Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:28, доклад
Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем.
Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем.
Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.
Также
для эллинистического Египта характерно
существование различных
Древние писатели оставили
нам много описаний ужасного положения,
в котором находились римские
рабы. Пища их по количеству была крайне
скудная, по качеству никуда не годилась:
выдавалось именно столько, чтобы не
умереть с голоду. А между тем
труд был изнурительный и
Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.
С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи (res mancipi), поставлен наравне с землей, лошадьми, быками (servi pro nullis habentur — говорили римляне). Закон Аквилия не делает разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. На суде раба допрашивали лишь по требованию одной из сторон; добровольное показание раба не имело никакой цены. Ни он никому не может быть должен, ни ему не могут быть должны. За вред или убыток, причиненный рабом, ответственности подлежал его господин. Союз раба и рабыни не имел легального характера брака: это было только сожительство, которое господин мог терпеть или прекратить по произволу. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. Однако с течением времени жизнь заставила несколько смягчить эту суровость.
Со
времени утверждения