Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:33, реферат
В ряду самодержцев Российской империи было много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала «европейская политика» Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Введение. ………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Екатерина II. Восхождение на престол. ……………………………………….. 5
Глава 2. Созыв Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. ……………………………………………………………………………….. 8
Глава 3. Реформы Екатерины Великой. ……………………………………………...... 16
Заключение. ……………………………………………………………………………… 20
Список используемой литературы. …………………………………………………….. 23
Московский Государственный
Технический Университет
Кафедра Гуманитарных и Социально-Политических Наук
Реферат на тему:
«‘Просвещённый’ абсолютизм Екатерины II».
Подготовила: студентка группы ЭВМ 1-1
Бабуйня А. Н.
Проверила: Строгалова А.С.
Москва 2012
Содержание:
Введение. ………………………………………………………………………………
Глава 1. Екатерина II. Восхождение на престол. ……………………………………….. 5
Глава 2. Созыв Уложенной
комиссии. «Наказ» Екатерины II. Просвещённый
абсолютизм. ………………………………………………………………………………
Глава 3. Реформы Екатерины Великой. ……………………………………………...... 16
Заключение. ……………………………………………………………………………… 20
Список используемой литературы. …………………………………………………….. 23
Введение
В ряду самодержцев Российской империи было много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала «европейская политика» Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Её политика «просвещённого абсолютизма» была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнёт и распространить его на новые земли. Хорошо образованная, знакомая с сочинениями Плутарха, Цицерона, Корнеля, Расина, Вольтера, Монтескье, Екатерина II не только читала работы французских просветителей, но и состояла с ними в переписке, особенно с Вольтером и Дидро.
В своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления, а именно - вторая половина XVIII века - выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эти реформы имели большое значение в развитии страны, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром императрицу впоследствии назвали Екатериной Великой. Её законодательная деятельность отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем самими монархами и их дворянами. Один из путей достижения свободы, равенств и братства многие философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.
Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.
Свои задачи, как «просвещенного
монарха», Екатерина II представляла себе
так:
1.Нужно просвещать нацию, которой должен
управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве,
поддерживать общество и заставить его
соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую
и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства
и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в
самом себе и внушающим уважение соседям.
Политика просвещённого
абсолютизма Екатерины II, как основное
отражение принципов эпохи
Глава 1.
Екатерина II. Восхождение на престол.
Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине, Польша. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, отец – принц Ангальт-Цербстский – был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.
21 августа (1 сентября) 1745
года в шестнадцатилетнем
Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
После двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны. Мальчик назван Павлом (будущий император Павел I), а Екатерина лишена возможности воспитывать сына, ей позволено лишь изредка его видеть.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием - всеми чертами, характеризующими «сильную женщину». Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии, что привело к тому, что она медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его. Уже 22 сентября 1762 г. Екатерина II торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона.
Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к созданию государства, способного обеспечить благоденствие подданных могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина II же придавала большое значение законодательству. Она писала, что законы создаются «для воспитания граждан», что «каждое государственное место имеет свои законы и пределы». По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Наиболее активной она была в первые годы своего правления, издавая в среднем по 22 законодательных акта в месяц. Уже в манифесте после вступления на престол Екатерина II недвусмысленно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать».
Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице.
В 1764 было отменено гетманство на Украине. Последний гетман К Г. Разумовский был отправлен в отставку, его место занял генерал- губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам.
В условиях массовых волнений
монастырских крестьян Екатерина в
1764 г. провела секуляризацию
В 1773 г. был введен принцип веротерпимости, а в 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры.
Глава 2.
Созыв уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины. Просвещённый абсолютизм.
Детальность, доскональность,
вдумчивость была присуща всем начинаниям
Екатерины. Эта черта ее характера ярко
отразилась и на законотворчестве государыни.
Постепенность, последовательность, плановость
- важнейшая черта её преобразований. Каждый
ее шаг был продуман, изучался и обрабатывался
императрицей до тех пор, пока она не приходила
к убеждению, что работа ее совершенна.
«...Это не так легко...повеления мои, конечно,
не исполнялись бы с точностью, если бы
не были бы удобны к исполнению. Я разбираю
обстоятельства, советуюсь, уведываю мысли
просвещенной части народа и по тому заключаю,
какое действие указ мой произвесть должен.
И когда уже наперед я уверена в общем
одобрении, тогда выпускаю я мое повеление
и имею удовольствие то, что ты называешь
слепым повиновением. И вот основание
власти неограниченной». В другом месте
Екатерина II писала, «если государственный
человек ошибается, если он рассуждает
плохо или принимает ошибочные меры, целый
народ испытывает пагубные следствия
этого». Императрица писала своему сыну:
«Кто идет медленно, идет безопасно».
Наилучшим примером такой кропотливой
и обстоятельной работы императрицы являлся
ее знаменитый «Наказ».
Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%).
Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, «дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа». В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. «Наказ» являлся руководящим документом Комиссии и представлял собой теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма.
Основной текст «Наказа» включил 20 глав, поделенных на 526 статей, из которых 245 восходят к сочинению Монтескье «О духе законов», 106 - к книге итальянского ученого - юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Кроме того, Екатерина использовала труды немецких авторов Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство. Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма".
Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще.
Одна из самых первых статей
"Наказа" провозглашала Россию
европейской державой. У этого
положения был важный политический
подтекст: следуя критериям Монтескье,
все закономерности европейской
государственности присущи
В стране должны существовать подчиненные
монарху «правительства» - учреждения,
которые проводят в жизнь законы, но могут
вместе с тем и ходатайствовать о выявленных
недостатках этих законов. Особым учреждением,
с особыми правами, был Сенат. На Сенат
возлагались функции конституционного
контроля за действиями других властей
«сходственно с законами, во основании
положенными, и с государственными установлениями».
Законность и законы не должны стать в
государстве самоцелью, они обязаны «предохранять
безопасность каждого особого гражданина».
Все равны перед государственным законом,
провозглашалось в Наказе: «Равенство
всех граждан состоит в том, чтобы все
подвержены были тем же законам». Но не
более.
Чрезмерное понимание равенства, стремление
к стиранию различий между бедными и богатыми,
между разными чинами и званиями, «когда
всяк хочет быть равный тому, который законом
поставлен быть над ним начальником» -
это «умствование» равенства, гибельное
для общества. Законы должны охранять
и «вольность» гражданина, которая, однако,
заключается в том, «чтоб делать все, что
кому угодно». В правильном государстве
«вольность» есть право делать то, что
«законы дозволяют».