Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:30, реферат

Краткое описание

В современной действительности проблема формирования духовных ценностей является весьма актуальной. На них базируется смысл бытия каждого индивида, как элемента целостной общественной системы. Кончено, данный вопрос неразделим с процессами каждого конкретного общества, рассматриваемого через призму современности и истории. Не является исключением и современная Россия. Специфика необходимости развития духовных ценностей в нашей стране связана с обострением глобальных проблем развития человечества и повышением роли активности личности во всех сферах общественной жизни. Формирование духовности в России – весьма противоречивый и дифференцированный процесс, и в зависимости от конкретного исторического периода, можно выделить оригинальные черты формирования духовности, базирующиеся на различных философских и идеологических идеях.

Содержание

1. Ведение 3 стр.
2. Понимание духовности в современной России 3- 5 стр.
3. Духовный потенциал российского общества. 5-7 стр.
4. Пути и методы формирования духовных ценностей. 7-8 стр.
5. Заключение 8-9 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат пути средства формирован. духовных ценностей.docx

— 25.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

тема: Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.

 

 

 

 

 

  1. Ведение                                                               3 стр.      
  2. Понимание духовности в современной России                      3- 5 стр.
  3. Духовный потенциал российского общества.                         5-7 стр.
  4. Пути и методы формирования духовных ценностей.            7-8 стр.
  5. Заключение        8-9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
          В современной действительности проблема формирования духовных ценностей является весьма актуальной. На них базируется смысл бытия каждого индивида, как элемента целостной общественной системы. Кончено, данный вопрос неразделим с процессами каждого конкретного общества, рассматриваемого через призму современности и истории. Не является исключением и современная Россия. Специфика необходимости развития духовных ценностей в нашей стране связана с обострением глобальных проблем развития человечества и повышением роли активности личности во всех сферах общественной жизни. Формирование духовности в России – весьма противоречивый и дифференцированный процесс, и в зависимости от конкретного исторического периода, можно выделить оригинальные черты формирования духовности, базирующиеся на различных философских и идеологических идеях.  
Комплексное понимание важности формирования духовных ценностей общества в современной России позволит проанализировать сущность идеологии функционирования ее как государства и способы реализации ее нравственных основ как общества. Поэтому весьма интересным становится вопрос, каким именно способом можно достичь адекватного формирования человеческой духовности как фундамента для развития современного общества.

Понимание духовности в современной России.

Но для начала нам нужно понять, что, же такое духовность. Духовность - эта инстанция, назовем ее духовной потенцией, т.к. она не сводима ни к природным качествам, ни к явлениям социального окружения, дает возможность человеку противостоять себе самому, сохранять дистанцию по отношению к себе, контролировать и оценивать совершенные и еще только задуманные поступки. Без этой духовной инстанции были бы невозможными самосознание, рост и развитие каждого и вся та внутренняя работа, которая меняет человека и производит существенные перемены в окружающем мире.

Человек как микрокосм не является суммой своих составляющих. Каждый - сложная иерархизированная система структур, а место, значение и сравнительная роль духа определяют меру человека в человеке. Это не значит, что дух одинаково представлен в психике всех людей. Напротив, мы имеем дело с широким диапазоном состояний, с человечеством как множеством. Эволюция, представленная в психосоматике человека, создает основу для варьирования и выбора в широком диапазоне значений: от растительно-животного состояния до напряженного духовного подвижничества. Духовная потенция реализуется в процессе самоопределения, в возможном и частом противостоянии природным импульсам и давлению со стороны среды, осуществляя мобилизацию сознательно-волевых ресурсов человека. В результате мы можем говорить о том, что, оставаясь морфологически представителем одного и того же вида жизни, членом социальной общности и ее конкретных подразделений, каждый реализует в себе человека определенной высоты и достоинства. Мы распознаем эту человеческую меру во всей полноте проявлений конкретного человека. Она выражается не столько в содержании самого дела, сколько в мотиве. Это хорошо отражено в известной притче о трех рабочих, возивших тяжелые тачки на стройке. На вопрос, что они делают, все ответили по-разному: один сказал, что зарабатывает себе на хлеб, другой - кормит семью, а третий - строит храм. Разница в мотиве отразила разную меру духовного осмысления своего труда.

Так что же такое духовность?

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания, обозначенных выше, практически идентичны. Духовность здесь неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики она названа психической); с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное "я" человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, - говорил В. Франкл.

Резюмируя сказанное выше, можно заключить, что развитие духовности в руках самого человека, поскольку извне она не развивается. Нужно искреннее внутреннее побуждение самого человека. Главное - захотеть что-то изменить в себе. Захотеть и устремиться всеми силами своего сердца и души к той цели, которая изначально заложена в нашей эволюционной программе. Оживить своё сердце, дать возможность засиять его дивным лучам, которые И.А. Ильин называл "божественно-духоносными", - задача, стоящая сегодня перед каждым. Путь развития духовности - путь Сердца, путь Любви.

Духовный потенциал российского общества.

В последние годы обострилась необходимость сохранения духовного потенциала российского общества. Налицо очевидные изломы духовно-нравственного характера, как и стремление многих людей найти себя по-новому. При этом выявилось то, что ряд нерешенных сегодня проблем своими корнями уходит в историческое прошлое России. Поэтому стало актуальным обращение к русской идее, ее трансформации в конце ХХ века, использование наследия ее теоретиков в плане анализа духовного мира личности и искания новой духовности.   

Был четко выделен момент первостепенной значимости качественного изменения духовных основ бытия при сохранении цельности и единства личности, ее "неповторимого образа в постоянном изменении, творчестве и активности". Утверждалось, что сама жизнь такой индивидуальности должна представлять собой "целестремительную творческую активность, имеющую характер для себя бытия". В качестве вывода из сказанного, во-первых, подчеркивалась абсолютная ценность личности и сакральность ее духовности. Во-вторых, ставилась ключевая задача выявить разно качественность людей, утвердить в обществе в целом свободу и достоинство "для каждой человеческой личности, для всех людей".   

Из этого понятно, почему, прежде всего личность является той ценностью, которая оправдывает смысл существования всей земной жизни, и почему ради личности существует все остальное - народы, государство, само человечество. Здесь русская идея ХХ века выявляет единство с западной цивилизацией и с ее ориентированностью на права человека, здесь прямой выход наследия русских мыслителей на общечеловеческие ценности и традиции гуманизма, здесь основание для естественного сближения народов.  

Для достижения этой цели необходимо утверждение нового типа культуры, которая исключает господство над людьми техники, превращающей "человека в вещь - объект, в аноним" (Н. Бердяев). Напротив, новая культура требует обязательного одухотворения и окультуривания народной жизни, развития каждого индивида до целостной личности.

Здесь личность сама имеет "историю", личность есть образ, в котором открывается мир конкретных реальных людей и их экзистенциальных отношений и общений.  
    В этом процессе реализуется индивидуальность человека, целостность и множественность личности. Отсюда, с одной стороны, никогда "не может быть личности без и вне множества ее моментов". С другой стороны, имеет место та самореализация человека, когда "во всяком моменте осуществляется вся личность". 

Решение такой задачи - дело величайшей сложности. И оно предполагает прежде всего качественное повышение общей культуры массы людей и обретение новой духовности. Она теоретиками русской идеи понимается "как духовное завоевание мира, как реальное изменение его", как совершение персоналистической революции. Субъекты новой духовности- "субстанциональные деятели", носители конкретного идеал-реализма, осознавшие абсолютные ценности, наделенные творческими силами для реализации их в своем поведении.  

Еще один важный момент в воззрениях на новую духовность - установление мыслителями неразрывной связи ее формирования с трудом и с "духом хозяйства" (С. Булгаков). Рассматривая труд как чрезвычайно важную сферу человеческого бытия, русские философы дали обоснование трудовой аскезы, разумного ограничения мотивации личного благосостояния и выделили определяющую роль духовных мотивов и мотивов общественного блага.  
    Выявив ограниченность т. н. "экономического человека", С. Булгаков противопоставил ему перспективный тип деятеля - действительно свободной, самодеятельной личности хозяина, который мог бы стать опорой демократических преобразований в России.

Пути и методы формирования духовных ценностей. 
    Формирование новой духовности идет трудно и весьма противоречиво. Среди исследователей отсутствует единство в объяснении духовности, имеет место ее "урезанное" понимание, сведение только к религиозности, рациональности или культуре переживаний. Между тем использование наследия теоретиков русской идеи в анализе феномена духовности позволяет выявить ее многомерную сложность, трактовать духовность как выход за пределы эгоизма, своекорыстия и утилитаризма.  
    Представляется перспективным и обоснованным подход к пониманию духовности как способу жизнедеятельности человека. В этом случае, во-первых, духовность явно не тождественна духовной жизни общества. Во-вторых, она оказывается не сводимой только к реалии внутреннего мира человека, как порою еще утверждается в литературе. Духовность - это способ самостроительства личности, способности человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. В этом плане духовность выступает как "индивидуальный стержень" (М.Горький), как "деятельность превращения материала мое" (Гегель)  
    Истолкование духовности как интенции личностного бытия позволяет установить, во-первых, критерий духовности человека, отграничить ее от бездуховности как потери духа личности, своего "Я", т.е. потери личностного бытия и присущей ему творческой интенции. В этом случае можно понять индивида в его сути и конкретности, в его уникальности и неповторимости.  
    Во-вторых, можно определить это с взаимности людей как их соучастие, с деятельности субъектов единого, взаимозависимого мира.

Это - "изначальная способность, сущность духовного существования, духовной реальности". Если этого нет, то наступает одиночество и мрак отчуждения, различные формы потери человеком самого себя.  
    В-третьих, духовность раскрывается не как качество и данность, а как процесс, становление, направленность и ценностная интенция личностного бытия.  
   Изложенная трактовка духовности личности позволяет заключить, что только формирование новой духовности прекращает одноплановое существование человека, позволяет ему пройти через трудности самоопределения до самоутверждения в качестве зрелой многогранно развитой личности. Такая личность поднимается на уровень подлинного общения и соединения людей, она утверждает абсолютную ценность новой культуры. А через этот акт формируется тот уровень богатства духовного мира человека и та мера его самореализации, обретения им свободы и творчества, когда личность в итоге "обладает в самой себе той индивидуальностью, которой требует идеал".

Заключение.

Новизна изложенных в работе теоретических результатов заключается в анализе недостаточно разработанного наследия теоретиков русской идеи в плане концептуального истолкования духовности личности. Использование этого наследия позволяет более точно определить духовность как ключевую экзистенциальную категорию, раскрыть факторы и способы обогащения духовного мира человека в условиях современной России.

Логические доказательства - необходимости соблюдения нравственных принципов являются фундаментальными основами нравственности не зависимо от вероисповедания, стиля поведения, комплекса жизненных принципов. Главная идея данного понимания духовности заключается в том, что жить без духовности, значит рушить сами основы бытия. 
Нравственность в понимании людей: "Не укради, не обмани, не делай людям зла обманом, делай только добро". Но это только поверхность. Не зная высших - глубинных взаимосвязей, действий, факторов добра и зла, человек может совершить добро - во зло, честь - для бесчестия, благо, которое может обратиться в гибель. Человек может, не ведая, сотворить зло. 
Не ведая что, творят только бездуховные люди, хотя и высокоинтеллектуальные, эрудированные и высоконравственные. 
Высоко духовный человек, высоконравственный не только в действиях, не только в сознании, но и в душе. Он высоконравственный не только по вере, привычке, убеждении, но и по знанию чувством высших основ нравственности. 
Духовность не допускает зла по ошибке, не допускает зла вообще. Высоко духовный человек не совершит ни один благородный поступок, который потом может обратиться во зло. Он чувствует это. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России