Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 22:01, реферат
Первые славянские племена, которые расселились в Беларуси, исповедовали язычество. С IX века на белорусские земли стало проникать христианство. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович (“Красное Солнышко”) принял христианство. В связи с этим он отказывается от многоженства и одну из своих жен Рагнеду вместе с сыном Изяславом отправляет в Изяславль (современный Заславль). В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию – церковную округу. Рагнеда и ее сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве.
Билет №5
1.Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII вв. Религиозные деятели
Первые славянские племена, которые расселились в Беларуси, исповедовали язычество. С IX века на белорусские земли стало проникать христианство. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович (“Красное Солнышко”) принял христианство. В связи с этим он отказывается от многоженства и одну из своих жен Рагнеду вместе с сыном Изяславом отправляет в Изяславль (современный Заславль). В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию – церковную округу. Рагнеда и ее сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство распространялось на протяжении нескольких веков в соперничестве с язычеством. Две религии долгое время существовали вместе ( IX-XIII вв.), так как язычество имело глубокие корни. Местное население заставляли принимать христианство.
Принятие христианства способствовало распространению письменности. Первой датированной надписью на всей территории Восточной Европы является надпись на печати полоцкого князя Изяслава кирилличными буквами (кирилличная азбука была составлена в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием, в ней 43 буквы). Выдающимися памятниками письменности являются Борисовы и Рогволодовы камни. В XII в. христианская культура и письменность охватили почти все слои общества того времени. Письмом стали пользоваться не только церковники и князья, но и простые люди. Археологи нашли берестяные грамоты (березовая кора с буквами, выцарапанными на ней) в Мстиславле, Витебске, Новгороде и Смоленске, которые принадлежали полочанам.
В первой половине XI в. началось летописание – запись события по годам в хронологической последовательности (“Повесть временных лет”). Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является “Туровское Евангелие” (XI в.).
Своих высот книжная культура достигла в творчестве Евфросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Аврамия Смоленского, Клима Смолятича, а также неизвестного автора “Слова о полку Игореве”.
Наиболее знаменитым из них был Кирилл Туровский, которого прозвали Златоустом. Он знал много языков и читал книги в оригиналах, был прекрасным проповедником и писателем. Сохранилось 30 его молитв, 2 канона, несколько философских притч. Религиозно-просветительской деятельностью занималась Евфросинья Полоцкая. Она организовала перепись книг, основала школу, монастыри. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти. О ее жизни рассказывается в “Житии Евфросиньи Полоцкой”. Выдающимся литературным памятником является “Послание Фоме просветиру”, “Житие Аврамия Смоленского” Ефрема.
Распространение христианства способствовало развитию архитектуры и живописи.
Памятники архитектуры: Софийский собор, Спасская церковь (здесь хранятся мощи Е. Полоцкой), Каложская церковь, Каменецкая вежа.
В 1161 г.по заказу Е. Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал шестиконечный крест. Он был покрыт золотыми и серебряными пластинами. На золотых пластинах помещены изображения святых, выполненные разноцветной эмалью. Крест Е. Полоцкой является не только образцовым произведением своего времени, но и символом христианской веры. Он был утерян в годы ВОВ, в 1997 г. брестским ювелиром Николаем Кузьмичем была сделана копия креста.