Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:45, курсовая работа
Из проведенной работы мы выяснили, что рабство в Древнем Риме имело весьма важное значение в качестве дешевой рабочей силы. Раб был удобен во всех отношениях, т.к. весомыми правами, он не обладал. Мало того, он был унижен до степени вещи, но не как не человека. Эта вещь не может быть ничейной. Рабом человек мог родиться, если его родители, или хотя бы одна мать, были рабами, мог стать в результате захвата в плен, продажи в рабство или осуждения на смерть или каторжные работы. Раб по сути был беззащитен перед законом.
Ранние рабовладельческие отношения называют патриархальным рабством и отличают их от развитого классического рабства. В ранний период рабы еще не стали основными производителями, из-за их малого количества. Рядом с рабами трудились свободные, а также сам хозяин, и его дети. За рабом еще сохранялись некоторые (хотя самые минимальные) права человеческой личности. Раба не включали в инвентарь имения, они отвечали за некоторые поступки перед судом (в более поздний период его наказывал хозяин), а также могли выступать поручителями и быть усыновленными. Рабы имели право участвовать в некоторых религиозных культах и празднествах2. На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным, и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности.
В III в. до н.э. в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства к этому времени развилась до уровня классического рабства, т.е. рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости и законченности. Концентрация земли, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Этой рабочей силой внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением экономической зависимости клиентов: значительная часть клиентов и плебеев получили небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного мелкого собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. С этого момента начинает расти усиление агрессивности Рима- бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения. Так войны II-I вв. до н.э. приобрели более жестокий характер и сопровождались массовым порабощением самого населения. Древние источники упоминают об огромных количествах пленников, которые обращались в рабов. Известно, что «Фабий Кунктатор из одного Тарента вывел 30 000 рабов. После побед Павла Эмилия в Эпире было продано до 150 000 пленных. По завоевании Понта Лукуллом предложение рабов настолько превысило спрос, что раб стоил всего 4 драхмы. Марием было взято в плен 90 000 тевтонов и 60 000 кимвров. Цезарь раз продал в Галлии до 63 000 пленных; вообще Плутарх приписывает ему «великую честь» обращения в рабство 10 000 000 людей. Август вывел из страны салассов 44 000 пленных. По свидетельству Иосиф Флавия, после оргии убийств, ознаменовавшей взятие Иерусалима Титом, в руках римлян осталось ещё 97000 рабов»3.
Естественно, что обильный приток рабов и денежных средств извне способствовал росту и внедрению рабства. Рынки рабов существовали в каждом городе, где любой гражданин мог купить или продать раба. Помимо таких местных рынков, существовали более крупные рынки на о. Делосе (Эгейское море), в г. Аквилея (Италия), Танаисе (устье р. Дона). На Делос свозили рабов со всего Восточного Средиземноморья4. В г. Аквилею сходились невольничьи караваны из-за Альп, из Галлии, придунайских областей. Танаис был центром работорговли с сарматами и другими причерноморскими племенами. Из Танаиса, Аквилеи, Делоса рабы попадали на областные, а отсюда и на местные рынки. Раб продавался, как и всякий другой товар: чтобы продать его дороже, владелец одевал его в новую одежду, завивал волосы. В качестве знаков продажи рабам вымазывали ноги мелом, на голову надевали венки. Продавец подробно информировал покупателя обо всех достоинствах и недостатках раба. Цены на рабов колебались. Во время особо удачных войн раба иногда продавали за 4 денария. Высококвалифицированные рабы стоили в несколько раз дороже. Рабы делились на определенные разряды: государственные рабы (служили при магистратах, военачальниках, храмах, были писцами, тюремщиками, палачами); рабы частных лиц; привилегированная часть городской фамилии (домашняя прислуга, чтецы, ораторы, философы, грамматики, архитекторы, секретари, библиотекари, стенографы, комедиографы, актеры и пр.); рабы, занятые производительным трудом (ремесленники); сельская фамилия (работали в сельском хозяйстве и подвергались тяжелой эксплуатации); категория осужденных рабов (работали в рудниках, каменоломнях, в оковах на полях, находились в гладиаторских школах). В руках отдельных рабовладельцев скапливались тысячи рабов. Однако подобные богачи были исключениями. Более распространенным типом рабовладельца был собственник полутора-трех десятков рабов. Рабы, принадлежащие одному господину, составляли его фамилию. Фамилия делилась на две части городскую и сельскую. В городскую фамилию входили рабы, занимающиеся ремеслом и обслуживающие хозяина (слуги), в сельскую - рабы, занятые сельскохозяйственным производством.
Сельское хозяйство - основная отрасль производства в древности, а сельские рабы главные производители подвергались в самой большей степени эксплуатации. Городские рабы находились в несколько лучшем положении и относились с презрением к своим собратьям по рабству, живущим в деревне. Перевод из городской фамилии в сельскую рассматривался как тяжелое наказание. Городские рабы были на кухне, в бане, на конюшне, и в пекарне. Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Устройством пиров, хранением продуктов, закупкой всего необходимого для хозяйства ведали специальные рабы.
Таким образом, «классическое» рабство в Риме было закономерным результатом развития и роста производства и классовой борьбы внутри самого римского общества. Войны лишь ускорили этот процесс. Основными особенностями классического рабства были следующие: в отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) все более развивается товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э. владельцы мастерских стремились не только к получению большего прибавочного продукта, но и денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов. Возрастала и численность рабов. Рабы стали самым многочисленным классом римского общества. Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства: в сельском хозяйстве, в горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Труд свободных или полузависимых работников продолжал применяться, но имел во II-I вв. до н.э. меньший удельный вес. При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда. Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означал скачок в развитии производительных сил, привел к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство. Во II-I вв. до н.э. рабы, как уже было сказано, становятся весьма многочисленным классом5.
1.2 Функции рабов
Рабы делились на две категории: familia rustica и familia urbana6. В каждом имении во главе familia rustica стоял управляющий, который следил за исполнением рабами своих обязанностей. Этими правами управляющие часто пользовались весьма широко, в особенности там, где господа или совсем не вмешивались в дело, или не интересовались участью своих рабов*. У управляющего был помощник со штабом надсмотрщиков и мастеров. Ниже стояли многочисленные группы рабочих на полях, виноградниках, пастухов и скотников, прядильщиц, ткачей и ткачих, валяльщиков, портных, плотников, столяров и т. д. Не менее многочисленна была и familia urbana, делившаяся на персонал управляющий, пользовавшийся доверием господина, и персонал для услуг господину и госпоже как в доме, так и вне его. К числу первых принадлежали домоправитель, кассир, бухгалтер, управляющие домами, сдаваемыми внаем, покупщики припасов и т. д.; к числу вторых — привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, сторожа, придверники, хранители мебели, хранители серебра, гардеробщики, рабы, вводившие посетителей, рабы, приподнимавшие пред ними портьеры, и т. п. Одна служба за столом богатого римлянина требовала немалого количества рабов. Для личных услуг к господину приставлены были камердинеры, купальщики, домашние хирурги, брадобреи; в богатых домах имелись чтецы, секретари, библиотекари, переписчики, выделыватели пергамента, педагоги, литераторы, философы, живописцы, скульпторы, счетчики, агенты по торговым делам и т. д. В числе лавочников, разносчиков, банкиров, менял, ростовщиков было немало рабов, занимавшихся тем или другим делом на пользу своего господина. Когда господин появлялся где-либо в публичном месте, перед ним всегда шествовала толпа рабов, а другая толпа замыкала шествие. У госпожи имелись свои стражи, евнухи, акушерка, кормилица, баюкальщицы, пряхи, ткачихи, швеи.
Кроме тех рабов, которые принадлежали частным лицам, были рабы общественные, принадлежавшие или государству, или отдельному городу. В их функции входило строительство улиц, водопроводов, работа на каменоломнях и в рудниках. Некоторые из них занимали при магистратах низшие должности — посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами. Из них же составлялась свита, сопровождавшая каждого провинциального чиновника или полководца на место его должности.
1.3.Юридическое положение рабов.
Отсюда следует, что раб в силу закона мог быть объектом всякого рода сделок. Он мог быть отдан даром, для пользования или в собственность, под залог или в обмен, мог быть отдан внаймы, завещан, продан, приобретен по праву давности или, по заявлению перед председателем юридической коллегии, схвачен за долги; словом, к нему были непосредственно применены все формы, по которым видоизменяется право собственности, формы естественного или обычного права, формы права гражданского или исключительного. Чем больше он был связан с правом вещественным, тем меньше была его доля участия в правах личных. И в самом деле, он был лишен всякого права личности: у него не было гражданского состояния, права брака, хотя связь между мужчиной и женщиной в рабском состоянии допускалась, но она никогда не имела законного характера, даже в том случае, если женщине давали название жены; это - простое сожительство, начинающееся и кончающееся в зависимости от каприза раба или интереса господина. Следовательно, нет никаких обязательств, никаких законных последствий. Нет и прелюбодеяния. Папиний признает, что Юлиев закон, касающийся этого преступления, относится только к лицам свободным10.
Известно о нескольких восстаниях рабов, произошедших во II—I вв. до н. э. на территории Италии и Сицилии. Так к примеру в 196 г. до н. э. произошло восстание рабов в Этрурии, а в 185 г. — в Апулии. В 133 г. под предводительством Евнея в Сицилии, где рабы имели особенно много поводов к неудовольствию и где их численность была очень велика. По словам античного автора Диодора, число мятежников доходило до 200 тысяч11. Рутилию с большим трудом удалось подавить восстание.
Одно из самых известных рабских восстаний- это восстание Спартака (73-71 гг. до н. э.), в армии которого входило около 120 тысяч человек. Но известен факт, что в его восстании участвовали не только рабы, но и свободные пролетарии, которых в «армии рабов» было довольно много. Кроме того, прослышав об успехах Спартака, против власти Рима подняли мятеж города римских союзников в Италии, что значительно усилило размах восстания. Как пишет С.Николе, «война Спартака являлась также войной против господства Рима, а не только восстанием рабов»12.
Но ошибочно думать, что восстание рабов в Риме было постоянным и весомым явлением. Нет. Роль социальных движений рабов была невелика, за исключением периода со 135 по 71 гг. до н.э. (когда она была значительна), не говоря уже о других римских провинциях13. Восстание Спартака, будучи лишь отчасти движением рабов, в свою очередь, составляло лишь небольшой эпизод в гражданских войнах 80-х-70-х гг. до н. э., длившихся два десятилетия.