Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:20, доклад

Краткое описание

Термин анархизм и его восприятие.
Краткая? биография П.А. Кропоткина.
Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Багаутдинов Ильгам БУС-11-01.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.

 

План:

  1. Термин анархизм и его восприятие.
  2. Краткая? биография П.А. Кропоткина.
  3. Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.

(формирование личности + основные идеи).

  1. Вывод (след Кропоткина в мировой истории).(полностью моя личная формулировка)
  2.  
  3. Термин анархизм и его восприятие

Анархи́зм (от др.-греч. «ан», — «без», «архэ», — «власть») - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе  и имеющая своей целью уничтожение  всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Базовые принципов анархизма:

      • отсутствие власти
      • свобода от принуждения
      • свобода ассоциаций (создание необходимых институтов)
      • взаимопомощь
      • разнообразие
      • равенство
      • братство

По мнению сторонников  анархизма, понятия «анархизм» и  «анархия», принадлежат к числу  тех, которые наиболее часто представляются общественностью в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» — при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к «законам джунглей», то есть фактически выставляются сторонниками гоббсовской «войны всех против всех».

 

В ответ на это анархисты  указывают, что греческую приставку  αν- в слове «αναρχία» следует  понимать как «отсутствие» то есть безвластие, а не «противостояние» или «противоположность» (власти).

Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим  и древнекитайским философским школам (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческим протоанархистам традиционно относят софистов (Антифонт — ок. 450/444 — ок. 365/360 гг. до н. э.) и киников (Диоген Синопский — ум. ок. 330—320 г. до н. э.). К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.). Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали

 

2. Краткая биография  П.А. Кропоткина

Родился 27 ноября (9 декабря) 1842 в Москве, Рюрикович. Отец, Алексей  Петрович Кропоткин (1805—1871) — генерал-майор, владел в трёх губерниях имениями с более чем тысячей двумястами крепостных мужчин с семьями. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда Петру было три с половиной года. По линии матери Пётр — внук героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. С. Сулимы.

Окончил с отличием Пажеский корпус (1862 год), был произведён в офицеры.

В 1867г Пётр поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета.

Знал много языков (вообще имел высокий уровень образованности). Имеет научные труды в области географии и геологии.

В 1872 году Кропоткин получил  разрешение на поездку за границу. В  Бельгии и Швейцарии он встретился с представителями российских и  европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала (реальным лидером которой был Михаил Бакунин).

По возвращении в  Россию, Кропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических  организаций — Большого общества агитации, известного как кружок «чайковцев». Вместе с другими членами кружка он вел революционную агитацию среди рабочих Петербурга, был одним из инициаторов «хождения в народ».

21 марта 1874 года 31-летний  Пётр Кропоткин сделал сенсационный  доклад в Географическом обществе  о существовании в недалёком  прошлом ледниковой эпохи. А на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключён в Петропавловскую крепость.

Летом 1876 года при помощи С. М. Степняка-Кравчинского совершил побег, и вскоре покинул Российскую империю, пробравшись через Финляндию, Швецию и Норвегию, из Христиании отплыл в Гулль (Англия).

Покидая Россию, Кропоткин  надеялся через несколько месяцев, когда активные поиски будут прекращены, вернуться под другим именем. Сначала  он прибыл в Великобританию, где  находился недолго. Революционные интересы звали его в Швейцарию, и, как только это стало возможным (в январе 1877 года), он выехал из Лондона.

В Швейцарии Пётр Алексеевич поселился в Ла-Шо-де-Фон, небольшом  городе, где население занималось преимущественно часовым ремеслом. Часовщики составляли главную аудиторию анархистской пропаганды, из часовщиков же выходили и некоторые лидеры этого движения.

Поддерживал различные  движения. Публиковал статьи. Занемался  переводами. Участвовал в демонстрациях.

В 1881 году швейцарское  правительство, по предложению правительства Российской империи, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию.

22 декабря 1882 года Кропоткин  вместе с лионскими анархистами  был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе. В январе 1883 года в Лионе состоялся суд; под давлением правительства Российской империи Пётр Алексеевич был приговорен к пятилетнему тюремному заключению по обвинению «за принадлежность к Интернационалу», которого к тому времени уже не существовало. Не помог протест левых депутатов парламента Франции, не помогла и петиция виднейших общественных деятелей, подписанная Гербертом Спенсером, Виктором Гюго, Эрнестом Ренаном, Суинберном и др. Как до суда, так и в течение двух месяцев после него, Кропоткин находился в лионской тюрьме.

 

В середине марта Кропоткина в числе 22 других заключенных по Лионскому процессу перевели в центральную тюрьму в Клерво. За год тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия. Но благодаря стараниям жены Кропоткина, заботившейся о нём в течение всего срока заключения, условия содержания вскоре улучшились, появилась возможность работать. В Клерво Кропоткин написал на английском языке статью «Чем должна быть география» (впервые опубликована в 1885 г. в журнале «The Nineteenth Century» («Девятнадцатый век»)). В середине января 1886 г., благодаря протестам левых депутатов и целого ряда общественных деятелей, Кропоткин получил свободу.

Весной 1886 он вместе с семьёй переселился в Великобританию, где проживал до 1917 года.

В июне 1917 года, после Февральской  революции, 74-летний Пётр Алексеевич Кропоткин  вернулся в Россию.

30 мая 1917 года в 2 часа 30 минут  Кропоткин прибыл на Финляндский  вокзал в Петроград. В зале его ждали военный министр Александр Керенский и старый друг Николай Чайковский, ставший после Февральской революции депутатом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

Печать широко отметила приезд старого  эмигранта. По случаю возвращения Кропоткин получал поздравления как от частных лиц, так и от общественных и государственных организаций.

Отвечая 17 июня на приветствие солдат Семёновского полка, Кропоткин в  духе своих оборонческих писем о  текущих событиях призвал их, «во-первых, сохранить то, что нам дала наша революция. Не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых,.. приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни».

После июльского кризиса Александр  Керенский предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства.

«Керенский делал неимоверные  усилия, примиряя непримиримое: он убеждал  Кропоткина войти во Временное правительство, предлагал ему на выбор любой  пост министра, — вспоминала Эмма Гольдман. — Кропоткин отказался.[5] Он заявил, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным»

П. А. Кропоткин был  разочарован Февральской революцией и встречей с российскими анархистами, «грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности». Однако пока в целом Временное  правительство он поддерживал.

В ночь на 8 февраля 1921 года в возрасте 78 лет Пётр Алексеевич скончался.

 

3. Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.

Кропоткин рос под  присмотром отца, бывшего ярым крепостником, консерватором (ему принадлежали имения в Калужской, Тамбовской, Рязанской губерниях; принадлежало тысяча двести крепостных), который мало внимания уделял воспитанию своих детей, к тому же вскоре он снова женился.

  Между тем любовь  крепостных передалась от матери  Петра Кропоткина к ее детям,  которые росли, наблюдая всю ту несправедливость, что они (крепостные) испытывали постоянно со стороны отца семейства.

Так же на формирование взглядов будущего всемирно известного революционера  не малое влияние оказал его старший  брат Александр (1841-1886), старший всего на год, но зато постоянно подстегивавший в молодом Петре Алексеевиче стремление к знаниям, к наукам, стимулировал его в смысле самосовершенствования и развития (о чем свидетельствует, в частности, сохранившаяся, в первую очередь благодаря старшему брату Александру Кропоткину, их переписка).

Пока Кропоткин продолжал взрослеть и идти в направлении формирования своей революционной доктрины, которая вырастала из присущего ему с детства либерализма, когда он еще верил в идеи о том, что человечество можно привести к счастью и справедливости путем проводимых сверху реформ.

Но постепенно он всё  более склоняется к анархизму.

Интересен вот еще  какой эпизод. Однажды старший  брат написал Петру о том, как  он навестил в очередной раз их родной дом, и поругался с отцом, что закончилось избиением Александра, который ничуть не пытался сопротивляться отцу, и только был глубоко подавлен случившемся (это при том, что, в общем-то, Александр был отнюдь не кроткого нрава). В ответ на эти душевные переживания Петр высказал в письме брату весьма характерные для себя замечания: "Скажи пожалуйста, что ты за баба такая? Отец бьет тебя и ты не обороняешься. Если дело дошло до драки, нечего церемониться, я бы сопротивлялся (...)"Из этих слов будущего теоретика анархизма вновь и вновь явствует его неукротимый нрав бунтаря, который отнюдь не намерен мириться с царящей несправедливостью, с ее конкретными проявлениями. Он характеризует себя настоящим борцом и бойцом, в лучшем смысле этого слова - не нравится, борись, и борись до конца, не позволяй втаптывать себя в грязь, кто бы это ни пытался сделать, иначе грош цена всем твоим размышлениям о противоборстве злу.

Изучал различные народности их культуру, образ жизни, ментальность, и то как живут люди (то тяжёлое  экономическое состояние). По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.

Кроме того, им было сделано  еще одно, весьма ценное замечание: "(...) я скоро заметил, что никакой революции - ни мирной, ни кровавой - не может совершиться без того, чтобы новые идеалы глубоко не проникли в тот самый класс, которого экономические и политические привилегии предстоит разрушить." Это, видимо, было логическим выводом из того, что, читая социалистические и анархистские газеты он осознавал, что примирения между социалистическим устремлением масс трудового народа и окружающей действительностью быть не может, ну а, рассуждая дальше, необходимо было понять, что нужно для того, чтобы революция победила, а не потерпела крах, захлебнувшись в собственной крови.

По мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом  революции он видит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья». Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности.

Информация о работе Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма