Развитие культуры СССР в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Начало войны резко изменило жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры были также подчинены задачам борьбы с врагом.
Попробуем отправиться в эту трудную дорогу и постараться посмотреть на наше недавнее прошлое с позиций накопленного страной и каждым из нас исторического опыта. Опыт же этот учит не полагаться на слова, красивые лозунги, но видеть за ними реальную жизнь реальных людей со всеми ёё радостями и горестями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Наука……………………………………………………………………5
Народное образование…………………………………………………9
Искусство в 1941-1945гг………………………………………………11
Художественная культура……………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

                                                                

ФГОУ ВПО Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.

Кафедра «История и политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Реферат

 

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Абдуллаева А. Р.

16 группа, ИЭФ

Проверил: Пичужкин Н. А.

 

 

 

Москва 2009

                                                                     

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Наука……………………………………………………………………5
  2. Народное образование…………………………………………………9
  3. Искусство в 1941-1945гг………………………………………………11
  4. Художественная культура……………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Начало войны резко изменило жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры были также подчинены задачам борьбы с врагом.

       Попробуем  отправиться в эту трудную  дорогу и  постараться посмотреть на наше недавнее прошлое с позиций накопленного страной и каждым из нас исторического опыта. Опыт же этот учит не полагаться на слова, красивые лозунги, но видеть за ними реальную жизнь реальных людей со всеми ёё радостями и горестями.

    Вот почему  на события и явления советской истории мы стараемся смотреть с точки зрения мироощущения рядового человека. Как жилось тому, кого официальная пропаганда десятилетиями называла «простым советским человеком», что его волновало и заботило в первую очередь, с какими далеко не простыми проблемами он на каждом шагу сталкивался и как их пытался решать?

  Начало XXI века стало временем осмысления итогов Великой Отечественной войны, роли всех народов Советского Союза в достижении Победы.

    Цель работы  состоит в том, чтобы с позиций  современности, изучить советскую культуру в условиях военного времени. Проанализировать те виды культурной деятельности, которые были наиболее эффективны как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, печать, музыка, песня, кино, театр.

   Исходя из выше  обозначенной цели, я ставлю перед  собой следующие задачи:

  1. рассмотреть систему культуры советского общества в экстремальных условиях, показать ее повышенную динамичность и способность к трансформации;
  2. проанализировать эффективность информационно-пропагандистского воздействия печати (статьи, очерки) и изобразительного искусства (листовки, плакаты), показать сущность и механизм их воздействия на массовое сознание воинов;
  3. исследовать роль и значение радио и кино на фронте и в тылу и показать сущность и направленность воздействия этих средств массовой информации для достижения победы;

 

   В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне, мы снова и снова возвращаемся к осмыслению тех героических и трагических лет, стремимся еще раз проанализировать причины начала войны, ее ход и итоги. Это важно не только для исторической науки, но и для правильного понимания и осмысления многих политических, социальных и культурных проблем современности. Всемирно-историческая победа нашего народа над фашистской Германией в войне 1941-1945 гг. явилась результатом героических усилий всего советского народа, совершившего подвиг, равного которому не знало человечество. Определенную роль в этом сыграла русская культура.

     Отечественная культура, как и культура в целом, — это сложная, многоуровневая система развития и жизнедеятельности нашего общества, поэтому ее изучение всегда актуально. Тема культуры в годы Великой Отечественной войны принадлежит к числу наиболее актуальных проблем современной российской истории. Говоря об актуальности темы настоящего исследования, следует подчеркнуть, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, по существу, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим исследование данной проблемы приобретает особую и значимость именно в настоящее время.

 

1. Наука

В условиях военного времени роль науки объективно возросла. Партийно-государственное руководство научными исследованиями усилилось. Исход военного противостояния в значительной степени зависел от научно-технического потенциала страны. Члены Политбюро и секретари ЦК курировали развитие отдельных отраслей. В мае 1942 г. был создан Отдел науки ЦК ВКП(б) во главе с С. Г. Суворовым. Многие ученые были введены в руководство госкомитетов и главков, назначены госсоветниками. Процесс огосударствления и идеологизации науки, начатый еще до войны, продолжался, но давление на ученых ослабло. Был дан больший простор инициативе.

Политика в области науки была нацелена на ее мобилизацию в помощь фронту, поддержание научного потенциала страны. Для сохранения кадров решением ГКО запрещалось использовать научных работников и преподавателей вузов не по специальности. Тематика научных исследований определялась тремя главными направлениями: разработка военно-технических проблем, помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов. Возникли новые формы организации научной работы. Для решения каких-либо конкретных проблем создавались межотраслевые комиссии, объединявшие ученых различных специальностей. По их инициативе формировались комитеты и бригады для оказания научно-технической помощи производству.

В Академии наук была создана Тематическая комиссия, которая под руководством Научно-технического совета при уполномоченном ГКО С. В. Кафтанове занималась координацией оборонных работ. Помимо нее в Академии наук работали специальные

оборонные комиссии по геолого-географическому обслуживани:;

Красной Армии (руководитель — академик А. Е. Ферсман) по научно-техническим, военно-морским вопросам (руководитель 
академик А. Ф. Иоффе), военно-санитарная комиссия (руководитель — академик Л. А. Орбели) и др.

  Быстрое отступление Красной Армии в первые месяцы войны поставило под угрозу сохранение научного потенциала страны в западных районах РСФСР, на Украине и в Белоруссии находились наиболее крупные научные центры. Работа по их эвакуации проводилась специально созданным Советом под руководством Н. М. Шверника и регламентировалась постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Уполномоченным по эвакуации академических учреждений был назначен вице-президент АН СССР О. Ю. Шмидт, по эвакуации вузов и других научных учреждений — С. В. Кафтанов.

Очевидно, что в условиях быстрого отступления и в непосредственной близости к фронту организованно вывезти все имущество и людей было невозможно. В частности, блокада Ленинграда, установленная в сентябре 1941 г., помешала эвакуации научных учреждений из города. Около трети научных сотрудников ленинградских академических учреждений не пережили блокаду. Не успели вывезти архивы из Смоленской области, которые были захвачены немецко-фашистской армией и впоследствии оказались в США.

Эвакуация привела к распылению научных кадров. К началу 1942 г. из западных областей страны было вывезено 85 научных учреждений, около 4 тысяч научных сотрудников, включая 228 академиков и членов-корреспондентов АН. Все они были размещены в 45 пунктах.

Главными центрами эвакуации научных учреждений стали Казань, а также Урал и Средняя Азия. Учреждения по физико-математическим и химическим наукам разместились в Казани, по геологическим — на Урале, по биологическим — во Фрунзе, по гуманитарным — в Ташкенте и Алма-Ате. В восточных районах оказались многие представители интеллигенции. Их знания и опыт были использованы для подготовки и повышения квалификации местных кадров. С 1943 г. на базе эвакуированных научных учреждений началась работа по созданию филиалов и баз Академии наук на востоке страны. Были открыты Западно-Сибирский филиал в Новосибирске, Уральский — в Свердловске, Казанский и Башкирский филиалы, Карело-Финская база. В 1944 г. была создана Академия медицинских наук, первым президентом которой стал выдающийся нейрохирург академик Н. Н. Бурденко. Всего за годы войны было открыто около 200 научных центров.

Высокий уровень и успехи научно-технических работ оборонного значения базировались на фундаментальных исследованиях довоенных лет. Так, работы Института физических проблем АН СССР в области физики низких температур, в частности открытие сверхтекучести жидкого гелия, сделанное П. Л. Капицей (организатор и директор института) в 1937 г., позволили в годы войны создать установки для производства кислорода для госпиталей и военных заводов. В 1943 г. было создано Главное управление кислородной промышленности при СНК (Главкислород) во главе с Капицей, объединившим научное и техническое руководство отраслью.

Большое значение имели работы по изучению природных ресурсов страны, которые велись еще во время Первой мировой войны силами специальной комиссии (КЕПС). В 1941 г. была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны, распространившая свою деятельность на Западную Сибирь и Казахстан. Комиссия во главе с академиками В. Л. Комаровым и И. П. Бардиным объединила около 60 научных и промышленных организаций. С 1942 г. началась деятельность Комиссии по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья (председатель — академик Е. А. Чудаков).

Исследования в области радиолокации и радиотехники послужили базой для разработки радиоуловителя самолетов, широко использовавшегося в противовоздушной обороне. Работы ряда академических институтов в области оптики под руководством С. И. Вавилова позволили создать оптические методы контроля для различных видов оружия и маскировки орудий. Математический институт, возглавляемый президентом Академии наук Грузинской ССР Н. И. Мусхелишвили, провел ряд исследований, имевших большое практическое значение для производства вооружения и боеприпасов. Огромную работу по излечению раненых воинов Красной Армии провели Институт физиологии и многочисленные медицинские научно-исследовательские институты. Сотрудники Института физиологии изучили влияние на организм человека взрывной волны и разработали систему мер по защите бойцов от возможной контузии. Ученым приходилось заниматься и частными вопросами, которые в экстремальных условиях приобретали жизненно важное значение. Так, для организации Дороги жизни по льду Ладожского озера из блокадного Ленинграда сотрудники Физико-технического института провели исследование 
плотности ледяного покрова и разработали правила движения 
по ледовой дороге.

В конце 1942 г. руководство страны поставило задачу создания

ядерного оружия и средств его доставки, поскольку стало известно, что такая работа ведется в Германии и США. Предпосылки,

исследований в этой области были созданы еще до войны. В 1940 г. по инициативе В. И. Вернадского начала работу комиссия президиума Академии наук по проблемам урана. Однако власть недооценила значение этого направления, и с началом войны исследования в области атомного ядра были прекращены. В феврале 1943 г. было принято решение ГКО «Об организации научно-исследовательских работ по использованию атомной энергии», и в Академии наук создана Теплотехническая лаборатория № 2 под руководством И. В. Курчатова. Курировал ее работу лично

В. М. Молотов.

Советские ученые внесли весомый вклад в достижение победы

над врагом. Благодаря их работе было улучшено вооружение армии, выявлены новые энергетические и сырьевые ресурсы Восточной Сибири и Крайнего Севера, около 70% раненых возвращены в строй.

Тематика исследований по общественным наукам также приблизилась к задачам военного времени. В исторических публикациях большое место заняли труды о героическом прошлом России. Широкий научный и общественный резонанс получили конференции в Московском университете, посвященные 700-летию Ледового побоища и роли русской науки в развитии мировой науки и культуры.

2. Народное образование.

Во время войны были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть сократилась численность учительских кадров, многие дети были лишены возможности учиться. Система народного образования перестраивалась в соответствии с условиями военного времени.

Были приняты меры по борьбе с детской беспризорностью, созданы учебные заведения нового типа — школы-интернаты, организованы вечерние школы для работающей молодежи и подростков. Благодаря мужеству учителей занятия не прекращались и в самых сложных условиях, в осажденных Одессе и Севастополе, в блокадном Ленинграде. Было налажено обучение детей в ряде партизанских отрядов. Менялось содержание обучения и программы. Старшие школьники сочетали учебу с работой в сельском хозяйстве, на предприятиях, в мастерских. Была введена военная подготовка. Знаменательным фактом явилось создание в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР (с 1963 г. — АПН СССР, ныне — Российская академия образования) во главе с академиком В. П. Потемкиным.

Начиная с 1942 г. ассигнования на просвещение стали возрастать, и по мере освобождения территории от оккупантов началось восстановление школьной сети. Эта работа замедлялась острой нехваткой учительских кадров. К 1943 г. Наркомпрос РСФСР провел учет эвакуированных работников народного образования, чтобы организовать их отправку в освобожденные районы. Осуществлялась программа подготовки и переподготовки учителей в педучилищах и вузах.

Помимо количественного роста была поставлена задача повышения качества обучения, которое заметно упало в условиях военного времени. Постановление СНК СССР 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» предусматривало введение выпускных экзаменов в начальной и семилетней школах, учреждение золотых и серебряных медалей для поощрения лучших выпускников, усиление ответственности учителя за качество обучения.

Большие потери во время войны понесла высшая школа. Некоторые наиболее крупные вузы Москвы и Ленинграда удалось эвакуировать: Московский и Ленинградский университеты, Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана (МВТУ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский авиационный институт (МАИ) и др.

Информация о работе Развитие культуры СССР в годы Великой Отечественной войны