Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:13, контрольная работа
Особенности капиталистической эволюции. Социально-классовая структура российского общества.
Правительственная модернизация: основные тенденции и противоречия.
С
завершением промышленного
Численность рабочего класса в пореформенный период быстро возрастала. К началу XX в. армия наемного труда увеличилась в 3 раза, достигнув 14 млн. человек. Источником формирования пролетариата было разоряющееся крестьянство. Увеличилось количество потомственных рабочих, стали создаваться кадры постоянных рабочих, проживающих со своими семьями в крупных промышленных центрах.
Наиболее зрелыми, грамотными были индустриальные рабочие, численность которых к началу XX в. составляла 2,8 млн. человек. Пролетариат формировался как класс интернациональный, тесно связанный с крестьянством. Сплоченности, организованности и формированию духа коллективизма пролетариата способствовала его концентрация на крупных предприятиях. Следует иметь в виду, что российский пролетариат в силу особенностей развития был свободен от церковных и других сословных интересов. К этому нужно добавить, что условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства (оно появилось только в 1897 г.), а также политических и гражданских прав делали существование российского пролетариата исключительно тяжелым.
2. Правительственная модернизация:
основные
тенденции и противоречия.
Россия в середине XIX в. была единственной великой страной мира, в которой сохранялись в первозданном виде абсолютная монархия и привилегированное положение дворянства как в сфере экономики, так и в сфере политики. Такое положение вещей не соответствовало как тем процессам, которые, хотя и медленно, но происходили в России (рост третьего сословия, т. е. буржуазии), так и тенденциям в политической жизни в странах Запада (утверждение парламентаризма, демократии).
Основная
масса населения полностью
Так после поражения в Крымской воине 1853 - 1856 гг. в 60-х - 70-х гг. XIX в. было отменено крепостное право, осуществлен ряд других реформ - земская, судебная, военная. Последовавшая за отменой крепостного права серия реформ была направлена на преобразование экономического и политического строя. Важнейшей особенностью преобразований 60-70-х гг. была одновременность проведения как экономических, так и политических реформ. Они способствовали формированию начал гражданского общества, развитию - и вглубь, и вширь - новых экономических отношений.
Реформой в области местного управления (земская реформа) самодержавие стремилось ослабить общественное движение в стране, привлечь на свою сторону либеральную часть общества, укрепить свою социальную базу - дворянство. Необходимость введения местного самоуправления была также обусловлена рядом экономических и социальных причин. Упадок промышленности и торговли, отсутствие хороших путей сообщения, плохая организация продовольственного дела, фактическое отсутствие медицинской помощи населению, неграмотность народа, отсутствие рациональной системы налогообложения требовали изменений в системе управления и как результат земские учреждения учреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах.
В 1864 г. началась судебная реформа, которая явилась крупным шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции. По реформе 1864 г. создавались две системы судебных органов: выборные и назначаемые. Судебная реформа вводила состязательность процесса, т.е. адвокатуру, институт присяжных заседателей, провозглашала гласность и открытость суда.
Военная реформа проводилась в течение более длительного времени. Существенным её элементом стал указ о воинской обязанности. Реформа способствовала перевооружению армии, совершенствованию системы подготовки офицерских кадров и позволила иметь сравнительно небольшую армию в мирное время (при достаточных резервах на случай войны).
Однако сделав шаг на пути к правовому государству, Александр II не решился на Конституцию и парламент. Стремительное развитие капитализма в России в 80-е годы как следствие эпохи великих реформ не могло быть остановлено, а перерастание сословно-феодального общества в гражданское было лишь замедлено, но не могло быть повёрнуто вспять. Россия позже других стран Европы вступила на путь капиталистического развития, однако этот путь она проходила быстрее.
В начале XX в. Россия была одной из немногих абсолютистских монархий. Император всероссийский, полный титул которого включал более полусотни географических названий, обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Экономическим фундаментом абсолютизма была государственная собственность. Государству принадлежало 38% территории, в том числе 60% лесных массивов. В государственный сектор входили железные дороги, горнодобывающие, металлургические, оборонные предприятия и т.д.
Самодержавная монархия являлась наследием феодальной эпохи и, безусловно, в период становления и развития индустриального общества она не могла эффективно функционировать. Традиционализм сдерживал экономическое развитие страны, сохранял многоукладность, порождал диспропорции. Высокие темпы промышленного роста 90-х годов XIX в. привели к завершению промышленного переворота и вывели Россию на пятое место в мире по абсолютным объёмам производства. В 1861-1900гг. объём промышленной продукции в России возрос в 7 раз.
Промышленный переворот в России, в отличие от развитых европейских стран, предшествовал эпохе буржуазных революций, а аграрный переворот так и не был завершён. В сельском хозяйстве сохранялся огромный, слабо интегрированный с передовыми секторами патриархальный уклад с докапиталистическими отношениями и примитивной техникой. В деревне господствовала крестьянская община с круговой порукой, сохранялись крупные помещичьи латифундии, что сдерживало развитие капиталистических отношений. Индустриализация страны не была завершена. Аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике (охватывала 77,1% трудоспособного населения страны).
Проблема модернизации, т.е. коренного обновления важнейших сфер жизни общества, по-прежнему оставалась острой и требовала ускоренного решения. Однако острота проблемы и в начале XX в., скорее, определялась внешним фактором (необходимостью “догнать” страны I эшелона, не отстать от других стран II эшелона и, таким образом, не выпасть из обоймы великих государств), нежели внутренними (т.е. органическим, идущим изнутри общества осознанием необходимости модернизации и постепенным её осуществлением, как это было в странах I эшелона). Это обстоятельство, как и в предшествующие периоды, обрекало Россию в начале XX в. на “догоняющий тип модернизации”.
Вступивший в 1894 г. на престол Николай II должен был осознать и реализовать идею модернизации России. Либеральная общественность, представленная дворянами-земцами, интеллигенцией, а также торгово-промышленная буржуазия ожидали возобновления реформ, прерванных в 80-е годы. Однако их надежды не оправдались. Николай II оказался верным последователем курса своего “незабвенного покойного родителя”, твёрдым сторонником традиционализма (сохранения самодержавия). Главное внимание он уделил укреплению “опоры престола” - поместного дворянства. В 1897 г. было учреждено Особое совещание по делам дворянского сословия, которое за 5 лет работы приняло ряд законодательных актов о понижении процента по ссудам должникам Дворянского банка, об устройстве дворянских касс взаимопомощи и т.д.
При всём этом Николай II не мог полностью игнорировать интересы и запросы других социальных групп. В 1904 г. появился царский указ, обещавший уравнять крестьян в правах с другими сословиями, ввести государственное страхование рабочих, расширить компетенцию земских и городских учреждений, устранить излишние стеснения в печати. Но здесь же подчёркивалось, что все эти реформы должны быть осуществлены при незыблемости самодержавия. Одновременно с указом было опубликовано правительственное сообщение, запрещавшее земским и городским учреждениям касаться вопросов политических реформ. Как видно, в правительственных верхах в начале XX в. доминировали консервативные силы, которые оказывали мощное влияние на царя, добиваясь сохранения выгодного им существующего режима. Назревшие проблемы экономической, политической, социальной модернизации не разрешались, а обострялись. В результате - социальный взрыв. 9 января 1905 г. в России началась революция.
Первая российская революция, будучи реакцией на нежелание верхов реформами снять остроту противоречий, оказала влияние на демократизацию общества, привела к возникновению парламентаризма, подтолкнула другие модернизационные процессы. В сферу активной политической деятельности были вовлечены различные слои российского общества.
Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г. заставила царя подписать Манифест 17 октября. В Манифесте провозглашались демократические свободы (неприкосновенность личности, свободы слова, собраний, союзов, совести), созыв законодательной Государственной думы, расширялся круг избирателей.
России
предстояло трудное дело: увязать
полуазиатское самодержавие с европейским
конституционным
Одновременно с роспуском II Думы 3 июня 1907 г. появилось новое положение о выборах, которое независимо от исхода выборов гарантировало большинство мест в Думе помещикам и буржуазии. Закон о выборах от 3 июня в литературе принято характеризовать как государственный переворот, окончание революции. Революционные силы, выступавшие за уничтожение самодержавия, безусловно, потерпели поражение. Консервативно-охранительные силы также проиграли, так как не смогли противостоять изменениям. Революция явилась важным фактором политической модернизации страны. Россия получила элементы парламентаризма, общество приобретало умеренные политические свободы. В стране стала формироваться база для демократического устройства по западному образцу, оформилась многопартийность
Другим результатом революции явилось начало аграрных преобразований в стране. Разрабатываемые до революции С.Ю.Витте, они с 1906 г. (с указа Сенату “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения”) стали осуществляться П.А.Столыпиным. Основной их целью было создание крепких крестьянских хозяйств (за счет выхода из общины, переселения на хутора, отруба или другие регионы - Сибирь, Казахстан) с правом частной собственности на землю.
В эти годы сложилась российская многопартийность, возникло большинство партий и других общественных организаций. К 1906 г. в России насчитывалось около 50 партий. Создание партий носило “обратный” порядок: “от периферии - к центру” и “слева - направо”. Наиболее влиятельной партией консервативно-охранительного лагеря была черносотенно-монархическая партия “Союз русского народа”, среди партий либерального лагеря выделялись Конституционно-демократическая партия (кадеты) и октябристы.
В начале XIX в. В России возникло общественное движение, которое отличалось на протяжении века поразительным разнообразием по содержанию и методам, оно превратилось в заметный фактор модернизации.
В российском общественном движении, как и повсюду, были правительственные и оппозиционные направления.
Оппозиционное движение в России почти сразу разделилось на либеральное и революционное. Оказавшись, по существу, невостребованным в период реформ 60-х гг., либерализм во 2-й половине XIX в. нашёл пристанище в земствах, приобрёл земскую окраску. Земства были островками народного представительства.
Другой особенностью пореформенного либерализма была узость социальной силы - в либеральном движении преобладали представители дворянства. Это обстоятельство логически порождало ещё одну черту российского либерализма - робость, нерешительность действий. Лишённое социального оптимизма дворянство - сословие прошлой эпохи - не могло бросать вызова власти. Более того, русские либералы были прочно убеждены в творческой силе государственной власти, монархии. Не случайны их попытки подвигнуть власть к реформам посредством петиций, адресов, прошений с изложением своих программ.
Информация о работе Развитие капитализма в России во второй половине XIX – начале XX вв