Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и
богатой событиями истории. Глубокие перемены, происходящие в жизни России повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную , творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, непонимание закономерностей истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие национальных.docx

— 22.93 Кб (Скачать файл)

Развитие  национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской  ответственности и патриотизма.

 

 

Российская земля  -  край  щедрой  природы,  незыблемых  традиций  и

богатой событиями истории. Глубокие перемены, происходящие в жизни России повлияли  на  ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

С одной стороны, усиливаются  демократические процессы в различных  сферах общественной жизни, развивается  диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это  повышает социальный запрос  на   духовно-нравственную , творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень  духовной  культуры общества, подрастающего поколения, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, непонимание закономерностей истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Это вызывает беспокойство за будущее России. Судьба страны в  большей мере зависит от  развития  общества, основу которого составит поколение молодых людей. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным,  духовным  ценностям современного мира, возрождением  традиций  нашей страны.

Патриотическое воспитание – это систематическая  и  целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению  гражданского  долга  и  конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. 
          В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. 
          В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

Образовательная система  ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных  нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла» . Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей. 
         Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу, Александр I отменяет чтение книги «О должностях человека и гражданина» в образовательных учреждениях, Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

После Октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство  обретает всю полноту власти над  гражданином и его частной  жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское  государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Жизненные смыслы сжимаются до веры в коммунизм и служения партии.

Советское общество никогда  не жило настоящим, но всегда только будущим  всего человечества. В этом его  проблемы и уникальное всечеловеческое  значение, пока нами не осознанное.

Конец прошлого века и первые годы нынешнего представляют собой  особый период в российской истории  и образовании. Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает  собственный идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом — утилитаризм, потребительство, балансирование на грани вседозволенности — не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни. Сегодня же, на новом этапе развития России, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Современное российское образование  должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной  и саморазвивающейся личности. Без  такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время  человек становится личностью только в обществе, и его воспитание не должно быть абстрактным личностно  ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический  идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Выбор национального воспитательного  идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Представители разных общественных групп могут иметь и имеют существенные ценностные различия. Развитие культур народов нашей страны возможно лишь при условии существования и развития самой России, при консолидированной единой совокупности ценностных установок. Поэтому культурный, этнический, религиозный плюрализм реально достижим лишь при наличии общенациональной основы для политической, социальной, экономической жизни, диалога и расцвета культур всех народов нашей страны. Но при этом национальные российские ценности должны иметь приоритет над групповыми интересами и целями. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России.

Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью  исторической судьбы. Будущее страны зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.


Информация о работе Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма