Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа
В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей обычной жизнью. Так же, как в легендарные времена Ликурга, илоты усердно возделывали поля, а спартанцы упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны постоянно витал над Спартой - хотя спартанцы не помышляли о новых завоеваниях и, оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении - и охранять не от соседей, а от собственных рабов, постоянно готовых к восстанию.
В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей обычной жизнью. Так же, как в легендарные времена Ликурга, илоты усердно возделывали поля, а спартанцы упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны постоянно витал над Спартой - хотя спартанцы не помышляли о новых завоеваниях и, оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении - и охранять не от соседей, а от собственных рабов, постоянно готовых к восстанию. На девять тысяч спартанцев приходилось больше 200 тысяч рабов-илотов, головы которых склонялись к земле, но в глазах которых светилась ненависть. Когда в 464 году Спарту разрушило землетрясение, илоты бросились в город - но не за тем, чтобы спасать из-под развалин своих господ, а чтобы добить их. Царь Архидам успел построить уцелевших воинов в фалангу, и илоты отступили, но потребовалось десять лет кровавой войны, чтобы снова привести их к покорности.
Когда илоты были подчинены, родственные дорийские общины, Коринф и Мегары, вовлекли Спарту в большую войну с Афинами. Победа в этой войне принесла Спарте громкую славу и пустые хлопоты: победители привели к власти в греческих городах аристократию гоплитов и были вынуждены затем защищать эту власть от народа. Спартанцы по-прежнему презирали "чернь" и считали настоящими людьми лишь подобных себе, гоплитов; они не понимали, что большие торговые города - это совсем другой мир, не похожий на сельскую Спарту. Уже вскоре после войны демократия вернулась к власти в Афинах, а затем народ победил и в Фивах, другом большом городе в Средней Греции. В 371 году фиванцы разгромили доселе непобедимую спартанскую фалангу в битве при Левкрах; в этом сражении фиванский полководец Эпаминонд впервые использовал "косой строй": при средней глубине построения в 6 шеренг он поставил на левом фланге ударную колонну глубиной в 50 шеренг. Колонна прорвала спартанскую фалангу, царь Клеомброт погиб, спартанцы впервые поддались панике и бежали с поля боя. Одержав победу, Эпаминонд двинулся на Спарту и освободил мессенских илотов; спартанцам едва удалось отстоять свой город и долину Эврота.
С этого времени Спарта старалась не вмешиваться в дела Греции: у нее хватало своих забот. После утраты благодатной Мессении многие воины лишились своих наделов; среди "равных" спартанцев появились "меньшие" - и их становилось все больше. Гражданами Спарты считались лишь обладатели панцирей и шлемов, гоплиты; оказавшиеся в тисках нужды воины продавали оружие и исключались из числа спартанцев. Вдобавок ко всему, земельные наделы стали втайне продаваться и покупаться. Мужчины старались оставаться солдатами, но знатные спартанские женщины занялись ростовщичеством и скупали за долги земли воинов. В Спарте появилось золото, к которому раньше было запрещено прикасаться; вместе с ним пришла любовь к роскоши и изнеженность, гимнасии опустели, о воспитании молодежи никто не заботился. Через столетие после катастрофы при Левктрах оказалось, что вся земля сосредоточилась в руках ста семей, а город переполнен бедняками, ненавидевшими новых богачей точно так же, как и илоты. В конце концов, военные вожди Спарты осознали, что город некому защищать, и попытались вернуться к порядкам былых времен. Царь Агис отменил долги, а Клеомен переделил землю, пополнил число воинов самыми сильными пэриеками и илотами и восстановил древние обычаи. Снова, как в старые времена, воины в красных плащах собирались на совместные трапезы, и царь стоял в первой линии фаланги, подбадривая молодых бойцов. Однако буржуазия греческих городов, испугавшись передела земель и распространявшейся из Спарты революции, снова призвала македонян; в 221 году спартанцы были разбиты македонской фалангой в кровавой битве при Селассии.
Реформы Клеомена были отменены, но Спарта успокоилась ненадолго. Демографическое давление продолжало оставаться высоким, бедняки требовали земли, а илоты - свободы. В 207 году разразилась новая революция, к власти пришел "тиран" Набис, под рёв огромной толпы объявивший об отмене долгов, освобождении илотов и разделе земли поровну. Затем началась новая война - но теперь в роли защитников аристократии выступили не македонская фаланга, а римские легионы. В 200 году до нашей эры могущественный Рим объявил войну Македонии, легионы впервые вступили на землю Греции и три года спустя разгромили непобедимую до тех пор македонскую фалангу в битве при Кеноскефалах. Чтобы привлечь к себе греков, римский командующий Тит Фламинин объявил о "свободе" греческих городов; при этом он провозгласил себя охранителем "закона" и повсюду поддерживал аристократию. "Тирания" Набиса была признана "незаконной", и непокорной Спарте была объявлена война. Спарта вступила в неравный бой; бедняки и рабы надели красные плащи, взяли в руки копья и встали в ряды воинов. В 192 году Набис погиб, еще через три года Спарта пала, тысячи пленных были казнены и проданы в рабство. Все получившие гражданство от "тирана" были изгнаны, колонны изгнанников под конвоем потянулись на север. Долина Эврота опустела; как в начале истории, повсюду простирались не потревоженные земледельцем луга, и одинокий пастух играл на свирели песнь о былых героях. Богатые римляне приезжали послушать пастуха и посмотреть на то, что осталось от знаменитой Спарты. Примерив красные плащи и повосхищавшись прошлым, они ехали в Афины - посмотреть на то, что осталось от Афин.
Военное дело в Спарте (http://www.sno.pro1.ru/lib/
Мы видели, что всё воспитание спартанское и узаконение относительно жизни граждан были направлены к тому, чтобы последние могли быть доблестными защитниками своего отечества и мстителями за нанесенные ему обиды; таким образом, правильная организация войска составляла существеннейшую задачу государственного устройства Спарты.
Войско спартанское (froura; первоначально это название принадлежало всему войску, впоследствии только действующей армии) состояло из спартиатов, периеков, неодамодов и илотов. Спарта очень щадила своих граждан, так как они были немногочисленны и их потеря всегда была тяжела для государства; поэтому главный контингент войска часто составляли периеки и илоты с небольшим лишь количеством спартиатов. Периеки и неодамоды служили или гоплитами, или легковооруженными (yiloi, gumnoi). Илоты служили обыкновенно легковооруженными и оруженосцами, по нескольку человек при каждом спартиате, но начиная с Пелопоннесской войны часто были привлекаемы и на службу в тяжелой пехоте. Кроме того, периеки и илоты служили мастеровыми (ceirotecnai) и при обозе.
Каждый спартиат с 20 до 60-летнего возраста был emfrouroV, т. е. обязан был по первому призыву являться на военную службу; но само cобою разумеется, что численность боевой силы зависела от обстоятельств и что не всегда все emfrouroi призывались на действительную службу, а обыкновенно только младший и средний возрасты (до 40 лет), старшие же лишь в случае крайности. При наборе войска эфоры всякий раз объявляли, какие возрасты призываются (frouran fainein ). Различным числом граждан, призывавшихся на действительную службу в каждом отдельном случае, объясняется, между прочим, разногласие авторов относительно численности отдельных тактических единиц спартанского войска. Кроме царей и их свиты (oi peri damosian), получавших содержание от государства, все прочие должны были сами заботиться о своем вооружении и Продовольствии.
Главную силу спартанского войска составляла тяжелая пехотa (oplitai). Показания авторов относительно ее состава и разделения не вполне согласны между собою; это объясняется тем, что хотя спартиаты вообще были консерваторами, но в военном деле, особенно в отношении устройства и разделения войск, они производили время от времени различные изменения, между прочим и для того, чтобы неприятели нелегко могли узнавать состав их сил, который они вообще тщательно скрывали.
Ликургу приписывается разделение спартанского войска на enwmotiai, triakadeV и sussitia (Герод. I, 65; ср. Полиен, Стрвт. II, 3, 11); но относительно численности этих отделений и их взаимных отношений у нас нет никаких сведений. Во времена Греко-персидских войн спартиаты и периеки составляли в войске отдельные отряды с особой организацией (Герод. IX, 10, 11, 28). Спартиаты делились, вероятно, на 5 locoi, из которых каждый имел особое название (схол. Аристоф. Лисистр. 454); каждым лохом командовал locagoV, но кроме того упоминаются и полемархи как командиры частей (Герод. VII, 173). В 425 г. спартиаты и периеки служили уже вместе, в одних и тех же лохах, число которых вследствие этого, конечно, должно было увеличиться (Фук. IV, 8 и 38).
В 418 г. в Мантинейской битве (Фук. V, 68) спартанское войско, кроме 600 скиритов, состояло из 7 лохов, из которых в каждом было по 4 penthkostueV, а в пентекостии по 4 enwmotiai. Лохи были построены в 8 шеренг по 448 человек в каждой *, так что в битве участвовали 3584 спартиата, составлявшие, по словам Фукидида, 5/6 всех тогдашних граждан. Полемархи не командовали
__________
* В каждой еномотии стояли, по словам Фукидида, по 4 человека в шеренге (значит, в 8 шеренгах было 32); помножив это число на 16 (число еномотий в лохе) и произведение еще на 7 (число лохов), получим 448.
здесь отдельными частями, а
находились в свите царя-
В конце V и начале IV в. спартанская пехота, по показаниям Ксенофонта (Лак. гос. XI, 4 и в Греч. ист. в разных местах), делилась на 6 morai, из которых каждая состояла под командою полемарха и разделялась на 4 лоха, в лохе было по 2 пентекостии и в пентекостиях по 2 еномотии. Спартиаты и периеки и тогда служили в одних и тех же отрядах. Основания для распределения воинов по отрядам нам не известны; видно только, что родственники и сограждане не служили в одном и том же отряде, а были рассеяны по всему войску (например, амиклейцы, Ксен. Греч. ист. IV, 5, 10 и 11).
Вооружение спартанских гоплитов состояло из медного панциря, шлема, большого обитого медью щита с буквой L, длинного копья и короткого кривого меча (xuhlh).
Конница спартанская была незначительна и находилась в очень плохом состоянии. Гористая местность Лаконики мало благоприятствовала разведению лошадей и развитию кавалерийского искусства, да и сами спартиаты не любили кавалерийской службы, так что она проводилась обыкновенно такими людьми, которые не годились для службы в тяжелой пехоте (большею частью периеками); лошади доставлялись богатыми гражданами. Конница служила больше для караулов и рекогносцировок, в сражении же мало принимала участия. Первое упоминание о спартанской коннице относится к 424 г., когда было набрано 400 всадников para to eiqwV (Фук. IV, 55), так что раньше конницы, может быть, вовсе не было. В 394 г. общее число всадников достигало 600 человек. Тогда при каждой море пехоты находилась мора кавалерии, состоявшая, может быть, из 2-х взводов по 50 человек (oulamoV) и находившаяся под главною командою полемарха; ближайшим же начальником каждой моры был
При войске были еще некоторые особые отряды. Отборный отряд из 300 юношей, называвшихся ippeiV, под начальством 3 иппагретов, служил в качестве телохранителей царей; несмотря на свое название, этот отряд был пеший и становился в центре боевого строя; в мирное время он употреблялся для охранной службы и для почетного конвоя *. Скиритский лох (locoV skirithV) в сражении занимал почетное место и употреблялся для исполнения особенно трудных и опасных поручений: во время похода он шел впереди, обыкновенно начинал битву, подавал помощь теснимым и часто решал победу; обыкновенно он состоял из 600 воинов. Кроме того, при войске были вспомогательные отряды союзников; со времен Агесилая в спартанских войсках часто служили наемники.
При описании некоторых сражений авторы подробно перечисляют боевую силу Спарты. Так, в Платейской битве участвовали 5000 спартиатов, при каждом из которых было по 7 легковооруженных илотов, кроме того, 5000 тяжеловооруженных периеков со столькими же легковооруженными, так что все войско их простиралось до 50000 (гоплитов 10 000 и легковооруженных 40 000. Герод. IX, 28, 29). В сражении при Коринфе (394 г.) участвовало до 6000 спартанских гоплитов, 600 всадников, до 7500 союзников, 300 критских стрелков и 400 злейских пращников (Ксен. Греч. ист. IV, 2, 16).
При выступлении в поход царь совершал жертвоприношение Зевсу-Предводителю (aghtwr); на границах государства приносили снова жертву Зевсу и Афине (diabathria). При совершении обоих жертвоприношений жрецы совершали гадания по внутренностям жертвенных животных, и только в случае благоприятных знамений войско выступало в поход или шло далее. Особый «огненосец» (purforoV) при втором жертвоприношении зажигал с жертвенника священный огонь, который и поддерживался в течение всего похода (Ксен. Лак. гос. XIII, 2 — 5). Вообще спартиаты строго соблюдали предписания религии и считали грехом выступление на войну без соблюдения религиозных обрядов или во время праздников, особенно Карнейского.
Для лагеря старались выбирать место, укрепленное природою, или же окружали его рвом и окопами; помещались в лагере только спартиаты и периеки, илоты же, вследствие известной недоверчивости
__________
* Так, при возвращении Фемистокла из Спарты после Саламинской битвы отряд «всадников» в виде особой почести сопровождал его до границы. Герод. VIII, 124.
к ним, располагались вне лагеря; конница помещалась на некотором расстоянии впереди лагеря и несла форпостную службу. Забота об устройстве лагеря лежала на начальнике обоза (arcwn twn skeuoforwn). Обыкновенные военные и гимнастические упражнения не прекращались в лагере и вообще лагерная жизнь почти не отличалась от городской; суровые требования дисциплины даже ослаблялись в лагере.
С детства ведомые к тому, чтобы быть доблестными воинами, спартиаты смотрели на битву как на праздник и готовились к ней как бы к пиру: все одевались однообразно в красные плащи, расчесывали и умащали свои длинные волосы и украшали венками шлемы. Утром в день битвы приносима была жертва Эроту и Музам, «первому потому, что победа основана была на единодушном действии друзей, соединенных узами любви, Музам для того, чтобы припомнить воинам те мысли о преданности отечеству, храбрости, самопожертвовании, которые им с детства были внушаемы песнями поэтов» *. В сражении царь стоял в центре боевого строя, окруженный свитою, которую составляли 2 эфора, полемархи, гадатели, врачи, музыканты, волонтеры (eqelousioi) и др. Пред самым началом сражения царь приносил еще козу в жертву Артемиде-Агротере и затем под звуки музыки, игравшей так называемый Касторов марш (to kastoreion), с пением боевой песни (embathrion), фаланга густо сомкнутыми рядами медленно, под такт марша и песни, выступала на неприятеля и старалась расстроить его ряды, иногда употребляя при этом различные ловкие эволюции и контрмарши (exeligmoi kai paragwgai). Редко выдерживали враги нападение спартанской пехоты, и до времен Эпаминонда она считалась непобедимой в открытом поле. Но осадного искусства спартанцы не знали, так что от них можно было долго отбиваться, запершись в городе. Не умели они и сами защищаться за стенами, которых, впрочем, и не имела Спарта, так как личная храбрость граждан должна была служить порукою в ее безопасности. Бегущего неприятеля спартиаты не преследовали далеко, чтобы не расстроить правильных рядов фаланги и чтобы неприятель скорее оставлял поле битвы, уверенный, что в бою со спартиатами это есть лучшее средство избежать смерти.
Информация о работе Развитие имущественных правоотношений в Псковской судной грамоте