Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:47, реферат
В связи с переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства издаются специальные нормативные акты, регулирующие колхозное землепользование. Принимается первый Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. Согласно Уставу все межи, разделявшие земельные наделы членов артели, уничтожаются и все полевые наделы сливаются в единый земельный участок. Члены колхоза не получали права на какие-либо доли в земельном массиве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза не имели право на получение земли за счет его земельной площади.
Развитие земельного и колхозного права в СССР в 1930-1970-е гг.
Начиная с 1929 г. укрепление устойчивости крестьянского землепользования перестало быть основной задачей земельного законодательства в СССР. Основной задачей стало всемерное содействие коллективным формам землепользования.
В связи с переходом
к сплошной коллективизации сельского
хозяйства издаются специальные
нормативные акты, регулирующие колхозное
землепользование. Принимается первый
Примерный устав
Колхозное землепользование
как самостоятельный земельно-
В принятой 5 декабря 1936 г. Конституции
СССР установлено, что «… земля, ее
недра, воды и леса в СССР являются
государственной
Политика на урезание подсобного хозяйства и приусадебных участков, приведшая к раскрестьяниванию и превращению колхозника-крестьянина в рабочего с огородом, продолжалась и в последующие годы.
Уделяя первостепенное значение
правовому регулированию
Обновление и развитие общесоюзного земельного закона 1928 г., который после коллективизации сельского хозяйства фактически утратил юридическую силу, затянулось на десятки лет. В послевоенный период активизируется работа по кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. В июле 1946 г. Совет Министров СССР принял решение возобновить прерванную войной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такой проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных органов он вынесен не был. Затем началась работа по подготовке проекта Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый вариант которых был подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы над проектом этого закона в 1960 г. создается представительная комиссия из практических работников и ученых. Работа над проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный закон принимается Верховным Советом СССР и вводится в действие с 1 июля 1969 г. От Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностью восприняли и укрепили это основополагающее положение. Но этот закон был рассчитан не на хозяйственную самостоятельность крестьянского населения и не на многообразие форм пользования землей, а на жесткую централизацию и командное управление сельским хозяйством. Провозглашенная в «Основах» концепция материальной заинтересованности колхозов, совхозов, крестьян в более эффективном использовании и охране земель не была подкреплена надлежащим хозяйственным механизмом.
После войны было принято решение об отмене так называемого института права застройки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и Постановлением Совета Министров СССР, принятым в тот же день и установившим порядок применения этого Указа, были решены вопросы предоставления земельных участков в бессрочное пользование гражданам, проживающим в городе и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов.
Основными землепользователями
на землях сельскохозяйственного
Земли приусадебного фонда используются для наделения земельными участками членов колхоза, специалистов сельского хозяйства, рабочих, служащих и других граждан, проживающих в сельской местности.
Землепользование совхозов
и других государственных сельскохо
глава XV регулирует землепользование семьи колхозника (колхозного двора). В ней закреплены наиболее важные положения о праве землепользования семьи колхозника (колхозного двора). По остальным вопросам, связанным с землепользованием семьи колхозника (колхозного двора), Земельный кодекс отсылает к уставу колхоза, в котором они подробно урегулированы.
Конкретизировав нормы, содержавшиеся
в Основах земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик,
и предусмотрев дополняющие положения,
Земельный кодекс РСФСР 1970 г. обеспечил
нормативную связь положений
Основ с особенностями
В 1970-хх гг. также принимаются нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение наиболее правильного и рационального использования земель: Указ президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушением земельного законодательства» от 14.05.1970 г., Положение о государственном контроле за использованием земель, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 14.05.1970 г.
Производственная и
Примерный устав колхоза
- нормативный акт, регламентирующий
основные вопросы деятельности колхозов:
их цели и задачи, порядок пользования
землёй, правовой режим колхозного
имущества, права и обязанности
колхозников, распределение доходов,
вопросы планирования и организации
производственной деятельности, оплата
труда, социальное обеспечение колхозников
и т.д. Принят 3-м Всесоюзным съездом
колхозников и утвержден
Примерный Устав колхоза
отразил социально-
В Примерном уставе колхоза
выражены основные направления дальнейшего
развития колхозного строя: укрепление
и развитие колхозной собственности,
а на её основе — хозяйственной
самостоятельности колхозов; расширение
социальных прав членов колхоза и
закрепление юридических
На основе Устава колхозы разрабатывают и принимают свои уставы, конкретизируя положения Устава с учётом специфики того или иного колхоза.
Для правового регулирования колхозных отношений характерно сочетание государственного и внутриколхозного регулирования.
Основу всей системы организации управления колхоза составляет колхозная демократия. Высший орган управления — общее собрание колхозников (в крупных хозяйствах — собрание уполномоченных). Для повседневного руководства производственной деятельностью избирается правление колхоза во главе с председателем, а для контроля за деятельностью правления и должностных лиц колхоза — ревизионная комиссия. Органы управления и контроля избираются открытым или тайным голосованием, по усмотрению общего собрания колхозников. Введена выборность руководителей производственных подразделений, созданы советы бригад, играющие большую роль в производственных делах колхоза и жизни колхозников. По решению 3-го Всесоюзного съезда колхозников создаются выборные Советы колхозов в районах, областях, краях, республиках и в центре. Их задача — обсуждение наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхоза, обобщение опыта организации производства и выработка рекомендаций по наиболее полному использованию резервов роста общественного хозяйства.
Государственные органы осуществляют своё руководство внутриколхозными отношениями в основном методом рекомендаций; обязательные предписания применяются главным образом в вопросах планирования.
Принципиальные вопросы
развития колхозного строя решаются
на основе законов СССР (например, Закон
о дальнейшем развитии колхозного строя
и реорганизации машинно-
Производственная и
Членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном хозяйстве колхоза Приём в члены колхоза производится общим собранием колхозников по представлению правления в присутствии лица, подавшего заявление. Член колхоза имеет право: на получение работы в общественном хозяйстве с гарантированной оплатой в соответствии с количеством и качеством вложенного им труда; участвовать в управлении делами колхоза, избирать и быть избранным в органы его управления; вносить предложения по улучшению деятельности колхоза, устранению недостатков в работе правления и должностных лиц; получать от колхоза, помощь в повышении производственной квалификации и приобретении специальности; пользоваться приусадебным земельным участком для ведения на нём подсобного хозяйства, строительства жилого дома и хозяйственных построек, а также колхозными пастбищами, общественным рабочим скотом и транспортом для личных нужд в установленном в колхозом порядке; на социальное обеспечение, культурно-бытовое обслуживание и помощь колхозу в строительстве и ремонте жилого дома и обеспечении топливом.
Член колхоза обязан: соблюдать
Устав колхоза и Правила
В целях более полного
и равномерного использования трудовых
ресурсов и местных источников сырья,
повышения доходности хозяйства
колхоза создают, не в ущерб сельскохозяйственному
производству, подсобные предприятия
и промыслы. Для выполнения крупных
строительных работ (электростанций, ремонтных
мастерских, домов отдыха и санаториев
и других культурно-бытовых объектов),
организации откормочных
Информация о работе Развитие земельного и колхозного права в СССР в 1930-1970-е гг