Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:51, реферат

Краткое описание

Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. В 1987 г. в толстых журналах была напечатана серия материалов о настоящем, прошлом и будущем России. В «Новом мире» появились статьи И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра», Н. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился глобальный вопрос о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов.docx

— 28.99 Кб (Скачать файл)

Развитие культуры в  период перестройки. Основные процессы в развитии культуры перестроечного периода связаны с раскрепощением общественного сознания, преодолением его одномерности, формированием более объективной картины окружающего человека мира.

Одной из главных черт культуры тех  лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. В 1987 г. в  толстых журналах была напечатана серия  материалов о настоящем, прошлом  и будущем России. В «Новом мире»  появились статьи И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра», Н. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился глобальный вопрос о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.

Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на самые острые современные  темы, сюжеты из прошлого, о том, чем  и как жили люди в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов  и фактов» «взлетел» до 30 млн  экземпляров (это было даже зафиксировано  в Книге рекордов Гиннесса), тираж  газеты «Труд» вырос до 20 млн, а «Правды» — до 10 млн. Значительно изменился  стиль работы телевидения. Оно быстро освоило ранее практически неиспользуемый жанр — «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач были необычайно популярными, становились  и фигурами российской политики. Возможности  создания независимых СМИ стали  больше после выхода в 1990 г. Закона «О печати».

Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987— 1991 гг. газеты и журналы часто  печатали материалы «круглых столов»  на исторические темы, «размышления»  историков и публицистов. Упрощение  доступа к архивным фондам привело  к появлению в печати массы  сенсационных документов, которые становились  достоянием самой широкой публики. Принципиально важным было снятие покрова  тайны с многих страниц истории  КПСС. Было возобновлено издание журнала  «Известия ЦК КПСС», знакомившего с  закрытыми ранее партийными решениями. Здесь, например, был впервые в  СССР опубликован доклад Н. С. Хрущева  на XX съезде КПСС о культе личности Сталина. Политические преобразования в СССР позволили реабилитировать  не только тех, кто был предан забвению, но и тех, кто еще недавно подвергался  беспощадной разносной критике  во всех учебниках по истории КПСС. В историю были «возвращены» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, А. Д. Троцкий, А. Б. Каменев, Ф. Ф. Раскольников, В. А. Антонов-Овсеенко и многие другие.

Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских  философов и писателей, чьи имена  были под запретом. Среди них —  Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник  «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г. В 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся  в свое время «предостережением  русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).

Событием огромной культурной важности стал фактический отказ государства  от агрессивного атеизма. Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы, открывались духовные школы, семинарии. В 1988 г. было зарегистрировано 176, а в 1989 г. — 460 новых православных объединений, и в начале 1990 г. в РСФСР действовало 3120 православных приходов. Возрождению интереса к религии и церкви способствовало празднование в 1988 г. тысячелетия крещения Руси. Возрождались и другие конфессии, исторически существовавшие в России. Восстанавливались старые и открывались новые мусульманские мечети, иудейские синагоги, буддийские пагоды. Важным событием 1990 г. стало принятие союзного и российского Законов «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», закреплявшие новый характер государственно-церковных отношений. Признание важности религиозной традиции в жизни общества нашло отражение во включении дня Рождества Христова в число национальных праздников России. Впервые в новом качестве он был отпразднован 7 января 1991 г.

Бурные перемены происходили в  кинематографе. В 1986 г. потрясением  стала демонстрация фильма Т. Абуладзе «Покаяние». Картина свидетельствовала  о готовности кинематографического сообщества к глубокому переосмыслению важнейших событий новейшей отечественной  истории. С «полок» были возвращены более ста ранее «отложенных» фильмов. Публика смогла познакомиться  с работами А. Тарковского, А. Германа, А. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985—1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полу доку ментальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым». Кино в числе первых среди других видов искусства столкнулось с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшая на содержание художественного творчества.

Во второй половине 1980-х гг. новый  образ обретал и театр. Характерным  стало широкое развитие студийного движения. Интерес публики привлекли  театральные эксперименты С. Кургиняна (театрстудия «На досках»), М. Розовского (театр-студия «У Никитских ворот»), В. Беляковича (театр-студия на Юго-Западе). Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных постановках М. Захарова в театре Ленинского комсомола (пьесы М. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», «Дальше... дальше... дальше!», по-новому выводившие на сцену ленинскую проблематику). В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившие  в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. «Освобожденные» от прямого  партийного диктата средства массовой информации очень быстро оказались  втянутыми в острые политические баталии, порой доходя до разнузданного  и малоприглядного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Провозглашенная «деидеологизация», избавление от коммунистического догматизма на деле оборачивались ускоренным утверждением другой, буржуазно-либеральной идеологии. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение, увлечение его далеко не бесспорными «достижениями». Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков демонстрировались преимущественно невысокого художественного качества ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились весьма ощутимые удары по эстетическим и нравственным ценностям российского общества, что особенно пагубно влияло на формирование сознания молодого поколения.

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В 1990-е ГОДЫ

Новые условия  развития культуры. На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е гг. были приняты Законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государственной поддержке  кинематографии Российской Федерации»; Федеральные государственные программы  сохранения и развития культуры и  искусства (на 1993—1996 гг., на 1997—1999 гг., на 2001— 2005 гг.). Однако острейшим вопросом оставалось выполнение государством обширного  перечня взятых на себя обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную  роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания — активизация внутренних сил культуры, усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, предполагающий решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, принцип самоорганизации культурной жизни. В-третьих, принцип обеспечения многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, который предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.

Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует  отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные  перемены противоречивы и зависят  от ее освобождения от идеологического  диктата, приобретения художниками  невиданной ранее свободы творчества, усиления интенсивности культурного  обмена, децентрализации управления процессом создания, распространения  и потребления духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о  кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии  материальной базы культуры и сохранности  памятников, музейных экспонатов и  архивных фондов, сокращении кадрового  потенциала и оттоке работников в  другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стало отчуждение многих людей  от богатств национальной культуры, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.

Еще в 1992—1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х  гг., когда произошло обвальное  сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. В 1995 г. объем  финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994 г., а в 1996 г. —  на 43% по сравнению с 1995 г. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1996 г. средств  на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 г. — только 40%. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и  науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999 г., по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура была профинансирована на 100%, а федеральные  программы — на 90%. Не выглядела  оптимистично и динамика бюджетных  расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83%, а в 2000 г. — 0,55% от бюджета. Установленные  законом нормативы бюджетных  расходов на культуру (2%) на федеральном  уровне не только не выдерживались, но и уменьшались. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что  повлекло падение престижности их профессий.

Образование и  наука. Скудость финансирования (в 2000 г. — 40% от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят — в 1995 г. их оказалось 1,5 млн человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных  вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Подготовку по этим и некоторым другим специальностям вели прежние и новые  негосударственные, преимущественно  коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. увеличилось с 78 до 349. Однако в  целом в 1992—1995 гг. общее количество студентов было меньше, чем в советское  время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 г. — 2,8). К 2000 году численность студентов уже  превысила 4 млн.

В Законе 1992 г. проводились  идеи деидеологизации и вариативности  образования. Утверждение этих принципов  шло противоречиво. Деидеологизация  образования часто сводилась  к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской  школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосударственного стандарта. Появились сотни новых учебников и учебных пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.

К началу нового тысячелетия  сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы  образования в России. Ее цель —  осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей  качества и стандартов образования  всех уровней. Школа станет двенадцатилетней: десять классов обязательны для  всех, два последних — профильное образование. Начинать учиться дети будут в 6 лет, а в 16 — получать аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться — идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей профильной школе. Переход на «двенадцатилетку» планируется к 2006/07 учебному году. Полностью будет изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Их заменит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет проводиться вне стен вуза. Существенные изменения претерпят и принципы финансирования вузов: каждый потенциальный студент должен получить Государственное индивидуальное финансовое обязательство (ГИФО), сумма которых и определит масштабы финансирования вуза в зависимости от его востребованности и популярности. В 2002 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 17 регионов вместо 5 в 2001 г. Началась и апробация механизма ГИФО.

Информация о работе Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века