Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:41, реферат
В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909г. по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859-1921гг). Бронзовый монумент изображает человека в старинной долгополой одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы. На постоменте надпись: ”Николы Чюдотворца Гостуньского диякон Иван Федоров 1563 19 апреля”. Имя Ивана Федорова– человека, подарившего нашей стране книгопечатание, - известно каждому. Печатный станок- детище эпохи Возрождения. Появление типографского станка- важнейшая веха в истории культуры.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1.Иван Федоров и Петр Мстиславец. Московский период деятельности……………….3
2. Деятельность Ивана Федорова в Литве…………………………………………………...6
3. Первая типография на украинской земле…………………………………………………8
4. Деятельность Ивана Федорова в Остроге…………………………………………………9
5. Последние годы жизни Ивана Федорова………………………………………………….11
6. Заключение……………………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………………………………….12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: физической культуры и спорта
Реферат на тему:
«Просветительская деятельность Ивана Фёдорова»
Содержание:
Введение………………………………………………………
1.Иван Федоров и Петр Мстиславец. Московский период деятельности……………….3
2. Деятельность Ивана Федорова в Литве…………………………………………………...6
3. Первая типография на украинской земле…………………………………………………8
4. Деятельность Ивана Федорова в Остроге…………………………………………………9
5. Последние годы жизни Ивана Федорова………………………………………………….11
6. Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909г. по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859-1921гг). Бронзовый монумент изображает человека в старинной долгополой одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы. На постоменте надпись: ”Николы Чюдотворца Гостуньского диякон Иван Федоров 1563 19 апреля”. Имя Ивана Федорова– человека, подарившего нашей стране книгопечатание, - известно каждому. Печатный станок- детище эпохи Возрождения. Появление типографского станка- важнейшая веха в истории культуры. Устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях и тысячах оттисков, становится активным средством воздействия на умы, орудием просвещения и воспитания. Переход от рукописной книги к печатной- важный этап в становлении и самоутверждении народа. “Печатный станок- Сильнейшее наше орудие”. Эта лаконичная, но предельно точная характеристика дана В.И.Лениным. (1, с. 70) Оружие это формировалось и оттачивалось веками.У истоков его – подвиг Ивана Федорова, подарившего нашей стране книгопечатание.
1. Иван Федоров и Петр Мстиславец. Московский период деятельности.
Иван Федоров Москвитин
2. Деятельность Ивана Федорова в Литве.
Покинув Москву, типографы встретили благожелательный прием в Заблудове- имении гетмана Григория Александровича Ходкевича. Создание типографии было давним желанием Г.А.Ходкевича. Создание типографии в Заблудове находилось в русле просветительной деятельности Ходкевичей, отвечало их политике поддержки православной церкви. 6 июня 1567г. Григорий Ходкевич основал в Заблудове церковь Успения Богородицы и св. Николая и учредил при церкви больницу “для убогих людей как греческого, так и римского закона”. Не исключено, что первое время Иван Федоров исполнял в Заблудове и дьяконские обязанности.Ходкевич предложил Ивану Федорову печатать русские православные книги с целью сохранения национальной самобытности русско-белорусского населения, боровшегося против насильственного ополячивания и католицизма, за свой родной язык и национальное достоинство. Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструмент, как известно первопечатники привезли из Москвы. Не было, по-видимому, типографского стана- по указаниям Ивана Федорова его изготовили плотники.Встал вопрос о том , на каком языке печататькниги- на старославянском, применявшемся в церковном богослужении, или же на народном, белорусском. Г.А. Ходкевич хотел издать книги на белорусском языке. В этом виделось желание продолжить традиции Скорина, Будного и других белорусских просветителей. Первой книгой, напечатанной московскими мастерами в Заблудове, было “Евангелие учительное”, вышедшее в свет 17 марта 1569г. В отличие от московских книг эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения.Эта книга уже значительно отличалась по оформлению от московских изданий.В ней имеется титульный лист и предисловие, написанное Ходкевичем. В предисловии к “Учительскому евангелию” Ходкевич писал, что он “помыслил же был…сию книгу выразумевания ради простых людей преложити на простую молву”. Кроме московских книжников, в подготовке оригиналов для заблудовской типографии принимали участие и белоруссы. В процессе подготовки оригиналов к печати Иван Федоров пользовался богатым по тем временам собранием книг Супрасльского монастыря, находившегося неподалеку от Заблудова. Интересны записи на сохранившихся экземплярах “Учительского евангелия”, которые свидетельствуют, что значительная часть тиража этого издания Ивана Федорова попала в Московское государство. “Учительское евангелие” отпечатано “в лист”. Каждая тетрадь составлена из четырех сфальцованных попалам листов и содержит, таким образом, восемь листов, или 16 страниц. Нумерации тетрадей, сигнатура, отсутствует. Общее количество тетрадей- 51. Первые четыре листа первой тетради перенумерованы римскими цифрами, следующие четыре листа не имеют нумерации. Всего перенумеровано 399 листов, а в книге содержится 408 листов. ”Учительское евангелие” отпечатано московским шрифтом Ивана Федорова. Художественное убранство книги кроме упомянутой цельностраничной гравюры содержит три заставки, отпечатанные с двух досок, шесть концовок- с трех досок, две буквицы- с двух досок и 78 малых инициалов- с 21 формы. Заставки ранее встречались в московском “Апостоле”. Бумага “Учительского евангелия” преимущественно польско-литовского происхождения с 27 различными водяными знаками.(9,с. 130-136) Наиболее часто встречается бумага со знаками “Элита” и “Гоздава”; она изготовлялась мастерскими в селах Ливчицы на Львовщине, и Бонарцы и Баличи неподалеку от Кракова. На обороте титульного листа- декоративная герольдическая композиция, выполненная в технике ксилографии.(12,с78-107) Тираж книги был достаточно большим- до настоящего времени сохранилось сорок четыре экземпляра. Вторым заблудовским изданием была “Псалтырь с Часословцем”, печатавшаяся с 26 сентября 1569г. по 23 марта 1570г. Это одно из лучших изданий Ивана Федорова, напечатанное уже им самим без помощи Мстиславца.Эту книгу, как и “Часовник”, использовали для обучения чтению. Сейчас все древние учебные книги очень редки.Сохранилось всего три дефектных экземпляра этой книги.Книга отпечатана в четвертную долю листа.Количество тетрадей-47. В каждой из них содержится по восемь листов. Нумерации тетрадей нет. Для набора основного текста использован московский шрифт Ивана Федорова. На листах 60 об.-62 третьего счета помещена пасхалия в таблицах. Это первый пример табличного набора в отечественном книгопечатании. Таблицы, видимо, печатались в два прогона: сначала текст, а затем прографки.Для текста Иван Федоров отлил новые большие литеры с высотой очка 7мм. Во втором задлудовском издании помещены две цельностраничные гравюры. Прежде всего это герб Г.А. Ходкевича.Гравюра с таким сюжетом была и в “Учительском евангелие”. Однако использовать старую доску Иван Федоров не мог, так как изменился формат книги. Но новая гравюра – не просто уменьшанная копия старой.По словам А.А. Сидорова,”второй герб выполнен лучше, тоньше”.(15,с. 96) На второй из гравюр изображен легендарный автор “Псалтыри” – царь Давид на троне, стоящем на полу.Рисунок скопирован зеркально с олной из гравюр немецкой Библии 1560 или 1564гг. По сравнению с условностью изображения “Луки” на фронтисписе московского “Апостола” эта гравюра- шаг вперед. В состав художественного убранства книги входят такде 31 заставка- с пяти досок, 4 концовки- с трех досок и большое количество инициалов, отпечатанных с 21 доски. Над текстовымиполосами размещены нарядные орнаментальные рамки, служащие обрамлением колонтитулов. Все доски, с которых отпечатаны иллюстрации и орнаментика книги, изготовлены Иваном Федоровым специально для этого издания. Исключение составляют лишь концовки, которые встречаются в московских “Апостоле” и “Часовнике”. Доски заблудовского орнамента создавались Иваном Федоровым применительно к определенному формату, который в дальнейшем им не использовался. Доски были увезены первопечатником во Львов, превосходно сохранились и в дальнейшем использовались во львовских изданиях вплоть до середины XVIIIв. Напечатана “Псалтырь с Часословцем” на той же самой бумаге, что и большая часть “Учительского евагелия”. “Псалтырь” оказалась последней книгой заблудовской типографии, которая вскоре после выхода издания в свет, прекратила свою деятельность. Заблудовская типография Ивана Федорова сыграла значительную роль в становлении постоянного книгопечатания в Белоруссии, в развитии русско-белорусских и русско-литовских культурных связей. Но действовала она недолго- всего около четырех лет. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением.
3. Первая типография на украинской земле.
Путь Ивана Федорова во Львов не был легким.”В путь шествующу ми,- рассказывал он в последствии “Апостола” 1574г.,- много скорби и беды обретоши мя”. Львов в то время- крупнейший экономический и культурный центр Западной Украины. Материально-технические предпосылки возникновения книгопечатания во Львове, бесспорно, были. Типография, основанная Иваном Федоровым, не являлась чем-то чужеродным в социально-экономической жизни города. Печатник мог найти здесь все необходимое для успешной организации дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Среди ремесленников можно было найти и слесарей и литейщиков,и столяров, и ювелиров, и художников. Приемы резьбы по металлу развивали и совершенствовали мастера золотых дел, их цех существовал во Львове издавна. Золотых дел мастера поддерживали тесные взаимоотношения с художниками, литейщиками и пушкарями. В XVI в. эти ремесленники объединились в общий цех. Была известна во Львове и техника переноса красочных изображений на различные воспринимающие поверхности. Так изготавливались набивные ткани, шпалеры и т.д. Среди важнейших предпосылок создания книгопечатания на Украине- устойчивая традиция рукописной книги. В то время, когда создавалась типография Ивана Федорова, в Галицкой Руси работало несколько рукописных мастерских. Во Львов обильно поступала продукция западноевропейских типографий. В город регулярно приезжали книготорговцы. Были здесь и свои книжные магазины. Работали переплетные мастерские.(14, с. 139) Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Иван Федоров прежде всего обратился за помощью к зажиточным горожанам, но помощи от них не получил. Тогда Иван Федоров попросил священника объявить в церкви о приезде в город типографа и о его нуждах. На первых порах и это не имело успех. С большим трудом, с помощью ремесленного люда, собрал Иван Федоров необходимую сумму для приобретения типографии. Она была оборудована в предместье Львова, называемое Подзамчье. Печатнику помогали его сын Иван, обучившийся переплетному делу, и подмастерье Гринь.
15 февраля
1574г. Иван Федоров выпустил
во Львове новое издание “
4. Деятельность Ивана Федорова в Остроге.
Выпустив в свет “Азбуку”, над которой типограф трудился, как он сам сказал в послесловии книжки, “ради скорого младенческого научения”, Иван Федоров отправился в Острог, куда его пригласил крупный украинский феодал Константин Константинович Острожский. Четвертая (после московской, заблудовской и львовской) в его жизни типография была наиболее продуктивной. Здесь он напечатал дополнительное издание “Азбуки”, содержавшее параллельные греко-славянские тексты и рассказ об изображении славянской письменности великими просветителями Кириллом и Мефодием. “Азбука” вышла в свет 18 июня 1578г.; экземпляры ее лишь недавно были найдены в ГДР и Дании. Книга напечатана шестью разными шрифтами, в том числе двумя греческими. На обороте титульного листа- Герб князя Острожского. Имеется и типографский знак Ивана Федорова. На титульном листе- название и объяснение цели издания. Рассказано, что Князь Острожский пригласил для обучения детей знающих людей- “Искусных” в греческом языке, латинском и особенно в русском. “И сея ради вины напечатана эта книжка по гречески альфа-вита, а по русски азбуки. Перваго ради научения детьскаго многогрешным Иоанном Федоровичем…”. (8, с.30) Из Острожской типографии вышли и два букваря, хранящиеся (по одному экземпляру) в библиотеках Кембриджа и Оксфорда. В 1580г. в Остроге были напечатаны “Псалтырь и Новый завет”. “Псалтырь” и “Новый завет” 1580г.- издание небольшого формата. Вкладные записи очень редко встречаются на его узких полях. “Псалтырь” и “Новый завет” напечатаны в восьмую долю листа малым острожским шрифтом с высотой 10 строк равной 40мм. В книге одна 4-листная, шестьдесят- 8-листных и одна 10-листная тетради. Общий объем- 494 листа. Первые четыре листа не имеют нумерации, но дальше идет регулярная фолиация- от 1 до 490, проставленная на каждом листе вверху, справа. Полный набор полос содержит 30 строк текста. Большая часть книги отпечатана одной краской. Вторая краска- киноварь- лишь на титульном листе, на первых листках Псалтыри, всех четырех евангелией, Апостола и Апокалипсиса, а также в месяцеслове и других справочных разделах. Художественное убранство книги включает 35 заставок, отпечатанных с 6 досок, 38 концовок- с 9 досок и 28 буквиц- с 13 досок. Третьим острожским изданием была “Книжка собраний вещей нужных” 1580г. Это первый в истории нашей словесности алфавитно-предметный указатель. В указателе собраны фразы и словосочетания из “Псалтыри” и “Нового завета” с отсылками к конкретным главам, зачалам, кафизмам текста. Фразы размещены в алфавите ключевых слоа. “Книжка” открывается титульным листом, заключенным в рамку из наборного орнамента. Набрана книжка “малым” острожским шрифтом. Художественное убранство ограничивается гравированным на дереве гербом К.Острожского, отпечатанным с той же доски, что и в “Псалтыри” и “Новом завете”, одной заставкой и одной концовкой. 5 мая 1581г. из Острожской типографии Ивана Федорова вышла (без указания имени печатника) “Хронология” белорусского поэта-кальвиниста Андрея Рымши. Это однолистка- большого формата; на двух страницах напечатаны двустишия на каждый месяц года – своеобразный стихотворный календарь. Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова является знаменитая “Острожская библия”, которая вышла в свет в 1580-1581гг. “Острожская библия” поражает своим объемом. В ней 628 листов или 1256 страниц, отпечатанных в два столбца красивой уберистой печатью шестью различными шрифтами (в том числе двумя греческими). Много мастерски выполненных заставок и заглавных букв. Московский шрифт Ивана Федорова встречается на титульном листе. Титульный лист обрамляет рамка, в которую в московском “Апостоле” было заключено изображение Луки. Основной текст книги набран острожским шрифтом с высотой 10 строк 50-51мм. Более мелкий острожский шрифт (10 строк =40мм) использован для примечаний. Кроме того, в книге использованы крупный кирилловский шрифт (10строк =135мм) и два греческих (10строк =40 и 50-51мм). Утверждается, что “Острожная библия” содержит 3240000 печатных знаков. Особенности наборной техники издания по сей день не изучены. Однако сомнений нет, что набирали ее несколько наборщиков. “Остожская библия” оформлена строго и просто. В книге нет фигурных гравюр. Книга снабжена гербом князя Острожского и типографским знаком Ивана Федорова. Из предисловия “Острожской библии” известно, что оригинал для ее издания искали “во всех странах роду нашего, языка словенского”, но поиски эти не принесли успеха- “ниже едина обретеся съвершена”. Хорошо выверенный и отредактированный список был привезен из Москвы “от благочестива и в православии изрядносиятельства Государя” и “великого князя Иоанна Васильевича” “богоизбранным мужем Михаилом Гарабурдой, писарем Великого князя Литовского”. Список этот не был единственным источником.(14, с. 186-189) Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский перевод. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии. Именно в этой “Острожской библии”, как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. Тираж книги примерно 1000-1200 экземпляров. Сохранилось до нашего времени около 250 экземпляров. Редкость книги отмечалась уже в XVII веке, в предисловии к “Московской библии” 1663г. Выдающийся чешский ученый XVIII в. Иозеф Добровский признавался: ”я отдал бы половину своей библиотеки за “Острожскую библию”. Первое напечатанное кириллическим шрифтом издание “Библии”, осуществленное Иваном Федоровым, послужило образцом для последующих ее русских изданий. “Острожская библия” сыграла значительно большую роль в истории культуры восточно-славянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным сведетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев и белоруссов. Перевод “Библии” на национальный язык и издание ее на этом языке говорили о росте национального самоутверждения, укреплении позиций родного языка в его извечной борьбе с латинизмом католической экспансии. Важно подчеркнуть роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических представлений на руси: “Библия” содержала сведения по астрономии, математике, химии, географии, биологиии медицине.
5. Последние годы жизни Ивана Федорова
Отпечатав “Библию”, Иван Федоров, по неизвестным причинам, разошелся с князем Острожским и возвратился в начале 1583г. во Львов. Там ему удается с большим трудом оборудовать типографию и приступить к набору новой книги. Однако выпустить ее в свет ему уже не пришлось.Обремененный заботами и долгами, Иван Федоров заболел и 5(15) декабря 1583г. скончался. Умер он в бедности, не имел средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги. Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: “Друкарь книг, пред тым невиданных”. В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.
6. Заключение
Дело, которому посвятил Иван Федоров, восторжествовало. После отъезда его из Москвы, книгопечатание вскоре возобновилось и с тех пор уже существовало здесь постоянно. Иван Федоров внес значительный вклад и в начальный период истории белорусского книгопечатания. Он преумножил лучшие традиции замечательного просветителя Франциско Скорина, обогатив белорусское книжное дело опытом московских мастеров. Книгопечатная деятельность отныне на белорусской земле уже не прекращалась, ее продолжили Петр Тимофеевич Мстиславец, Василий Гарабурда, Мамоничи, мастера Виленской, Кутейнской, Могилевской типографии… Богатые всходы дали семена, посеяные Иваном Федоровым и на Украине. Типографское оборудование его мастерских было использовано Ставропигийской братской типографией, которая в течении трех с лишним столетий снабжала Украину и соседние славянские страны книгами. Деятельность Ивана Федорова была разнообразной и оставила свой след в самых различных областях культуры и народного хозяйства.Он был новатором, и новаторство это граничило с изобретательством. История отечественной полиграфической техники за четыре столетия, прошедших со дня смерти Ивана Федорова, изобилует творческими достижениями, значительно обогатившими мировую типографию.К сожалению, далеко не все они были внедрены в производство. Говоря об историко-культурном значении деятельности Ивана Федорова, нельзя ограничиться рассмотрением технического и эстетического уровня его изданий.Наиболее существенным представляется анализ напечатанных им книг с точки зрения их содержания, выявление издательской программы первопечатника. Иван Федоров- не был техническим исполнителем чужой воли, умелым мастерством на службе московского государя или князя Острожского. Не был он и печатником-коммерсантом, ориентирующимся на состоянии рынка и безразличным к содержанию издаваемых им книг. В этом его отличие как от наборщиков Печатного двора XVII столетия, как и от типографов-предпринимателей позднейшего времени. “Роль изобретателя книгопечатания не была пассивной, он был сеятелем “божьего слова”, просветителем и врядли иначе сознавал свою миссию”. Провозглашение великой просветительной миссии книгопечатника составляет главное содержание его нелегкой жизни: “Вместо же житных семен духовная семена по вселенней разсевати и всем по чину раздавати духовную сию пищу”. Иван Федоров сыграл в истории русской книги выдающую роль. Его печатный станок служил просвещению русского народа. Присущие книгоиздательской деятельности Ивана Федорова, черты высокой гражданственности и просветительства стали отличительными чертами передового русского книгопечатания и книгоиздательского дела, бережно сохранившего и преумножившего славные традиции великого русского первопечатника. Последние годы жизни Ивана Федорова прошли на Украине. Во Львове, у Онуфриева монастыря, где теперь открыт музей Ивана Федорова, покоится его прах. Имя первопечатника носят Украинский полиграфический институт, одна из улиц города, ему установлен памятник. Но- главный памятник книгопечатнику- книги. И не только исследования, посвященные его творчеству, но и все мастерски, с любовью и вкусом исполненные издания.
Информация о работе Просветительская деятельность Ивана Фёдорова