Просвещение. Накопление знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:17, доклад

Краткое описание

Русь отнюдь не была сплошь неграмотой. Знание письма, счета требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела, художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников, купцов.

Вложенные файлы: 1 файл

2.1просвещение, накопление знаний.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Глава I.

Просвещение. Накопление знаний.

Грамотность.

Русь отнюдь не была сплошь неграмотой. Знание письма, счета требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела, художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелись они и среди бояр и дворян. Состоятельные люди вели письменные учет в своих хозяйствах; от ХVI в. сохранились различного рода учетные книги, документы духовных обителей – монастырей, копии с документов более ранних времен.

Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала.

Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров.

Однако в распоряжении ученых, несмотря на все потери Батыевой эпохи и более поздних ордынских «ратей», было все же немало рукописного материала за ХIV-ХVI вв. Это – документы (духовные грамоты, договоры великих, в том числе московских, и удельных князей, хозяйственные акты русской митрополии, епископских кафедр монастырей), жития святых, летописи и мн.др. Появляются руководства по грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники, травники и др.).

Книгопечатанье.

Этапное значение имело  появление в России книгопечатания. Еще Иван III пытался наладить  это дело – пригласил печатника Варфоломея Готана из Любека. Но тогда ничего не удалось сделать. Лишь в середине ХVI в., при Иване Грозном, началось печатание книг, сначала – так называемой безвыходной печати (с 1550-х годов), потом – с выходными данными. Первая такая книга – «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г. Иваном Федоровым, дьяконом церкви в Московском кремле. Работа над этой книгой продолжалась в течение целого года. Два года спустя он и его помощник Петр Мстиславец уехали в Литву. Сначала Федоров работал в белорусском Заблудове, затем – на Украине, во Львове (до кончины в 1583 г.). Здесь он издал тот же «Апостол», первый печатный букварь – «для пользы русского народа»1. А в Москве продолжатели его дела, сыгравшего огромную роль в дальнейшем развитии просвещения, опубликовали около 20 книг богословского содержания.  Все книги, изданные Иваном Федоровым и его учениками, оформлены с большим художественным вкусом, их отличает высокое мастерство исполнения.

 С дальнейшим  развитием книгопечатания и бумажного  производства совершенствуются  брошюровочные и переплетные  процессы. Для скрепления блоков  вместо жил и кожи стали  использовать шнуры и нитки;  деревянные сторонки переплетных  крышек были заменены картонными. Однако все операции по изготовлению блока и переплетной крышки по-прежнему выполнял один мастер вручную.

О чем писали в XIII-XV вв.

Ценные географические сведения принесло на Русь путешествие  тверского купца Афанасия Никитина 1466–1472 гг. в Индию – «Хождение за три моря». Географические статьи помещаются даже в летописях. Появляются чертежи (карты) Русского государства.

В XV–XVI в. масштабное строительство требовало особого углубления знаний в области математики и механики. Так что накапливались практические наблюдения, знания по  строительной технике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты дальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из пушек, которые появились в конце ХIV в.), прикладной физике (чеканка монеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление красок, чернил), арифметике и геометрии (описание земель, торговые дела и пр.).

Описание явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) довольно часты в летописях. Пользовались популярностью переводные сочинения – «Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественника VI в.), «Шестоднев» Иоанна, экзарха болгарского, «Громник» и др. Асторомические наблюдения приводятся в русских рукописных сборниках; медицинские – в тех же летописях (описание болезней). А сборник ХV в., вышедший из Кирилло-Белозерского монастыря, включил комментарии Галена, римского ученого II в. н.э., к сочинению Гиппократа, древнегреческого «отца медицины»2 (V-IV вв. до н.э.). Выдающееся для своего времени значение имела «Книга сошному письму» (середина ХIV в.) – в ней описаны способы исчисления земельных площадей и налогов с них.

Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они оставляли описания своих  странствий. Таковы новгородец Стефан, побывавший в Константинополе (середина ХIV в.); Григорий Калика (вероятно, посетил тот же  город в ХIV в.;  позднее, под именем Василия Калики, стал новгородским архиепископом); дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима (Константинополь, Палестина; 1420 г.); суздальский инок Симеон (Феррара, Флоренция; 1439 г.); знаменитый Афанасий Никитин, тверской купец (Индия; 1466-1472 гг.); купцы В.Позняков, Т.Коробейников (святые места, вторая половина ХVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи» увиденных земель; послы – статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

1 Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.126.

2 Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 141.


Информация о работе Просвещение. Накопление знаний