Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:46, доклад
В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.
История образовательных систем в России начинается с царствования Петра ı. Именно он, столкнувшись в ходе реформ с кадровой проблемой, предпринял первые шаги в организации учебных заведений
Просветительские реформы в России в первой половине 18 века
В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.
История образовательных систем в России начинается с царствования Петра ı. Именно он, столкнувшись в ходе реформ с кадровой проблемой, предпринял первые шаги в организации учебных заведений
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.
Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике.
Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия.
Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т.д
Культурные реформы Петра: 1. Введен новый гражданский алфавит.
2. Возникла периодическая печать (газета «Ведомости»).
3. Учреждена Академия наук (1725г.), университет и гимназия.
4. Открыты первые светские государственные школы.
5. Создаются публичные театры, библиотеки, музеи (кунсткамера).
6. Осуществляется подготовка национальных кадров
Петром I утверждена новая азбука: 29 января (8 февраля) 1710 г. в России завершилась петровская реформа кириллического алфавита — Пётр I утвердил новую гражданскую азбуку и гражданский шрифт. Русская Православная Церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом.
Газета «Ведомости» Реформы Петра I часто встречали сильное сопротивление. Что-бы легче было понять и принять их, требовались подробные разъяснения. Одним из помощников царя в этом деле стала газета «Ведомости».
Она была основана по указу Петра I 16 декабря 1702 г. в Москве
Академия наук (1725г.) В 18 веке при Академии содержались:
библиотека,музей Кунсткамера,
анатомический театр,художественные классы,мастерские,типография.
Первые светские государственные школы
В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.
Позже в 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был так же создан Смольный институт благородных девиц.
Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов.
В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы.
В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.
Принципы организации
школ
1. Государственность
школ.
2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
3. Преобладание в учебном плане навигацких и военных наук.
4. Принудительность обучения и суровый режим.
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения
1. Кадетские корпуса (с 1731г.), срок обучения 10–12 лет.
2. Сухопутный шляхетский корпус (1731г., в Петербурге).
3. Морской кадетский корпус (1752г.).
4. Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса.
5. Иностранные пансионы–частные (Москва, Петербург).
6. Духовные школы.
7. Гарнизонные школы.
В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.
М.В.Ломоносов (1711-1765) – наиболее яркий представитель российского Просвещения
Развитие педагогической мысли и школы в России
40-60-х годов 18 в. неразрывно
связано с именем Михаила
Благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика
Михаила Васильевича Ломоносова
стало возможным учреждение университета в Москве.
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он был основан в 1755 году.
Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования.
Екатерининская эпоха
Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II.
Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота
Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.)..
Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.
Заключение
В историю духовной культуры, важной составляющей
частью которой является педагогика, 18
век вошел как век Просвещения. Педагогическая
мысль Просвещения приняла эстафету эпохи
Возрождения и поднялась на новую ступень.
Идеи Просвещения оказались ориентиром,
который брался в расчет их сторонниками
и противниками при реорганизации школы
в 17-18 вв. Движение Просвещения развивалось
в соответствии с национальными условиями.
Развитие просветительских идей в России
происходило под воздействием социально-экономического
развития страны и французской философии
Просвещения.
В течение 18 в. в России в основном была
создана сеть учебных заведений – малых
и главных народных училищ – с едиными
учебными планами, классно-урочной формой
организации обучения, с едиными методиками
преподавания учебных предметов, едиными
учебниками, началась профессиональная
подготовка учителей и т.д.
В сфере образования и педагогической
мысли Россия вышла на качественно новый
уровень: были созданы и проверены на практике
различные типы государственных светских
школ, послуживших основой создания централизованной
государственной системы образования
19 века; была разработана система идей
о воспитании и обучении человека – гражданина
своего отечества, ставших питательной
средой для развития русского общественно-педагогического
движения первой половины 19 века.
Информация о работе Просветительские реформы в России в первой половине 18 века