Промышленный переворот в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:18, доклад

Краткое описание

Промышленный переворот – это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, основанному на машинной технике.
В Англии он начался в 60-е гг. XVIII в. и длился до первой четверти XIX в.

Вложенные файлы: 1 файл

Пром переворот в Англ.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

 

Промышленный переворот – это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, основанному на машинной технике. В Англии он начался в 60-е гг. XVIII в. и длился до первой четверти XIX в.

1. Предпосылки промышленного  переворота в Англии

Одной из предпосылок промышленного  переворота стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить промышленникам, купцам, государству кредиты. Значительно увеличился государственный долг, а следовательно, и налогообложение. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению колоний.

Важными факторами процесса накопления капитала явились окончательное  уничтожение класса крестьянства в процессе огораживания земель и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь. Быстро рос класс наемных рабочих, лишенных земельной и иной собственности, не имеющих ничего, кроме своих рабочих рук. Этот класс формировался за счет крестьян, терявших землю или старинное право полуфеодальной аренды, кустарей и ремесленников, которых разоряла конкуренция.

К числу важнейших предпосылок  промышленного переворота относится  английская буржуазная революция, устранившая  препятствия для развития капиталистических  отношений. Она открыла путь для  быстрого роста производительных сил, утвердила буржуазную собственность  на землю, дала мощный толчок аграрному  перевороту и ускорила образование  национального рынка. Произошел  переход от средневековой феодальной монархии к монархии буржуазной. Сложился политический союз земельной и финансовой аристократии, превратившийся в дальнейшем в союз землевладельцев и всего класса буржуазии.

Несомненно, важным фактором, стимулировавшим промышленную революцию  в Англии, была иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности  в сбыте на мировом рынке своего металла и хлопчатобумажных тканей, где серьезную конкуренцию ей составляли Россия, Швеция и Индия. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания  фабричного производства и выпуска  более дешевой и качественной, а значит, и более конкурентоспособной  продукции.

Британская империя быстро росла в  XVIII в. Почти все войны сопровождались захватом новых колоний. Заселялись старые колонии, процветали сахарные и табачные плантации в Вест-Индии, были завоеваны Индия и Канада, открыто множество островов в разных концах земного шара. Англия стала первой морской и торговой державой мира.

2. Направления промышленного  переворота

Изменения в легкой промышленности

Переворот начался в текстильной  промышленности и прежде всего в хлопчатобумажной. Ткани в Англию привозили из Индии. Английские промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство у себя дома, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были и лучше, и дешевле. Перед хозяевами английских хлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать производство, чтобы снизить стоимость продукции. Эта задача была выполнена в результате серии изобретений.

Вначале усовершенствования и изобретения затронули ткачество. В  30-е гг. XVIII в. механик Дж. Кей создал «летающий челнок», вдвое повысивший производительность труда. Этот станок, который ударами ракеток перебрасывался с одной стороны станка на другую, приводился в действие ткачом при помощи шнура и блока. Раньше это приходилось делать вручную, и ширина ткани ограничивалась длиной рук рабочего. Теперь можно было ткать более широкие ткани и делать это быстрее. В результате возникло острое несоответствие между ткачеством и прядением. Недостаток пряжи вызвал ее удорожание. Таким образом, требовалось изобретение таких способов производства пряжи, которые привели бы производительность труда в прядении в соответствие с производительностью труда в ткачестве.

Результатом этого явилось  создание прядильной и ватерной машин. В 1765 г. ткач и плотник Дж. Харгривс создал деревянную прялку «Дженни», названную в честь дочери. Это была своеобразная комбинация самопрялки и вытяжного пресса, освобождавшего руку рабочего для одновременной работы сначала на 8,16, а затем на 80 и более веретен. Она давала хотя и тонкую, но непрочную нить. Ватерная машина Т. Хайса (1767), приводимая в движение водой, давала прочную, но толстую нить. Большое значение имела сконструированная С. Кромптоном мюль-машина (1779). Она представляла собой «смешанную» машину, сочетая принципы и достоинства «Дженни» и ватерной машины, давала пряжу тонкую и прочную.

Изобретенные машины вызвали  рост производительности труда в  прядении: например, «Дженни» повысила производительность труда прядильщика  в 200 раз. Теперь уже ткачество оказывалось  отстающим от прядения. Такое новое  несоответствие привело к тому, что  в 1785 г. был изобретен механический ткацкий станок Э. Картрайта, повысивший производительность труда в ткачестве почти в 40 раз.

Машины способствовали росту  производительности труда и снижению издержек производства. А это в  условиях свободной конкуренции  вело к значительному снижению цен. Быстрое снижение цен увеличивало  потребление хлопчатобумажных тканей и в Англии и в других странах.

Соответствующие преобразования охватили и другие отрасли текстильной  промышленности – шерстяную льняную, шелковую. Приспособление новых машин к прядению шерсти положило начало превращению шерстяной промышленности в отрасль фабричного производства.

В льняной промышленности переворот произошел в первой четверти XIX в. после изобретения французом Жираром в 1810 г. машины для прядения льна и усовершенствования ее в Англии.

Металлургия и транспорт

Неуклонный рост производства машин выявил очередное направление  промышленного переворота - усовершенствование металлургического процесса. Так, инженер  А. Дерби открыл способ плавки руды и производства чугуна при помощи кокса. Обнаружилось несоответствие между возможностями производства чугуна и возможностями его превращения в ковкое железо. В 1783-1784 гг. Г. Корт получил патент на пудлингование железа. Пудлингование позволило извлекать из железа углерод, т.е. превращать расплавленное коксом железо в ковкое.

Резкое снижение издержек производства чугуна, затем и железа в связи с переходом от дорогого и дефицитного древесного угля к  дешевому каменному углю облегчало  конкуренцию английской металлургической промышленности с иностранной. К  концу века создалась возможность  не только вытеснения иностранного металла  с внутреннего рынка, но и перехода к завоеванию внешних рынков. То обстоятельство, что в Англии залежи руды, каменного угля и известняка встречаются часто рядом и  поблизости от моря, создавало особо  благоприятные условия для бурного  развития черной металлургии.

Неограниченные перспективы  машинной индустрии и существенный рост промышленного производства были связаны с третьим направлением промышленного переворота. Созданием  парового двигателя была удовлетворена  объективная потребность в универсальном  и более эффективном двигателе. Шотландский лаборант Дж. Уатт в течение почти 10 лет (1774-1784) совершенствовал паровой двигатель. Эта паровая машина нашла широкое применение и на производстве, и на транспорте. В частности, использование этих машин в хлопчатобумажном производстве в три раза увеличило выпуск тканей. В 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к первой четверти следующего 19 века - уже 15 тыс.

Машиностроение

Завершающим этапом промышленного  переворота стало создание в Англии машиностроительной отрасли промышленности. Новые приемы обработки металла  позволили наладить выпуск стандартных  деталей машин и механизмов. Показателем  завершения промышленного переворота стало начало процесса производства машин машинами. В 1794 г. Г. Модсли сконструировал первые металлообрабатывающие станки. Затем появились прессы, молоты и т.д. Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И только после этого в Англии стали строить пароходы.

В 1825 г. была пущена в ход первая железная дорога. Железные дороги не сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна, и они ломались под тяжелыми паровозами. Существовало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию. Однако протяженность железных дорог составляла к 1870 г. составила 25 тыс. км. В 1814 г. механиком Дж. Стефенсоном был изобретен паровоз. С 1811 г. в Англии получил развитие пароходный транспорт.

Таким образом, изменения, которые  произошли в Англии в последние  десятилетие XVIII в., оказали глубокое влияние на ее экономику и место в системе международных отношений. За этот короткий исторический период Англия настолько опередила в технико-экономическом отношении другие страны, что заложила фундамент для последующего превращения ее в «фабрику мира».

3. Социально-экономические последствия промышленного переворота

К началу 30-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот в Англии. В стране произошли серьезные социально-экономические изменения. К середине XIX в. Англия превратилась в страну городов и рабочих поселков, где проживало до 86% населения. Доля занятых в промышленности и строительстве повысилась до 50%, а в сельском хозяйстве снизилась до 15%. Торжество свободной конкуренции вызывало стремление к расширению производства. В итоге это приводило к значительному экономическому подъему страны. А усиление технической базы производства способствовало превращению Англии в мощную индустриальную державу - «фабрику мира». Ее удельный вес в мире составил более 40%.

Лидером индустриального  развития оставалась хлопчатобумажная промышленность. Выросло число фабрик, оснащенных ткацкими станками. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 1800-1870 гг. увеличился в 19 раз, потребление хлопка - более чем в 1000 раз. В середине XIX в. в текстильной и швейной промышленности было занято свыше трети всех работающих. Дешевые и качественные ткани и изделия из них оставались главными статьями английского экспорта.

В то же время переворот  в текстильной промышленности разорил  ткачей-ремесленников в Англии. Первое время рабочие мануфактур пытались конкурировать с машиной. Они  были вынуждены соглашаться на удлинение  рабочего дня и снижение зарплаты. Но со временем машина настолько удешевляла производство, что дальнейшее сопротивление  становилось невозможным.

Английские фабрики обрекли  на гибель также миллионы индийских  ткачей, потому что английские ткани  быстро завоевали и индийский  рынок.

Заметно набирала темпы тяжелая  промышленность. С использованием в  металлургическом процессе горячего дутья  значительно возросло производство стали и чугуна. В стране действовало  более 600 доменных печей. За 1800-1870 гг. возросли добыча угля (в 11 раз) и выпуск продукции металлообработки (в 28 раз). На долю Англии приходилась половина производства чугуна, более половины добываемого каменного угля в мире. Выпуск продукции тяжелой промышленности страны превышал в четыре-пять раз выпуск продукции США, Германии и Франции.

Успехи индустриального  развития во многом были обусловлены  внедрением паровых двигателей. Их мощность лишь за первую половину XIX в. выросла более чем в 120 раз, а к 1870 г. - в 800 раз. Паровые двигатели стали успешно использоваться в различных отраслях хозяйства.

Машинное производство уже  не требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейших движений. С такой работой могли  справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту  гораздо дешевле. Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться  женский и детский труд. То обстоятельство, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы.

Вначале недовольство рабочих  носило стихийный характер - это  были отдельные забастовки, петиции, ломки машин и поджоги фабрик. Однако в последней трети XVIII в. и в начале XIX в. получило широкое распространение движение луддитов, разрушавших станки и оборудование на фабриках. В 30-40-е гг. XIX в. мощный революционный подъем английских рабочих привел к чартистскому движению - созданию первого в мире самостоятельного и организованного рабочего движения. Чартистское движение заставило правительство в 1847 г. пойти на парламентские реформы, было расширено фабричное законодательство, вводился десятичасовой рабочий день для женщин и несовершеннолетних.

Промышленный переворот  в Англии затронул не только промышленность. Он коснулся всех сфер производства, в  том числе и сельского хозяйства, вызвал рост городов и городского населения.

Глубокое влияние испытали на себе все стороны жизни и  быта населения. Преобразился внешний  вид страны. Это было начало становления  новой индустриальной цивилизации. В городах уже проживало 40% населения. Крупнейшим городом мира стал Лондон с населением более 0,5 млн. человек, в основном занятых в промышленности, торговле и судоходстве. Здесь осуществлялись основные внешнеторговые и финансовые сделки. Это был своеобразный перевалочный пункт в заморской торговле, сменивший  в этой роли Амстердам.

В сельском хозяйстве в 1850 г. было занято только 30% населения, а в 1871 г. - 14%. Но это совсем не означало упадка сельского хозяйства Англии. Наоборот, оно становится в это время самым рациональным, самым продуктивным в мире. Здесь не осталось крестьянских натуральных хозяйств, были только фермеры. С ростом городов повысился спрос на молоко, мясо, овощи - и теперь производство именно этих продуктов стало самым выгодным в сельском хозяйстве и оттеснило овцеводство. Но крупные землевладельцы, не могли сами заниматься производством этих продуктов, это требовало хозяйственных забот и личного участия хозяина. К тому же молочная или овощная ферма не требовала много земли, а владения лендлордов были большими, но часто разбросанными по разным частям Англии. Поэтому для лендлордов было проще сдавать землю в аренду.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии