«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 15:52, реферат

Краткое описание

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Личность Екатерины II 3
1.1. Годы жизни Екатерины до вступления на престол 3
1.2.Переворот 28 июня 1762 года 8
1.3.Первые годы царствования 9
Глава 2. Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России 11
2.1. Политика «просвещенного абсолютизма» 11
2.2. Власть и управление 12
2.3. Губернская реформа 15
2.4. Система местного управления и суда в губернии и уезде по реформе 1775г 16
2.5. «Жалованные грамоты дворянству и городам» 17
2.6. Крестьяне и крепостное право 19
2.7. Наука и культура 22
2.8. Фавориты 25
Глава 3. Внешняя политика и дипломатия 27
Глава 4. Конец царствования Екатерины II 30
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 83.14 Кб (Скачать файл)

Каждый  возраст  носил  платья   своего   цвета:   коричневого, голубого,  сероватого и белого. Прием в первый класс производился раз в  три года.  Учебная программа включала русский и иностранные  языки,  арифметику, географию,  историю,  стихотворство,  геральдику,   архитектуру,  рисование, музыку и танцы. Давали  девушкам  и некоторые знания  в области домашней экономии.

Однако созданные по  проекту  Бецкого  воспитательно-учебные  заведения охватывали слишком малое количество детей.  В 1782 г. для  проведения  более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об  учреждении  училищ.

Основные документы и  план реформы  были  разработаны  австрийским  педагогом сербом Ф. И. Янковичем,  который хорошо знал русский язык.  По  этому  плану в городах создавались народные училища  двух типов: главные -  в  губернских городах  и  малые  -  в  уездных.  Эти  училища  являлись  всесословными   и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение,  письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных  -  Закон  Божий,   русский язык, география, история, естественная  история,   геометрия,   архитектура, механика  и  физика,  иностранный  язык.  Значение   этой   реформы   трудно переоценить - речь шла  о  создании общероссийской  системы  образовательной школы.

Учрежденная в 1763  г.   Медицинская  коллегия  должна  была   готовить медицинских работников.  В  1774  г.   при  Берг-коллегии  открылось  Горное училище,  впоследствии  реорганизованное  в  горный  институт.  Появились  и другие специальные учебные заведения, частные школы.

Большой шаг вперед делает русская наука.  В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы.   Существовавшая с петровских времен Академия наук за 1768-1774 гг. провела пять  экспедиций, которые  внесли  ценный  вклад  в  изучение  географии  страны.  В  1765  г. возникает Вольное экономическое общество,  в  "трудах"  которого  печатались многочисленные  статьи  по  организации и  ведению  сельского  хозяйства.  В Академии наук значительно возросло  число  русских   ученых,  среди  них   - выдающиеся  натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С.  Я. Румовский, минеролог В.  М.  Севергин  и др.  К рассматриваемому   времени относилась   деятельность  видных  историков  М.  М.  Щербатова   и  И.   Н. Болтина;  активно публиковались источники   по   русской   истории   (Н.  И. Новиковым,    академией   наук).    Издательская   продукция   увеличивается чрезвычайно.  За весь XVIII в. в России  было  издано  9500   книг,   из   них около 85 % приходилось на царствование  Екатерины  II.  15  января  1783  г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

Книга,  журнал,  газета  становятся  элементом  повседневного  быта  все большего числа людей. В Петербурге была открыта первая  в  России  публичная библиотека.   Книготорговцы    начинают   открывать   при   лавках   платные библиотеки. К концу 80-х годов существовало  15  государственных  библиотек, растет число частных  книжных  собраний.  "Книги  сделались  предметом  моей страсти",  - пишет Е. Р. Дашкова, собравшая библиотеку в  900  томов.  Такие страстные книголюбы были и среди дворян,   и  среди  купцов,  и  даже  среди крестьян.

Н. М. Карамзин,  в  статье,   опубликованной  в  1802  г.  в  "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей чтения "едва ли в какой  земле...  так скоро возрастает, как в  России.  Правда,  еще  многие  дворяне,  и  даже  в хорошем состоянии,  не берут газет, но зато купцы,  мещане любят уже  читать их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать,   что пишут из чужих земель".  Его поддерживает другой литератор И.  И.  Дмитриев:

"В  зрелых  летах   Хераскова  читали  только   просвещеннейшие   из   нашего дворянства,  а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже  торгующие пряниками и калачами".

Крепнет   национальное    своеобразие    отечественной    литературы. Новаторские достижения  в  русской  литературе,  прежде всего,  имели  место в произведениях Д.  И.  Фонвизина,   Г.  Р. Державина,   Н.  М.  Карамзина.

О придворных  нравах  времен  Елизаветы   Петровны   Екатерина   презрительно писала:  "Остерегались говорить об искусстве и науке,  потому, что все  были невеждами:  можно было побиться об заклад,  что лишь половина  общества  еле умела читать, и я не очень уверена в том, чтобы треть умела писать".

Теперь при дворе начитанность и образованность были  в  цене.  В  домах столичной знати появились обширные библиотеки,  где  заняли  почетное  место сочинения  французских  классиков,  а  рядом  с  ними  стояли  на  полках  и произведения отечественных авторов.

2.8. Фавориты

Ко времени  вступления  Екатерины  на  российский  престол   фаворитизм здесь был уже не в новинку:  достаточно вспомнить Бирона при  Анне  Иоановне или  Разумовского  при  Елизавете  Петровне.  Однако  именно  при  Екатерине фаворитизм  превратился  в  России  в  государственное  учреждение  (как  во Франции при Людовике XIV и Людовике  XV).   Фавориты,  живя  с  императрицей, признавались  людьми,  служившими  отечеству,  и  были  заметны  не  только деятельностью и силой влияния,  но даже капризами и злоупотреблениями.

Историки насчитывают 15 фаворитов  Екатерины за время  с  1753  по  1796г. Многие из них, особенно в конце  царствования, были значительно (на  30  и более  лет)  моложе  императрицы.   В  течение   10   лет   находился возле императрицы Григорий Орлов. Екатерина  даже  подумывала  о  браке  со  своим любимцем и возведении его на престол. По преданию, остановила её фраза  Н.И. Панина: "Императрица может делать, что хочет, но кто же станет  повиноваться графине Орловой!"

Но крупнейшей фигурой  из числа любимцев  императрицы  все-таки  следует признать  Потемкина.   Сын  смоленского  дворянина,  в   1762г.   он   среди заговорщиков,  после  чего  становится  подпоручиком  гвардии.  Участвует  в русско-турецкой войне (1768-1774)   и   получает   звание   генерала.  Затем вице-президент Военной коллегии, граф, генерал-фельдмаршал,  шеф  регулярных войск.

Действительно,  влияние  Потемкина  простиралось   столь  далеко,   что  все последующие фавориты попадали к Екатерине лишь по его  представлению. 

Английский  посланник Гаррис  и Кастера, известный  историк, вычислили,  во   что,   обошлись  России  фавориты   Екатерины II. Наличными деньгами они получили от  неё  более  100  миллионов  рублей.  При тогдашнем русском  бюджете, не превышавшем 80  миллионов  в  год,  это  была огромная  сумма.   Стоимость  принадлежащих  фаворитам  земель  также   была огромна.

Кроме того в подарки входили  крестьяне,   дворцы,  много  драгоценностей, посуды.  Вообще фаворитизм в России считался  стихийным  бедствием, которое разоряло  всю  страну и тормозило её развитие.  Деньги, которые должны  были

идти на образование народа,  развития искусства,  ремесел  и  промышленности на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в  их бездонные карманы.

Глава 3. Внешняя политика и дипломатия

Внешняя   политика   -   самая   блестящая   сторона   государственной деятельности  Екатерины,  произведшая  наиболее   сильное   впечатление   на современников  и ближайшее потомство. Когда  хотят сказать самое  лучшее,  что можно  сказать  об  этом  царствовании,  говорят  о  победоносных  войнах  с Турцией,  о  польских  разделах,  о   повелительном   голосе   Екатерины   в международных  отношениях Европы. С  другой  стороны  внешняя  политика  была поприщем, на котором Екатерина  всего  удобнее  могла  завоевать  народное расположение: здесь  разрешались  вопросы  понятные  и  сочувственные  всему народу. Наконец  здесь  не  нужно  было  придумывать  программы,  ни  искать возбуждений:  задачи  были  готовы,  прямо  поставлены  вековыми  указаниями истории  и  настойчивее  других  требовали  разрешения.  Потому   наибольшее внимание императрицы было обращено в эту сторону.  После  Ништадского  мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на  очереди  оставались два вопроса внешней политики,  один  территориальный,  другой  национальный.

Первый состоял в том, чтобы продвинуть  южную  границу  государства  до  его естественных пределов, до северной береговой линии  Черного моря с  Крымом  и Азовским морем и до Кавказского хребта. Это  восточный  вопрос  в  тогдашней  исторической   постановке.   Потом   предстояло    довершить    политическое объединение русской  народности, воссоединив  с  Россией  оторванную  от  нее западную часть. Это вопрос западнорусский. По  самому  своему  существу  оба вопроса  имели местное  значение,  возникли  исторически  взаимных  отношений  соседних государств,  притом  не  имели  никакой  исторической  связи  между собой. Поэтому для  их успешного  разрешения   их  следовало  локализовать  и разделить, то есть разрешать без  постороннего  вмешательства,  без  участия третьих, и разрешать не оба вместе, а  тот и другой порознь.

Во внешней политике Екатерина II была прямой последовательницей  Петра I. Она сумела понять коренные  задачи  внешней  русской  политики  и  сумела завершить то, к чему  стремились  веками  московские  государи.  Россия  при Екатерине  вела войны с Турцией, Швецией, участвовала  в трёх разделах  Польши и вследствие этого присоединила к себе все  русские  области  кроме  Галиции, завоевала  Крым,  значительные  территории  в  Белоруссии,  Литве,  Западной Украине, Курляндии. Вступая  на престол, Екатерина застала  конец  Семилетней войны в Европе, а в  России - охлаждение к Австрии  и  сближение  с  Пруссией, наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив  их и сохранив нейтралитет в Семилетней  войне,  Екатерина  уничтожила  прусское влияние при русском  дворе и постаралась поставить  себя вне всяких  союзов  и дипломатических  обязательств. Но положение дел заставило  Екатерину  связать себя союзом с  Пруссией,  воевать  в  Польше  и  принять  войну  с  Турцией, объявленную   вследствие    интриг    Франции.    Такова    была    основная внешнеполитическая деятельность Екатерины II.

С первых же шагов большое  и  активное  участие  во  внешней  политике своего государства принимала  сама Екатерина.  Ни  один  серьезный  вопрос  в этой области  не  проходил  мимо  нее,  ни  одно  ответственное  решение  не принималось  без непосредственного ее вмешательства. «Я хочу управлять  сама, и пусть  знает  это  Европа!»  -  говорила  она  Потемкину.  С  молодых  лет вовлеченная  придворными  интригами в большую политику, Екатерина  уже  имела значительный опыт в  деле  дипломатии,  и  свои  недюжинные  дипломатические  способности развила в  дальнейшем  до  совершенства.  Она  обладала  большим искусством притворства, которое  в XVIII веке, как и часто  позже,  считалось основным качеством дипломата. «Весьма ошибутся,  -  говорила  она  сама  про себя, - кто по персональным приемам будет судить о делах». Не менее  искусно использовала Екатерина II «просветительную» фразеологию, которой  она  умело прикрывала свои честолюбивые замыслы. Нарушая права Польши  как независимой державы, подготовляя ее расчленение, она облекала  свои  действия   в форму защиты свободы польского народа. «Просвещение  -  это был в восемнадцатом веке лозунг царизма в Европе...»,-говорит Энгельс [1].

Сила Екатерины как дипломата  заключалась, однако, не в этом. Как  умная женщина, она понимала, что  достоинство страны, которой она  управляет,  и  ее собственное  достоинство.   В   своих   дипломатических   выступлениях   она выставляла  себя  поборницей  национальной  политики,  не  отделяя  себя  от России. « Я императрица  России, - писала она по поводу  задевшего  ее  лично притязания датского двора  участвовать в  опеке  над  великим  князем  Павлом Петровичем, - и худо оправдала бы надежды  народа,  если  бы  имела  низость вручить  опеку над моим сыном, наследником  русского  престола,  иностранному государству,  которое  оскорбило  меня   и   Россию   своим   необыкновенным поведением». Она так  часто повторяла подобные суждения, что,  наконец,  сама убедила  себя  в  их  истине,  и  это  давало  всем  ее  действиям   большую  уверенность и силу.


[1]  Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 14.

При  Екатерине  II  стали  применяться  новые  методы  дипломатической  работы. Екатерина очень широко поставила  дело  политической  пропаганды  за границей. Эту цель преследовала  в  частности  ее  собственная  переписка  с Вольтером,  Гриммом,  Дидро и другими представителями   «Просветительской эпохи». Вместе с тем Екатерина деятельно следила за заграничными  изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей  удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года.

К числу новых  дипломатических  приемов следует отнести и  приглашение иностранных дипломатов к  участию  в  поездках  императрицы  по  России,   - например в 1785 г. Для осмотра водного пути из Балтийского  моря на  Волгу  и в 1787г.- в Крым.

В  момент  вступления  на  престол  Екатерины  II  русской  дипломатии предстояло в первую очередь  принять  меры  к  восстановлению международного престижа России, расшатанного  за  время  правления  Петра  III  выходом  из Семилетней войны  и резким переходом от союза с  Австрией к союзу с  Пруссией.

В позиции, которую заняла Екатерина II  в  отношении  участников  Семилетней войны, сказалось новое  направление  международной  политики  России.  Новый внешнеполитический курс заключался  в  том,  чтобы  Россия  могла  следовать своей  собственной системе, согласно с  ее истинными интересами,  не  находясь постоянно в зависимости  от желаний иностранного двора.

Таким  образом,   русская  дипломатия  эпохи  Екатерины   в   основном разрешила  задачи,  унаследованные  ею  от  XVII   века;   закреплены   были достижения Петра  Великого  в  Прибалтике;  воссоединены   земли  населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия  стала  твердой ногой на Черном море. Наконец,  Россия  завоевала  решающий  голос  в  делах общеевропейских.

Информация о работе «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II