряло свою независимость. Вся  территория Среднего Поволжья попала под власть Золотой Орды. Процесс  был прерван. Разорительные набеги завоевателей привели к массовой миграции булгар и савир на север. В Чувашском Поволжье концентрировался болгаро-сувазский (чувашский) этнический массив. На севере Чувашии пришлые болгары вступали в тесные хозяйственные и культурные связи с местным финноязычным населением. Результатом этого процесса явилось формирование этнографической группы верховых чувашей (виръялов). Прямые потомки болгар занимали южную половину Чувашии и составили основу для формирования группы низовых чувашей - анатри. В процессе этнокультурного сближения и совместной жизни этнографические группы верховых и низовых чувашей слились в единую народность, которая компактной массой расселились на территории между Сурой и Свиягой.

Сам этноним "чуваш" имел в условиях Казанского ханства, т. е. в XVI-XVII вв., несколько иное значение, чем сейчас. Он обозначал ясачных людей, в основном сельских жителей, исповедовавших языческую религию, в то время как городское мусульманское население, главным образом служилые люди, в официальных документах именовались татарами.

Чуваши унаследовали хозяйственные навыки и культуру своих болгарских предков и аборигенного населения Поволжья. Болгарские культурные традиции легли в основу всех сфер жизни чувашского народа: хозяйства, занятий, быта, общественно-семейных отношений, религии и т. д. Основным занятием чувашей в течение столетий оставалось земледелие. Исследователи чувашского быта не раз подчеркивали умения и навыки чувашей обрабатывать землю, определять погоду, предсказывать изменения климата и т. д., что свидетельствовало о многовековом земледельческом опыте народа. Славились чуваши и как искусные пчеловоды и охотники. Бортничество, охота и рыбный промысел составляли немаловажную отрасль хозяйства и в дальнейшем.

С середины XVI века наступает  новый этап в жизни чувашского народа. После покорения Казанского ханства (1552 г.), чуваши стали объектом государственной политики Русского государства, которое в качестве первоочередной задачи поставило христианизацию и русификацию "инородцев". Тем не менее, сопротивление последних было столь велико, что добиться каких-либо заметных результатов в этой области удалось лишь к концу XIX века, когда совместными усилиями государства, церкви, общественности основная масса чувашей была крещена. Однако небольшая часть чувашского народа, особенно потомки переселенцев в другие области и края России, до сегодняшнего дня сохранила старую языческую веру.

Информация о работе Происхождение чувашского народа