Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:20, доклад
Термин анархизм и его восприятие.
Краткая? биография П.А. Кропоткина.
Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.
Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.
План:
(формирование личности + основные идеи).
Анархи́зм (от др.-греч. «ан», — «без», «архэ», — «власть») - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархизм — политическая
философия, основывающаяся на свободе
и имеющая своей целью
Базовые принципов анархизма:
По мнению сторонников анархизма, понятия «анархизм» и «анархия», принадлежат к числу тех, которые наиболее часто представляются общественностью в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» — при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к «законам джунглей», то есть фактически выставляются сторонниками гоббсовской «войны всех против всех».
В ответ на это анархисты указывают, что греческую приставку αν- в слове «αναρχία» следует понимать как «отсутствие» то есть безвластие, а не «противостояние» или «противоположность» (власти).
Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим и древнекитайским философским школам (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческим протоанархистам традиционно относят софистов (Антифонт — ок. 450/444 — ок. 365/360 гг. до н. э.) и киников (Диоген Синопский — ум. ок. 330—320 г. до н. э.). К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.). Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали
2. Краткая биография П.А. Кропоткина
Родился 27 ноября (9 декабря) 1842 в Москве, Рюрикович. Отец, Алексей Петрович Кропоткин (1805—1871) — генерал-майор, владел в трёх губерниях имениями с более чем тысячей двумястами крепостных мужчин с семьями. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда Петру было три с половиной года. По линии матери Пётр — внук героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. С. Сулимы.
Окончил с отличием Пажеский корпус (1862 год), был произведён в офицеры.
В 1867г Пётр поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета.
Знал много языков
(вообще имел высокий уровень
В 1872 году Кропоткин получил
разрешение на поездку за границу. В
Бельгии и Швейцарии он встретился
с представителями российских и
европейских революционных
По возвращении в Россию, Кропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций — Большого общества агитации, известного как кружок «чайковцев». Вместе с другими членами кружка он вел революционную агитацию среди рабочих Петербурга, был одним из инициаторов «хождения в народ».
21 марта 1874 года 31-летний
Пётр Кропоткин сделал
Летом 1876 года при помощи С. М. Степняка-Кравчинского совершил побег, и вскоре покинул Российскую империю, пробравшись через Финляндию, Швецию и Норвегию, из Христиании отплыл в Гулль (Англия).
Покидая Россию, Кропоткин надеялся через несколько месяцев, когда активные поиски будут прекращены, вернуться под другим именем. Сначала он прибыл в Великобританию, где находился недолго. Революционные интересы звали его в Швейцарию, и, как только это стало возможным (в январе 1877 года), он выехал из Лондона.
В Швейцарии Пётр Алексеевич
поселился в Ла-Шо-де-Фон, небольшом
городе, где население занималось
преимущественно часовым
Поддерживал различные движения. Публиковал статьи. Занемался переводами. Участвовал в демонстрациях.
В 1881 году швейцарское правительство, по предложению правительства Российской империи, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию.
22 декабря 1882 года Кропоткин
вместе с лионскими
В середине марта Кропоткина в числе 22 других заключенных по Лионскому процессу перевели в центральную тюрьму в Клерво. За год тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия. Но благодаря стараниям жены Кропоткина, заботившейся о нём в течение всего срока заключения, условия содержания вскоре улучшились, появилась возможность работать. В Клерво Кропоткин написал на английском языке статью «Чем должна быть география» (впервые опубликована в 1885 г. в журнале «The Nineteenth Century» («Девятнадцатый век»)). В середине января 1886 г., благодаря протестам левых депутатов и целого ряда общественных деятелей, Кропоткин получил свободу.
Весной 1886 он вместе с семьёй переселился в Великобританию, где проживал до 1917 года.
В июне 1917 года, после Февральской революции, 74-летний Пётр Алексеевич Кропоткин вернулся в Россию.
30 мая 1917 года в 2 часа 30 минут
Кропоткин прибыл на
Печать широко отметила приезд старого эмигранта. По случаю возвращения Кропоткин получал поздравления как от частных лиц, так и от общественных и государственных организаций.
Отвечая 17 июня на приветствие солдат Семёновского полка, Кропоткин в духе своих оборонческих писем о текущих событиях призвал их, «во-первых, сохранить то, что нам дала наша революция. Не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых,.. приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни».
После июльского кризиса Александр Керенский предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства.
«Керенский делал неимоверные усилия, примиряя непримиримое: он убеждал Кропоткина войти во Временное правительство, предлагал ему на выбор любой пост министра, — вспоминала Эмма Гольдман. — Кропоткин отказался.[5] Он заявил, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным»
П. А. Кропоткин был
разочарован Февральской
В ночь на 8 февраля 1921 года в возрасте 78 лет Пётр Алексеевич скончался.
3. Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма.
Кропоткин рос под присмотром отца, бывшего ярым крепостником, консерватором (ему принадлежали имения в Калужской, Тамбовской, Рязанской губерниях; принадлежало тысяча двести крепостных), который мало внимания уделял воспитанию своих детей, к тому же вскоре он снова женился.
Между тем любовь
крепостных передалась от
Так же на формирование взглядов будущего всемирно известного революционера не малое влияние оказал его старший брат Александр (1841-1886), старший всего на год, но зато постоянно подстегивавший в молодом Петре Алексеевиче стремление к знаниям, к наукам, стимулировал его в смысле самосовершенствования и развития (о чем свидетельствует, в частности, сохранившаяся, в первую очередь благодаря старшему брату Александру Кропоткину, их переписка).
Пока Кропоткин продолжал взрослеть и идти в направлении формирования своей революционной доктрины, которая вырастала из присущего ему с детства либерализма, когда он еще верил в идеи о том, что человечество можно привести к счастью и справедливости путем проводимых сверху реформ.
Но постепенно он всё более склоняется к анархизму.
Интересен вот еще какой эпизод. Однажды старший брат написал Петру о том, как он навестил в очередной раз их родной дом, и поругался с отцом, что закончилось избиением Александра, который ничуть не пытался сопротивляться отцу, и только был глубоко подавлен случившемся (это при том, что, в общем-то, Александр был отнюдь не кроткого нрава). В ответ на эти душевные переживания Петр высказал в письме брату весьма характерные для себя замечания: "Скажи пожалуйста, что ты за баба такая? Отец бьет тебя и ты не обороняешься. Если дело дошло до драки, нечего церемониться, я бы сопротивлялся (...)"Из этих слов будущего теоретика анархизма вновь и вновь явствует его неукротимый нрав бунтаря, который отнюдь не намерен мириться с царящей несправедливостью, с ее конкретными проявлениями. Он характеризует себя настоящим борцом и бойцом, в лучшем смысле этого слова - не нравится, борись, и борись до конца, не позволяй втаптывать себя в грязь, кто бы это ни пытался сделать, иначе грош цена всем твоим размышлениям о противоборстве злу.
Изучал различные народности их культуру, образ жизни, ментальность, и то как живут люди (то тяжёлое экономическое состояние). По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.
Кроме того, им было сделано еще одно, весьма ценное замечание: "(...) я скоро заметил, что никакой революции - ни мирной, ни кровавой - не может совершиться без того, чтобы новые идеалы глубоко не проникли в тот самый класс, которого экономические и политические привилегии предстоит разрушить." Это, видимо, было логическим выводом из того, что, читая социалистические и анархистские газеты он осознавал, что примирения между социалистическим устремлением масс трудового народа и окружающей действительностью быть не может, ну а, рассуждая дальше, необходимо было понять, что нужно для того, чтобы революция победила, а не потерпела крах, захлебнувшись в собственной крови.
По мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом революции он видит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья». Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности.
Информация о работе Пётр Алексе́евич Кропо́ткин - теоретик и практик анархизма