Промышленность при Петре 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 10:33, реферат

Краткое описание

Многие слышали о заслугах Петра I, однако мало кто знает, что изначально в его распоряжение было государство со слабо развитой экономикой – сельское хозяйство, промышленность и торговля были в зачатке, либо в упадке. Тем не менее, и тогда приоритетной задачей было завоевать «выход к морю», в связи, с чем была начата война со Швецией. Для успешных военных действий необходима была армия и флот. Петр I создал свою собственную новую армию. Но все расходы покрывались за счет налогов. Данный факт заставил царя задумать над благосостоянием народа. Путь решения, по мнению некоторых историков, нашелся во время Великого посольства, результаты которого показали огромную разницу между Россией того времени и Европой

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленность при Петре 1.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Итоги судебной реформы Петра 1

Из всего вышесказанного следует что судебная реформа Петра 1 в конце 17 века и начале 18 века не была очень удачной. В его судебной реформе не было последовательности, она была противоречивой. В том числе большим шагом назад стало увеличение значимости розыска. Также необходимо отметить частое злоупотребление судьями из-за того, что дела рассматривались в единой форме розыска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Областная реформа Петра 1 1719 года

Территориальное деление России при Петре 1

Деление страны на губернии ( сначала 8, а немного позже на 10 губерний ), а губерний в свою очередь на доли ввелось в основном из-за военно-финансовых нужд. Но когда Северная война начала подходить к своему логическому завершению Петр 1 начал задумываться как будет устроено государство после войны - в мирное время. В 1718 году, когда Петр 1 проводил переустройство местного самоуправления, шли работы по созданию коллегий. Учреждение коллегий Петр 1 перенял у соседей, а именно у шведов. Как известно Областное деление в Швеции имело 3 степени: низшее деление, среднее деление и высшее деление. Прообразом российского административно-территориального деления стала шведская система. Но это не было просто копированием. Так, например, шведский герад (средняя степень административно-территориального деления) включал в себя до тысячи дворов с крестьянами, а В России дистрикт (аналог шведского герада) охватывал почти в 2 раза большее количество дворов с сельским населением. Связано это было опять же с целью экономии бюджетных средств на зарплате чиновников. Чем больше дистриктов, тем больше людей должны ими управлять и  соответственно денег на их содержание государство потратит больше. Именно по этой же причине Сенат отказался ввести шведские низшие деления - киршпили.

 Нововведения

Решение Сената о введении территориального деления подобного шведскому Петр 1 утвердил в 1718 году, а если быть точнее, то 26 ноября. Уже в следующем 1719 году в июле месяце Петр 1 ввел в Санкт-Петербургской губернии новое  административно-территориально деление. И еще через год в 1720 году вводит это же деление по всей стране. По новому разделению в Санкт-Петербургской губернии было создано 14 провинций. В свою очередь каждая из четырнадцати  провинций разделялась на 5 дистриктов, каждый дистрикт имел в своем составе от 1500 до 2000 дворов с сельским населением. Во главе каждой провинции стоял воевода. Во главе дистриктов стояли земские комиссары. Также в управлении провинции имелись другие должности: земский секретарь отвечал за всю канцелярию воеводы; камерир исполнял функции начальника финансов в провинции; рентмейстер собирал и хранил деньги в казне провинции (по другому рентерее), другими словами рентмейстера можно назвать казначеем; также быле еще и другие мелкие чины в управлении провинции. Каждый начальник имел в подчинении писца и подьячего. В период с 1720 года по 1721 год новое управление в провинциях и дистриктах было введено на территории всей России. Как писалось выше, во главе каждой провинции находился воевода. У воеводы имелась специальная инструкция, которой он  должен был придерживаться. В этой инструкции говорилось, что воевода должен управлять провинцией в интересах  государства Российского, оберегать провинцию от внешних угроз. Также воевода обязан был контролировать внутреннее спокойствие провинции. Воевода имел право передавать в Сенат мемориалы (специальные записки) в которых писал что необходимо улучшить или изменить для увеличения торговли или улучшения мануфактур. Вторым по значимости после воеводы в провинции был камерир. Он был не только казначеем провинции, но и распоряжался казенным имуществом. Он вел записи о доходах и расходах провинции. В подчинение камерира находились рентмейстеры (казначеи в обязанности которых входил сбор денег от плательщиков, магистратов и земских комиссаров)

 

Дистриктами, как вам уже известно, стали управлять земские комиссары, они же являлись начальниками полиции дистрикта. В подчинении земского комиссара находились сотские и десятские старосты. Сотский староста как понятно из названия наблюдал примерно за 100 дворами, иногда из нескольких деревень. В этих деревнях выбирались десятские старосты, которые в свою очередь подчинялись сотскому старосте. Сотский староста и десятский староста имели роль полицейских в этих деревнях и следили за порядком. Эти старосты подчинялись непосредственно земским комиссарам. В обязанности земского комиссара входило не только слежение за правопорядком на территории дистрикта, но контроль состояния мостов и дорог  в ведении его дистрикта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

система управления во времена областной реформы Петра 1

Система управления при Петре 1

Во времена областной реформы Петра 1 во главе каждой губернии был поставлен губернатор, люди эти были в основном военные. Губернаторы командовали всеми войсками, которые были расположены в губернии и в то же время губернаторы были главными начальниками в гражданской сфере управления. Иногда губернаторы не были военным как, например, в Казанской губернии или же в Нижегородской губернии. Задач по улучшению благосостояния от губернаторов не требовалось. Зато они обязаны были: собирать денежные сборы в казну, следить за тем, чтобы все повинности, которые ложились на губернию, были выполнены, чтобы определённое количество новых солдат (рекрутов) и рабочих людей было доставлено с губернию в положенный срок. Если же вдруг губернатор доставлял деньги,продовольственные и материальные запасы, рекрутов раньше назначенной даты, то его ожидала царская щедрость и доброта. Если же был недобор, то губернатору грозил большой штраф за каждого нехватающего человека, доходило даже до конфискации имения губернатора в пользу государства.

Советы ландратов

С 1712 года при каждом губернаторе создавались специальные советы ландратов. Указом Петра 1  от 20 января 1714 года ландратов полагалось назначать в городах или провинциях только из числа дворян. Но этот закон не был осуществлена: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было сказано назначать в ландраты офицеров, которых уволили со службы из-за полученных ран или из-за наступления возраста негодного для службы и не имеющих деревень. Ландратовая зарплата являлась вроде пенсии для этих отставных офицеров. Исходя из этого, ландраты могли быть назначены Сенатом не из числа местных дворян. По указу от 24 апреля 1713 года ландраты составляли совет при губернаторе, губернатор при этом совете имел роль президента. Совет ландратов при губернаторе решал дела большинством голосов. По существующему в то время закону ландраты напрямую не подчинялись своему губернатору , а были как бы его товарищами. Но в реальности совет ландратов был в сильной зависимости от губернатора, который видел в них своих помощников. С 1715 года губерния делилась на доли, в каждой доле по 5536 дворов, за каждой долей отвечал особый ландрат, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано проживать только в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были упразднены. При каждом губернаторе постоянно находились 2 ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были приезжать в губернский город один раз в год в определенное время. В этой роли ландраты очень скоро перешли из советников в людей которые просто исполняют губернаторские поручения и под руководством губернатора распоряжались разнообразными делами по губернскому управлению - собирали еду для армии, собирали налоги с крестьян, собирали рабочих для строительства и земельных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, и других специалистов, составляли разные отчётные ведомости, часто принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и проверке количества дворов и т. д. Ещё с 1699 года старые уезды стали называться провинциями. Во главе провинций остались те же воеводы, что и раньше, но уже 1710 году они поменяли свое название на комендантов. Воеводы крупных городов сменили название на обер-комендантов, а подчинённые обер-коменданту воеводы более меньших городов - простыми комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в тех городах, где не было войск, сменили ландрихтеры. Провинцией называли только те округа, которые находились очень далеко от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с городом Ярославль во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была одна единственная провинция Петербургской губернии. Получается, что правильного разделения российских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были всего 2 провинции - Галицкая провинция и Устюжская провинция, в Московской губернии было аж восемь провинций, в то же самое время в Киевской губернии не было ни одной провинции, потому что Малороссия делилась на полки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Областная реформа Петра 1

С 1708 года по 1715 год Петр 1 провел масштабную областную реформа, главной целью которой было укрепление вертикали власти на местах и максимально улучшить обеспечение армии новыми солдатами и снабжением (провиант, обмундирование, боеприпасы и т.п.). В 1708 году Россия в рамках областной реформы Петра 1 была поделена на 8 губерний, во главе каждой губернии стоял губернатор, который был полностью наделён как судебной, так и административной властью. Россия была разделена на Московскую губернию, Ингермандландскую (позже переименована в Санкт-Петербургскую) губернию, Киевскую губернию, Смоленскую губернию, Азовскую губернию, Казанскую губернию, Архангелогородскую и Сибирскую губернии. Позже было добавлено еще три губернии - Рижская губерния, Астраханская губерния и Нижегородская губерния. После разделения страны на губернии более 30 процентов поступлений в казну давала Московская губерния, на втором месте была Казанская губерния. В свою очередь губернаторы также распоряжались войсками, которые были расположены на территории губернии . В 1710 году появились, так называемые, доли - новые административные единицы, которые объединяли 5536 дворов. Первая областная реформа Петра 1 не решила накопившихся проблем, а только еще больше увеличила количество государственных служащих и, соответственно, денежные затраты на их содержание. Позже с 1719 года по 1720 год была проведена 2-я областная реформа Петра 1, убравшая, незадолго до этого введенные, доли. После проведения второй областной реформы губернии стали разделяться на 50 провинций, во главе каждой провинции стоял воевода; провинции в свою очередь, делились на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией. И в конце концов в распоряжении губернатора остались всего лишь военные дела и судебные дела. Областная реформа Петра 1 дала государственной жизни России бюрократический характер который был присущ западноевропейским странам. Данная реформа имела важную роль для победы в Северной войне, которая проходила с 1700 года по 1722 год; областная реформа вызвала разделение между судебной и административной властью, между военной и гражданской службой. Но одновременно с этим значительно увеличивалось количество государственных служащих, а соответственно, и денежные затраты на их содержание, хотя они были намного меньше, чем к примеру в Швеции..

Что такое Реформы Петра 1

Реформы Петра 1

Реформами Петра 1 можно назвать изменения (как в худшую, так и в лучшую сторону) в жизни государства и общества, которые осуществил император в России за время своего правления. Всю государственную деятельность правителя Петра 1 можно поделить условно на два временных периода: с 1696 года по 1715 год и с 1715 год по 1725 год. Отличительной особенностью первого этапа можно отметить спешку и не всегда продуманный характер изменений, что вполне вероятно можно объяснить ведением Северной войны. Проводимые в этот период времени реформы Петра 1 преследовали цель прежде всего собрать средства для успешного ведения войны, проводились насильственным способом и зачастую не приводили к ожидаемому результату. Но кроме государственных реформ на первом этапе также проводились обширные реформы с целью модернизировать уклад жизни людей. Во втором же временном отрезке реформы были более продуманными. Некоторые историки, к примеру Василий Осипович Ключевский, говорили , что реформы Петра 1 не являлись чем-то выдающимся и новым, а были только продолжением тех изменений, которые проводились в течение семнадцатого века. Хотя другие историки, для примера Сергей Михайлович Соловьев, были совсем другого мнения и утверждали, что преобразования Петра имели революционный характер. Историки, которые проводили анализ петровских реформ, имеют разные взгляды на личное участие в них Петра 1. Первая группа историков полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их исполнения Петр не играл важной роли (которая была ему приписана как царю). Вторая группа историков, наоборот, пишет о важнейшей личной роли Петра 1 в осуществлении тех или иных реформ.

 


Информация о работе Промышленность при Петре 1