Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:26, реферат
Для того, чтобы понять, какое важное место занимает имя в судьбе человека, достаточно расшифровать сам смысл этого слова. «Имя» - от «имею», «имение». То есть настолько личное, что имеет каждый человек и что в действительности сливается с ним. Принято считать, что имя способно оказывать определенное влияние на судьбу человека, способно накладывать отпечаток на нрав своего обладателя.
I. Введение. Место имени в жизни человека.
II. 1. Славянские имена.
1.1.Роль имени в общественном сознании славян.
.Сила окружающего мира.
1.3.Имена на время.
1.4.Роль церкви.
2. Заимствованные и церковные имена.
2.1.Первые иностранные имена.
2.2.Библейские прозвища.
2.3.Признаки отличия имён.
2.4.Попытка исправления имен.
3. Имена в моём классе.
III. Заключение. Итоги развития имен.
IV. Список использованной литературы.
Научно-практическая конференция младших школьников
«Я познаю мир»
Происхождение
славянских имен
секция: Окружающий мир
Красносельской МОУ СОШ № 21
с. Красносельское 2011
Содержание.
I. Введение. Место имени в жизни человека.
II. 1. Славянские имена.
1.1.Роль имени в общественном сознании славян.
1.3.Имена на время.
1.4.Роль церкви.
2. Заимствованные и церковные имена.
2.1.Первые иностранные имена.
2.2.Библейские прозвища.
2.3.Признаки отличия имён.
2.4.Попытка исправления имен.
3. Имена в моём классе.
III. Заключение. Итоги развития имен.
IV. Список использованной литературы.
преодолеть хаотическую текучесть жизни –
значит сделать мир осмысленным.
А. Ф. Лосев.
I. Введение. Место имени в жизни человека.
Для того, чтобы понять, какое важное место занимает имя в судьбе человека, достаточно расшифровать сам смысл этого слова. «Имя» - от «имею», «имение». То есть настолько личное, что имеет каждый человек и что в действительности сливается с ним. Принято считать, что имя способно оказывать определенное влияние на судьбу человека, способно накладывать отпечаток на нрав своего обладателя.
В своей работе я хочу проследить как появились наши имена и каким образом они влияют на нашу жизнь, на наше поведение, влияют ли наши имена на взаимоотношения в коллективе.
II. 1. Славянские имена.
Древние славяне придавали именам огромное значение. Полученное при рождении имя или прозвище нередко определяло отношение к человеку в обществе, его род занятий, наконец, общественное положение. Имена зачастую давались для защиты человека от зла и врагов. Благодаря многочисленным контактам с другими странами, культурами и религиями количество имен увеличивалось.
Современные исследования показали,
что наречение именами и
Другим типом присвоения имен было наречении е детей в честь некоторых животных. В языческую эпоху отдельные племена и общины поклонялись своему покровителю: медведю, лисе, зайцу и т. д. и потому молодежь получала в качестве имени название животного (Заяц, Орел, Орех, Борщ). Родители стремились к приобретению в характерах наследников тех положительных качеств (силу, хитрость, стойкость), которые были у лесных, полевых или речных жителей. Такие имена в дальнейшем превратились в прозвища, а затем в фамилии (Зайцев, Орлов). Религиозный пантеон также определял создание имен. Названные в честь богов люди часто принадлежали к богатым и родовитым семьям. Такие имена как Лада, Ярило, Велес дети получали как своеобразный оберег от злых сил, наговоров и «дурного глаза». В начале XI века православными иерархами был написан кодекс имен, подлежащих запрету. Имена в честь богов были на первом месте как языческие и враждебные христианству. Практика божественного наречения быстро угасла, и имена были преданы забвению.
Согласно языческим обычаям
после родов ребенок нарекался
по желанию матери. По достижении семи
лет мальчик переходил в
Развитие имен после 988 года стала определять церковь. В практику вошли так называемые крестильные имена, то есть полученные после христианского обряда крещения. Ребенка называли, как правило, в честь святого, чествование которого приходилось на день крещения младенца. Сложности были таковы, что многие люди уже имели своё языческое имя, и потому часто встречался двойной вариант: имя и одновременно прозвище. В Евангелии 1057 года встречается указание на некоего человека, который получил крестильное имя Иосиф, но нарекался сам Остромиром. Такая практика, по всей видимости, была распространена до XVI века, когда стали появляться первые фамилии. Славянские имена очень быстро исчезли, кроме тех немногих, которые были изменены на «более христианские», то есть святых. Однако население старалось не забывать «наследие старины» и превратило древние имена в уменьшительные: Добрыня (вместо Доброслав), Путило (вместо Путислав). В таком виде они сохранились до конца XVIII века.
2. Заимствованные и церковные имена.
Первые иностранные имена пришли на Русь после контактов с викингами-варягами. Некоторое влияние на княжескую власть и большое количество наемных северных воинов принесли в славянский язык такие имена, как Ингвар, Ольгерд, Хельг, Готтлиб. В древнерусской трактовке они звучали достаточно упрощенно: Игорь, Олег, Глеб. Крещение Руси открыло новый этап в развитии славянских имен. В начале XI века на Русь хлынули имена, заимствованные из греческого, латинского, болгарского и еврейского языков.
Новые имена пришли к славянам из Византии через Болгарию, где македонский диалект местного языка был возведен Кириллом и Мефодием в ранг языка церковных служб. Этот язык стал вскоре применяться для богослужений среди всех православных славян. В то время он мало отличался от народного, и потому заимствованные имена проходили сквозь некий языковой и разговорный «фильтр, искажаясь в угоду легкости произношения. Одним из первых на Руси появились древнееврейские имена. Это было связано с изучением библейских текстов и наречением детей в честь ветхо- и новозаветных святых, пророков и царей. Такие имена, как Давид, Мария, Авраам, Элияху, использовались не только еврейскими поселенцами в Киеве и иных крупных городах, но и местным населением, стремившимся отдать своих детей под «покровительство» библейского героя. Отдавая предпочтение Новому Завету, Православная Церковь Византии, а затем и Руси создала целый ряд имен святых, в честь которых называли детей. На протяжении истории России они видоизменялись в соответствии с местными диалектами и развитием грамматики (Георгиос- Георгий- Еорий- Юрий- Егорий- Егор). Впоследствии имена в календари прибавлялись после канонизации некоторых святых. Скандинавские и германские имена были заменены схожим аналогом после канонизации лиц с подобным именем, а греческие имена, имевшие своих носителей, но не входившие в богослужебный календарь, - на похожие соответствия из византийского языка (Владимир- Василий).
Важным аспектом было деление имен на некое подобие личного и официального. Во времена, когда не было фамилий, людей с одинаковыми именами различали по «происхождению от отца» или «именованию». Именование (нередко для женщин) давалось по имени старшего родственника мужского пола с помощью суффиксов -овск (-евск), реже -ов (-ев), -ин (-ын), иногда с наличием фамильного прозвища, если оно когда-либо было (Каптелинка Яковлевская жена Купреянова). Редко именования давались исходя из занимаемой должности мужа или носителя имени (Давыд Посадник). Позднее, в период становления Московского царства, в развитии имен случилось весьма неоднозначное событие: пересмотр и попытка исправления богослужебных книг. Реформирование печати церковных книг преследовало цель возврата имен к «наиболее правильным» с точки зрения иерархов формам, в каких они употреблялись в византийских оригинальных текстах. Однако задача эта оказалась невыполнимой: имена настолько видоизменились в живом народном произношении, что появилось огромное количество производных от одного и того же имени (Исакий, Исаакий, Исаак). Изменился и сам русский язык, произносить старовизантийские имена уже не было возможности.
В результате всех исправлений
хорошо освоенные русские формы
календарных «крестильных» имен
оказались замененными
В результате вариантность русских имен и их производных стала шквалообразно возрастать. В значительной мере усложнилась орфография имен, были добавлены устаревшие и совершенно не нужные византийские буквы, что привело к оторванности новых имен от живого языка. Впоследствии произошло их расщепление на церковные (постепенно отмиравшие) и светские, которые в огромной степени обеднили русский язык. Тем не менее расширение числа производных имен, порой самых неожиданных, дало толчок к развитию фамилий, которые стали в массовом порядке появляться в XVIII веке.
В классе, в котором я учусь 19 учеников: 5 мальчиков и 14 девочек. У всех красивые и значимые имена. Проанализировав происхождение имен
девочек, мы видим, что только одно имя- Надежда имеет старославянские корни. Такие имена как Любовь, Анна, Елизавета, Евгения, Кристина, Диана, Екатерина пришли к нам вместе с православием. Объединяет все имена девочек нашего класса то, что они обозначают общительность, жизнелюбие, эмоциональность, энергичность, добродушие, благородство. Это делает наших девчонок открытыми, добрыми, веселыми, способными оказать помощь, умеющими постоять за себя.
Мальчиков у нас мало. Но имена не менее значительные, чем у девочек, хотя имен, имеющих славянские корни нет, все пришли с принятием крещения Русью. Наши имена наделяют нас силой, уверенностью в себе, активностью, великодушием, способностью дарить внимание и любовь ближним, но есть и нотки взрывоопасности. Объединяет имена мальчиков обладание мужеством, настойчивостью, высокими нравственными принципами.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле своё призвание и поэтому должны бы вдумываться в значение своего имени. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться хорошему от жизни одного или другого человека можно.
У нас много общего, поэтому можно сказать, что это нас объединяет и делает дружным классом.
III. Заключение. Итоги развития имен.
Развитие филологии, антропонимики
и ономастики в России позволило
изучить тот удивительный культурный
пласт, который называется имя. Развитие
имен на Руси и в России показывают
не только степень культурно-
Сила имени в качестве характера. Имя человека выделяет его из миллиардов других людей и утверждает единственность и неповторимость его личности.
Список использованной литературы.
Борисова Ю.С. Все тайны имени. - М.: ООО ТД «Издательства Мир книги», 2009.
Соболевский А.И. материалы и исследования в области славянской филологии и археологии.- СПб., 1910.
Стурлусон С. Круг земной. – М., 1980.
Членов А.М. К вопросу об имени. Святослава. – М., 1970.