Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:09, лекция
Тема 1.1.Основные тенденции развития СССР к 1980г. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития.
Мировой правопорядок—это результат согласования интересов государств и народов. Каждое государство — член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов.
Поэтому основным
источником международного права являются
международные договоры, в которых
достигается баланс интересов различных
государств, происходит взаимосогласование
интересов, зафиксированных в международно
Решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы: экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления — наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий. Одним из факторов, обусловливающих возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право — это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения. Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.
Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с преступностью. Многие «традиционные» международные преступления (подделка денежных знаков и работорговля, пиратство и другие подобные им преступления) претерпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а применение виновными усовершенствованных и новых образцов технических средств сделало их более разрушительными и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощренными и организованными, происходит интернационализация организованных преступных формирований. Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового правопорядка, которую несет международная преступность, требует от государств более активных коллективных усилий по ее предупреждению и борьбе, совершенствовании международного и национального законодательства, в уделении внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.).
Непреходящее значение для нынешних и будущих поколений имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплено положение о том, что государства несут ответственность за деятельность, которая причиняет ущерб окружающей среде других государств. Действует конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция ООН об изменении климата 1992 г., другие договоры и конвенции подчеркивают необходимость охраны планетарной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств.
Организацией международного экономического сотрудничества и содействием ему занимаются: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти вопросы решаются в рамках Европейского экономического сообщества, Экономического союза СНГ. Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутригосударственными, так и международно-правовыми нормами.
Активно развивается международное сотрудничество государственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь играет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой охватывает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных актов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и организациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г. и т.д.
Расширения НАТО и Европейского союза за последние годы для России стали очевидны всем. В обозримой перспективе вакантного места для России в НАТО не предвидится. К 2008 году в Евросоюз приняты Румыния и Болгария, а в последующем страны Балканского полуострова и может быть решена судьба Турции. Россия может быть партнером ЕС, НАТО и США только в качестве самостоятельного и самодостаточного государства, находящегося на Евроазиатском континенте.
Следует признать, что в России
геополитический центр
Таким образом, можно предположить, что границы ЕС на Востоке будут совпадать с географическими границами России, Украины и Белоруссии, а Евросоюз не станет открытым сообществом, входным билетом в который может быть приверженность определенной системе ценностей.
В этой связи, видимо, России следует пересмотреть и политику в СНГ. Национальные интересы требуют поддержки в большей части ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстана), а не упрашивать Украину в рамках "Единого экономического пространства".
Россия стремиться оставить свои военные базы на Украине и Южном Кавказе, что связано с усилением угроз терроризма с южных рубежей, и в качестве какого-то "противовеса" дальнейшему расширению НАТО, а также защите своих национальных экономических интересов. Эти интересы, в том числе, связаны с прокладкой нефте и газопроводов на Восток и к Персидскому заливу. Кроме того, следует ожидать усиления российских военных баз и военных объектов России на территориях стран Средней Азии.
Россия была и будет ключевым действующим лицом в Азии, где сегодня возникают главные угрозы безопасности. Без России невозможно иметь дело с многочисленными очагами напряженности на этом континенте- от Ближнего Востока до Корейского полуострова
В последнее время США приступили к усилению и расширению своих позиций вне Европы, В первую очередь стратегические интересы США явственно просматриваются по отношению к нефтедобывающим странам "Большого Востока", странам Кавказского региона и Каспию, наркоперерабатывающему Афганистану
Каковы предполагаемые конечные цели расширения НАТО и трансформации ВС США? Первая - использование благоприятной для США военно-политической ситуации, появившейся в ходе антитеррористической операции для всестороннего укрепления отношений со странами Центрально Азиатского региона.
Вторая - создание условий, при которых другие центры силы (Россия и Китай), не смогли бы контролировать и направлять процессы в Средней и Центральной Азии в ущерб США.
Третья - получив, не без согласия России, территории для размещения своих военных баз на территориях государств Средней Азии "для создания антиталибской коалиции", расширить и модернизировать военные базы и получить дополнительные военные объекты в регионе.
Четвертая – обеспечить американскому бизнесу доступ к топливо–энергетическим ресурсам Центральной Азии и создать ситуацию "защиты энергетических интересов" американских нефтяных корпораций в Каспийском регионе, и противодействовать России и СНГ в прокладке нефтепровода Каспий-Иран-Персидский залив.
Пятая – открыть рынки Центральной
и Средней Азии для американских
инвестиций, товаров и услуг, стимулировать
структурные экономические
Ранее занимаемая странами Варшавского договора зона, превращается в зону передовых рубежей блока НАТО.
В 1990 году
в Париже, после 17 лет переговоров
был подписан Договор об обычных
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Договором устанавливались
В настоящее время сложилась ситуация, когда из семи вступивших в НАТО стран Латвия, Литва, Словения и Эстония не являются участниками ДОВСЕ, а Болгария и Румыния – "фланговые" государства, и ограничения на - них ОДТВ накладывались, без учета их присоединен к НАТО
Литва, Латвия и Эстония вообще не входят в Договор, на их территории может размещаться все, что угодно. Изменение стратегических приоритетов и связанных с ними стратегических интересов Евросоюза, НАТО, России и США кардинально меняют как отношения между отдельными государствами, так и отношения межу международными формированиями и союзами и естественно, отношения между их силовыми структурами.
НАТО продолжает играть роль на Балканах, но роль Альянса не расширяться. Адриатический союз непременно вступит в НАТО. Можно предполагать, что на следующем саммите НАТО может быть рассмотрен вопрос о вступлении Сербии, Боснии, Герцеговины, но только после выполнения программ "Партнерства ради мира". Расширение НАТО уже давно вплотную затронуло интересы Российской Федерации.
Сегодня на Западе Россия граничит сразу с несколькими государствами, входящими в военный блок: Польша, Латвия, Эстония, Норвегия, Литва. Калининградская область с 2004 года превратилась в анклав, который со всех сторон окружен территорией стран – членов НАТО. Другими словами, при всех словах о том, что работа Североатлантического альянса направлена исключительно на урегулирование вопросов безопасности в Европе и мире, эта самая безопасность НАТО начинается там, где заканчивается безопасность России.
Руководство НАТО не исключает, что возможно рассмотрение вопроса о вступление в Североатлантический союз Израиля. Большое внимание НАТО уделяет Украине. От выбора президента в этой стране зависит, будут ли украинские миротворцы принимать дальнейшее участие в войне в Ираке.
Совпадают интересы Европейского Союза и НАТО на южном Кавказе. Предполагается, что страны Южного Кавказа могут быть кандидатами на вступление в НАТО. При этом, на первом этапе от них потребуется выполнение программы "Партнерство ради мира". Но это промежуточная стадия. До того момента, пока не будет принято решение по Карабахскому процессу, пока он не будет решен в рамках Минской группы, вопрос о вступлении в НАТО, например, Азербайджана не может подниматься. Эта же проблема относится и к Грузии. До тех пор, пока не будут решены грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, вопрос о членстве Грузии в НАТО остается открытым. Грузия и Азербайджан могут рассчитывать на вступление в НАТО на следующем этапе.
НАТО может помочь в решении Карабахского конфликта, но в решении же так называемых "замороженных конфликтов" в Приднестровье, Южном Кавказе, должны играть роль другие организации.
Америка, закрепляясь в Центрально-
Евросоюз - основной торговый партнер России, Казахстана других стран СНГ – имеет здесь свои, отличные от Америки торгово-экономические интересы на постсоветском пространстве. Прежде всего, европейцев интересуют энергетические возможности Каспийского и Центрально – Азиатского региона. Эта разность интересов вызывает обострение противоречий между США и Евросоюзом. В этих условиях у России появляются хорошие шансы восстановления своих позиций в этом регионе в качестве выгодного, надежного и заслуживающего уважения партнера.
В целом, с изменением стратегических интересов ЕС, НАТО, США, России, СНГ меняются. По многим параметрам находятся компромиссы и взаимоприемлемые варианты тех или иных спорных проблем и вопросов. По вопросам, которые не решаются в двусторонних переговорах, находятся приемлемые варианты при многосторонних консультациях. Если оценивать изменение отношений в совокупности, то можно сделать вывод, что по большинству проблем между Россией и ЕС, между Россией и НАТО, между НАТО и СНГ имеется больше общности, чем различий.
Тема 2.9. Россия и Европа – проблемы и перспективы сотрудничества
Россия и Европа. Европейское направление российской внешней политики в 1990-е гг. являлось одним из приоритетных. С одной стороны, в Европе были особенно зримы результаты преодоления «холодной войны», что открывало для России благоприятные перспективы активного участия в жизни континента. С другой — происходившие в Европе глубокие перемены были способны серьезно осложнить ее взаимодействие с нашей страной.
Информация о работе Развитие СССР и его место в мире 80г. 20в