Противостояние Китая и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:55, реферат

Краткое описание

Китайско-американские отношения — дипломатические, политические и экономические отношения между Соединёнными Штатами Америки и Китаем, одни из самых важных двусторонних отношений в мире, возможно, одни из самых важных двусторонних отношений в мире на сегодняшний день. Это отношения сверхдержавы и потенциальной сверхдержавы. Китай и США являются друг для друга вторыми по объему торговыми партнерами, объем товарооборота между ними достиг в 2012 году $500 миллиардов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

Сегодня взаимодействуя со странами Центральной Азии, Китай активно преследует свои собственные интересы. К ним относятся: расширение рынков сбыта и покупка природных ресурсов, обеспечение стабильности и безопасности, как в приграничных районах страны, так и во всем регионе. Но рассматривать эти отношения в качестве «партнерства в данном случае весьма условно, поскольку КНР относится к ним как к пассивным объектам своей региональной политики».

Перед Китаем встает целый ряд вызовов и угроз, с которыми ему предстоит бороться, чтобы отстоять позиции и интересы одной из ведущих держав региона. К таким угрозам и вызовам можно отнести существенное экономическое и военное присутствие России и США, «растущую активность Индии, сохраняющееся экономическое влияние Японии и недавнее улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой»[45]. Но, несмотря на возникающие препятствия, Китай будет стремиться играть роль ведущей региональной державы, у которой якобы отсутствуют какие-либо империалистические намерения в отношении стран Центральной Азии.

Также как и для КНР, страны Центральной Азии заняли более значимое место во внешнеполитической доктрине США после распада Советского Союза. Но при этом стоит отметить, что «Центральная Азия оставалась лишь третьестепенным регионом и вплоть до событий 11 сентября 2001 года».[46]. Особое внимание Соединенные Штаты уделяли Казахстану, обладающему значительным ядерным потенциалом, но позже главным игроком был выбран Узбекистан. В первую очередь это было связано с наличием перспективной золотодобывающей отраслью. Как считает профессор МГИМО И. Д. Звягельская, «безопасность, развитие демократических институтов, энергоресурсы не могли не обусловить особого интереса Вашингтона, но главное все же заключалось в том, что американские политики не желали допустить доминирования в регионе других игроков»[47]. Но после событий 11 сентября 2001 года ситуация кардинальным образом изменилась. Если раньше Америка стремилась продвинуть свою демократию, всячески ослабить позиции России и Китая в регионе, реализовать свои экономические интересы, то после терактов 2001 года к этому добавился и фактор безопасности. Центральная Азия стала своеобразным плацдармом для борьбы с терроризмом.

Кроме того, к американским интересам в Центральной Азии после 2001 года можно отнести: «поддержание баланса сил в Центральной Азии, предотвращение доминирования в ключевых районах региона сил, враждебных США; обеспечение доступа к региональному рынку и стратегическим ресурсам; противодействие угрозам, исходящим с территории слабых государств региона; обеспечение союзнических отношений со странами Центральной Азии и поддержание готовности вмешаться в случае неожиданного возникновения регионального кризиса».

 Новая политика американского руководства не могла понравиться властям КНР, так как она непосредственно затрагивала интересы самого Китая в этом регионе. Именно поэтому, начиная с 2001 года, Центральная Азия становится площадкой для конкуренции между двумя державами. Что касается позиций КНР по отношению к американскому военному присутствию в регионе, то китайское руководство стремится ограничить влияние США. Данная политика проводится как с помощью наращивания военной силы и укрепления военно-политической составляющей ШОС, так и благодаря активному экономическому сотрудничеству со странами Центральной Азии.

Начиная с 2001 года, резко возросло американское военное присутствие в Центральной Азии, был увеличен контингент войск, а также созданы или арендованы военные базы. В период президентского срока Б. Обамы ситуация почти не изменилась. Учитывая, что борьба с терроризмом обозначена руководством США в качестве первостепенной задачи, это не может не сказываться на безопасности центрально-азиатских государств. Особо остро стоит вопрос о сокращении американского военного присутствия в Афганистане. Данное событие может негативно сказаться на безопасности всего региона в целом.

К факторам, влияющим на положение Соединенных Штатов на постсоветском пространстве, особенно в Центральной Азии, относятся:

отношения с ключевыми игроками региона: с Россией, КНР, Исламской Республикой Иран (ИРИ), Турцией, Пакистаном и Индией;

военная операция в Афганистане;

проблема расширения НАТО,

энергетический фактор,

координация стратегии с Евросоюзом (ЕС);

проблема радикального ислама.

Несмотря на наличие препятствий, и вызовов американскому присутствию в регионе, скорее всего США продолжат реализацию активной центрально-азиатской политики, а военные базы на территории региона будут и в дальнейшем находиться под контролем Соединенных Штатов. Китай также будет отстаивать свои интересы и позиции в Центральной Азии, одновременно, пытаясь вытеснить США из этого региона. События в Кыргызстане в апреле 2010 года, когда произошла революция, показали, что пока не одна из трех держав (США, Китай и Россия) не способны полностью контролировать безопасность в Центральной Азии и не готовы взять обязанности регионального лидера и международного полицейского.

На Корейском полуострове

Истоки корейской национальной трагедии лежат в решениях Потсдамской конференции, на которой было принято решение о разделе корейского полуострова на американскую и советскую зоны влияния. В 1948 году в Южной Корее прошли выборы, и она была провозглашена Корейской республикой, Северная Корея — Народно-Демократической республикой во главе с Ким Ир Сеном. С этого момента одна нация была разделена на два непримиримых лагеря.

25 июня 1950 года северокорейские  войска перешли границу и напали  на соседнюю Корею. Началась Корейская война, которая не принесла значительных успехов ни одной из сторон. 27 июля 1953 года было подписано перемирие в Панмыньчжоне, так и не принесшее долгожданного мира.

Главная причина активной американской политики в отношении КНДР — это северокорейская ядерная программа. США хотят добиться ликвидации ядерной программы КНДР, не желая давать КНДР каких-либо серьезных встречных уступок. Для КНДР ее ядерная программа — страховка для правящего режима и возможность для получения политических и экономических уступок.

Для Китая КНДР — формальный союзник, но его поддержка КНДР определяется в большей степени стремлением превратить республику в свою сферу влияния и использовать сложную ситуацию на Корейском полуострове для повышения своего авторитета в регионе и во всем мире, а также стремление сохранить стабильность в КНДР. КНР — важный посредник при переговорах с КНДР по ядерному вопросу.

Стоит отметить, что ни США, ни Китай не заинтересованы в эскалации конфликта. США всячески стремится к стабилизации обстановки на полуострове. Их раздражает загадочная неуязвимость Северной Кореи. Соединенные Штаты опасаются непредсказуемых действий КНДР. Особенно после того, как США осознали, что северные корейцы ни при каких обстоятельствах ядерное оружие не сдадут, что вести переговоры по этому поводу бессмысленно. Но своими эксцентричными выходками Северная Корея лишь стремится «обратить на себя внимание Соединенных Штатов и усадить их за стол переговоров на своих условиях».

 Для Китая обстановка на Корейском полуострове может нести угрозу его собственной безопасности. Будучи связанной с КНДР обязательствами по оказанию военной помощи в случаи войны, КНР и сама может оказаться на грани катастрофы. Помимо угрозы наводнения беженцами, Китай может столкнуться с более серьезными проблемами, например, с ядерной угрозой, экономическим и политическим коллапсом внутри самой КНР. А если Китай откажется от своих обязательств в отношении КНДР, то он продемонстрирует слабость, нерешительность и потеряет свою сферу влияния. А мировое сообщество наоборот, будет аплодировать такому поведению Китая. Так, что Китай считает своей первоочередной задачей, во что бы то ни стало сохранить стабильность в регионе. Одновременно с этим, Китай не упускает возможность воспользоваться ситуацией на Корейском полуострове.

Свое содействие в урегулировании данного спора Китай использует для того, что добиться политических уступок со стороны США, особенно в тайваньском вопросе. КНР убедила всех в том, что может оказывать существенное влияние на Северную Корею. Хотя об управляемости данного процесса говорить трудно. В это же время США требуют от КНР оказывать постоянное воздействие на Пхеньян с тем, чтобы КНДР прекратила свое безрассудное поведение, потому, что Китай на протяжении многих лет продолжает оставаться «главным военно-политическим союзником и важным торговым партнером Северной Кореи».

 Несмотря на очевидные выгоды для США и Китая, не представляется возможности говорить об их реальной заинтересованности в эскалации конфликта.

Участие КНР в международных организациях

США и Китай в международной конфигурации крупнейших мировых политических сил, по состоянию на 1997 г. (Оценка Национального института стратегических исследований, США)

В последние годы правительством КНР был взят курс на усиление позиций страны на международной арене. Для этой цели была разработана стратегия «выхода Китая за свои границы». Одним из принципов этой стратегии стали наращивание активности в отношениях с международными организациями, членом которых КНР не является, и осуществление более инициативной деятельности в тех организациях, в которые она входит на правах постоянного члена, а также в международной системе в целом.

Большое значение имеет деятельность Китая в Организации Объединенных Наций. Являясь одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН, Китай занимает особое положение в этой организации, поскольку он обладает правом вето в Совете Безопасности. Это дает КНР несравненные преимущества по сравнению с рядом других стран и предполагает активный внешнеполитический курс. Но, по мнению независимого исследователя Бобо Ло, Китай стремится представить себя на международной арене «добродетельным гражданином мира», все более активно участвующим в решении региональных и мировых проблем". Он выступает с различными инициативами по созданию справедливого международного порядка, по борьбе против гегемонии, по поддержанию развивающихся стран и развитию мирных отношений между государствами. Кроме того, благодаря усилиям КНР развивается многосторонняя дипломатия в рамках ООН. Страна участвует и в миротворческих операциях Организации. Это свидетельствует о возросших амбициях и интересе китайского руководства к работе ООН, а также о росте авторитета Китая в рамках ООН.

Китай является членом ВТО с 11 декабря 2001 года. Как отмечается в газете «Женьминь Жибао», за период «членства в ВТО Китай активно выполнил обязательства по осуществлению мер сокращения и снижения таможенной пошлины, а также усилил прозрачность законов и правил, принял ряд мер по обеспечению единого осуществления торговой политики по всей стране»[54]

Являясь одной из наиболее динамично развивающихся стран мира, Китай активно принимает участие в саммитах «Большой Двадцатки» и БРИК. По мнению Независимой Газеты, Китай — «превратился в реальное объединение, которое теперь уже самостоятельно интегрирует в себя новые государства». Так, в частности именно по предложению Пекина, ЮАР была принята в Группу БРИК.

Китай является членом таких международных организаций как ШОС и АТЭС, а также активно взаимодействует с АСЕАН. Шанхайская Организация Сотрудничества изначально ориентировалась на смягчение давних исторических трений между российским и китайским мирами, способствовавшее урегулированию пограничных споров и созданию механизмов сотрудничества. Теперь же приоритет отдается торгово-экономическому сотрудничеству, хотя также уделяется внимание борьбе с терроризмом, радикализмом и наркобизнесом, проводятся совместные военные учения.

Между Россией и Китаем существует достаточно серьезная конкуренция за региональное лидерство в Центральной Азии. Пока непонятно, кто победит в этой борьбе, но у КНР достаточно накопленного потенциала для того, чтобы доминировать в системе ШОС. По мнению ряда исследователей, США считают, что ее цель — подрыв американских интересов в Центральной Азии. Поэтому, в последние годы заметно повысился интерес США к деятельности ШОС.

Китай уделяет особое внимание развитию военных связей и применению стратегии военной дипломатии. КНР активно поддерживает контакты с НАТО в различных направлениях, в том числе в деятельности международных и региональных организаций по поддержанию мира и стабильности.

Но, несмотря на это, КНР все же опасается дальнейшего расширения НАТО и с тревогой следит за диалогами формата Россия — НАТО. В КНР считают, что Запад улучшает отношения с Россией, придерживаясь цели ухудшить связи между Москвой и Пекином, а также, что русские создают ситуацию, при которой Китай остается в одиночестве против США. Китай также развивает диалог с некоторыми региональными организациями, например с ЕС и Форумом сотрудничества Китай-Африка.

Таким образом, Китай становится все более значимым игроком на международной арене. Одним из способов достижения этого статуса и создания благоприятных условий для устойчивого развития страны служит общественная дипломатия, которую успешно реализуют руководство и дипломатические работники КНР. Новое положение Китая в мировом сообществе существенным образом повлияет на взаимоотношения КНР и США. С одной стороны, может быть дисбаланс в связи с тем, что Соединенные Штаты не намерены уступать положение лидера, с другой стороны, США стремится найти союзника в большинстве вопросов и снять с себя некоторые обременительные полномочия.

 

1 Гоминьдан  — консервативная политическая партия Китайской республики. Вместе с Первой народной партией формирует «синюю коалицию», которая тяготеет к воссоединению Китая, в то время как «зелёная коалиция» во главе с Демократической прогрессивной партией стоит на позициях провозглашения Тайваня в качестве независимого государства под названием «Республика Тайвань».

Информация о работе Противостояние Китая и США