Промышленный переворот в Европе и США. Становление индустриального капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:46, реферат

Краткое описание

Промышленный переворот — это система экономических и социально-политических изменений на основе перехода от мануфактуры к фабрике (заводу). Его основной причиной был научно-технический прогресс в XVII-XVIII вв. Главное содержание промышленного переворота - капиталистическая индустриализация.
Началом промышленного переворота явилось изобретение и внедрение в производство рабочих машин (например, паровой двигатель Д. Уатта, 1782г.). Завершается промышленный переворот развитием машинного производства (производство машин машинами).

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

В первой половине XIX в. выработка на одного рабочего на ткацких фабриках увеличилась в 4 раза, а количество переработанного хлопка возросло более чем в 50 раз и составило в 1859г. около 3 млн. пудов. В 1860г. в хлопчатобумажной промышленности было занято 152 тыс. рабочих.

Технический переворот успешно проходил в. сахарной промышленности. Наряду с помещичьими  предприятиями возникали крупные  купеческие заводы, на которых использовался  наемный труд. Перед реформой 1861г. в Российской империи имелось 467 сахарных заводов (65 тыс. рабочих), причем 85 % всего сахара вырабатывали «паровые» заводы.

В полотняной отрасли промышленный переворот  начинался в 40-е гг. В 1854г. механические фабрики с паровыми и водяными двигателями давали уже свыше 40 % всей продукции. В суконной промышленности техническая перестройка задерживалась  в связи с тем, что в ней  преобладали вотчинные и посессионные предприятия, на которых использовался  крепостной труд. В 1859г. механическое производство сукна в 15 раз уступало ручному. Промышленный переворот также вяло протекал и  в других отраслях, где преобладал крепостной труд (стекольная, фарфорово-фаянсовая).

Одним из показателей  промышленного переворота было становление  возникновение отечественного машиностроения. Как правило, заводы возникли на основе старых механических мастерских при  металлургических заводах. Центром  русского машиностроения и металлообработки в XIX в. стал Петербург, где на базе литейных заводов возникли первые машиностроительные предприятия - завод Берда и Александровский казенный завод. На заводе Берда в 1815г. был построен первый в Российской империи пароход, а позднее — налажено производство паровых машин и пароходов. Александровский казенный завод производил паровые машины, промышленное оборудование, пароходы, паровозы, вагоны. В Петербурге возникли также Невский машиностроительный завод, завод Нобеля и др. В 30—50-е гг. XIX в. машиностроительные заводы возникали в Москве, Риге, Екатеринбурге и других городах. В 1849г. для строительства волжских судов был основан Сормовский завод. Всего в 1860г. в Российской империи имелось около 100 машиностроительных заводов. В 50-е гг. XIX в. производство машин возросло в 16 раз и лишь немногим уступало импорту. Механизация производства сопровождалась переходом от водяного двигателя к паровой машине. В 30—50-е гг. XIX в. мощность паровых двигателей в промышленности увеличилось в 7 раз л составила свыше 15 тыс. л. с.

Вместе с  тем промышленность, в которой  по-прежнему использовался крепостной труд, переживала упадок, но продолжала существовать благодаря поддержке  царизма. Однако в тех отраслях, где  она конкурировала с капиталистическим  способом производства терпела поражение  вследствие низкой производительности труда, плохого качества и дороговизны  товаров.

На вотчинных  предприятиях было невозможно широкое  применение новой техники. Работа на вотчинной «фабрике» оставалась для крестьян худшим видом барщины  и вызывала все большее сопротивление. Еще больший упадок переживали посессионные мануфактуры.

Кризис крепостной промышленности наиболее ярко проявился  в уральской металлургии. Вплоть до реформы 1861г. в русской металлургии  господствовали старая техника и  крепостной труд. О % рабочих горнозаводской промышленности составляли крепостные и посессионные рабочие, что тормозило  применение новой техники и технологий. Следствием этого явилось отставание русской металлургии. Так, за период 1800-1860 гг. выплавка чугуна в Российской империи выросла всего в 2 раза, тогда как в Англии — в 24 раза. Российский экспорт металла накануне реформы составлял всего лишь 856 тыс. пудов в год, тогда как  в 1782г. — 3,8 млн. пудов: в 40-е гг. XVIII в. Россия выплавляла чугуна в 2,5 раза больше, чем Англия.

Техническая отсталость крепостной металлургии  усугублялась ее монопольным положением на внутреннем рынке. До 1850г. на чугун  и железо существовали запретительные таможенные тарифы, вследствие чего внутренний рынок был целиком в распоряжении русских заводчиков, и цены на железо держались на очень высоком уровне. Царизм давал заводчикам выгодные казенные заказы, а нередко и субсидии. Все это усиливало технический  застой в металлургии и препятствовало внедрению новой техники.

Крепостной  строй задерживал темпы технической  революции, тормозил формирование кадров наемных рабочих и развитие внутреннего  рынка. В промышленном отношении  Российская империя отставала от капиталистических стран Запада. Так, ее удельный вес в мировом  промышленном производстве в 1860г. составлял  всего 1,7 % и уступал в 7 раз Франции  и в 18 раз — Англии. В 1850г. в  Российская империя (площадь территории 18 млн. кв. км) имела всего 601км железнодорожных  путей, тогда как небольшая Бельгия  — 625км.

На территории Беларуси, которая входила в составе  Российской империи, первые шаги к промышленному  перевороту были сделаны в 20-е гг. XIX в. лидерами технического прогресса стали отдельные предприятия текстильной и пищевой промышленности. Так, в начале 20-х гг. впервые в Беларуси на Хомской и Косовской суконных фабриках (Кобринский уезд) были установлены паровые двигатели. В 1824г. на р. Сож прошло испытание парохода, построенного английским механиком А. Смитом по распоряжению графа Н.П. Румянцева.

Однако фабрично-заводская  промышленность в Беларуси развивалась  медленными темпами. В 1845г. здесь насчитывалось 9, в 1850г. - 13, в 1860г. - 30 фабрик. В 1860г. предприятия  фабричного типа давали всего 9 % промышленной продукции, остальное производство приходилось на мелкие предприятия  и мануфактуры, где по-прежнему господствовал  ручной труд и рутинная техника. Завершение промышленного переворота в Беларуси приходится на 90г. XIX в., т. е. уже после отмены крепостного права.

 


Информация о работе Промышленный переворот в Европе и США. Становление индустриального капитализма