Просветительские реформы в России в первой половине 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:46, доклад

Краткое описание

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.
История образовательных систем в России начинается с царствования Петра ı. Именно он, столкнувшись в ходе реформ с кадровой проблемой, предпринял первые шаги в организации учебных заведений

Вложенные файлы: 1 файл

18 век.docx

— 535.09 Кб (Скачать файл)

Просветительские реформы в России в первой половине 18 века

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.

История образовательных систем в России начинается с царствования Петра ı. Именно он, столкнувшись в ходе реформ с кадровой проблемой, предпринял первые шаги в организации учебных заведений

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.

 Кроме того, к 1722 году  в разных городах России были  открыты 42 так называемые «цифирные  школы», обеспечивавшие начальное  обучение математике.

Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия.

Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т.д

Культурные реформы Петра: 1. Введен новый гражданский алфавит.

2. Возникла периодическая  печать (газета «Ведомости»).

3. Учреждена Академия  наук (1725г.), университет и гимназия.

4. Открыты первые светские  государственные школы.

5. Создаются публичные  театры, библиотеки, музеи (кунсткамера).

6. Осуществляется подготовка  национальных кадров 

      Петром I утверждена новая азбука: 29 января (8 февраля) 1710 г. в России завершилась петровская реформа кириллического алфавита — Пётр I утвердил  новую гражданскую азбуку и гражданский шрифт. Русская Православная Церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом.

    Газета «Ведомости»  Реформы Петра I часто встречали сильное сопротивление. Что-бы легче было понять и принять их, требовались подробные разъяснения. Одним из помощников царя в этом деле стала газета «Ведомости».

Она была основана по указу Петра I 16 декабря 1702 г. в Москве

Академия наук (1725г.) В 18 веке при Академии содержались:

библиотека,музей Кунсткамера,обсерватория,физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 г. М. В. Ломоносовым),

анатомический театр,художественные классы,мастерские,типография.

 

 Первые светские государственные школы

В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

 

 Позже в 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был так же создан Смольный институт благородных девиц.

 

Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич  Ломоносов.

В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы.

В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

 

 Принципы организации школ 
     1. Государственность школ.

     2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.

     3. Преобладание в учебном плане навигацких и военных    наук.

     4. Принудительность обучения и суровый режим.

 

 Закрытые сословно-дворянские  учебные заведения

     1. Кадетские корпуса (с 1731г.), срок обучения 10–12 лет.

     2. Сухопутный шляхетский корпус (1731г., в Петербурге).

     3. Морской кадетский корпус (1752г.).

    4. Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса.

    5. Иностранные пансионы–частные (Москва, Петербург).

    6. Духовные школы.

    7. Гарнизонные школы.

 

 В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.

 

 М.В.Ломоносов (1711-1765) – наиболее яркий представитель российского Просвещения

Развитие педагогической мысли и школы в России

40-60-х годов 18 в. неразрывно  связано с именем Михаила Васильевича  Ломоносова (1711-1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося  в истории мировой культуры  на уровень гения.

 

 Благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика

 Михаила Васильевича  Ломоносова 

стало возможным учреждение университета в Москве.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он был основан в 1755 году.

 

 Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования.

 

 Екатерининская эпоха

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II.

Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.)..

 

 Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

 

Заключение

 
В историю духовной культуры, важной составляющей частью которой является педагогика, 18 век вошел как век Просвещения. Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету эпохи Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в 17-18 вв. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. Развитие просветительских идей в России происходило под воздействием социально-экономического развития страны и французской философии Просвещения. 
 
В течение 18 в. в России в основном была создана сеть учебных заведений – малых и главных народных училищ – с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. 
 
В сфере образования и педагогической мысли Россия вышла на качественно новый уровень: были созданы и проверены на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования 19 века; была разработана система идей о воспитании и обучении человека – гражданина своего отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Просветительские реформы в России в первой половине 18 века