Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:14, реферат
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и
богатой событиями истории. Глубокие перемены, происходящие в жизни России повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную , творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, непонимание закономерностей истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и
богатой событиями истории. Глубокие перемены, происходящие в жизни России повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную , творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, непонимание закономерностей истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Это вызывает беспокойство за будущее России. Судьба страны в большей мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождением традиций нашей страны.
Патриотическое воспитание
– это систематическая и целенаправленная деятельность
по формированию у подрастающего поколения
высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей
по защите интересов Родины. Национальный
воспитательный идеал — высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление
о человеке, на воспитание, обучение и
развитие которого направлены усилия
основных субъектов национальной жизни:
государства, семьи, школы, политических
партий, религиозных и общественных организаций.
Такой идеал имеет конкретно-исторический
характер, соответствует условиям определенной
эпохи.
В средневековой
Руси воспитательный идеал был укоренен
в религии и представлен для православных
христиан прежде всего в образе Христа.
Православная церковь направляла и объединяла
деятельность семьи, народа и государства
в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного
воспитания. Православная вера была одним
из важных факторов, обеспечивающих духовное
единство народа. Чтобы удерживать страну,
территория которой постоянно расширялась,
нужна была общая система нравственных
ориентиров, ценностей и смыслов жизни,
таких как честь, верность, самоотверженность,
служение, любовь. Православие объединяло
русских людей (ими считались все принявшие
православие, а не только этнические русские)
в единый народ. Именно поэтому защита
русской земли приравнивалась к защите
православия и наоборот, что и породило
такой компонент самосознания, как образ
Святой Православной Руси.
В начале
XVIII в. Россия стала империей, сила которой
заключалась в централизации и концентрации
государственной власти в руках правящего
монарха — императора. Государство возвышается
над церковью, формулируется новый воспитательный
идеал — «человек государственный, слуга
царю и Отечеству».
Образовательная система
ориентируется на задачи подготовки
профессиональных кадров для государственных
нужд. «Всяческое беззаветное служение
на благо и на силу Отечества, — утверждал
М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного
смысла» . Главным в воспитании он считал
формирование человека-патриота, отличающегося
высокой нравственностью, любовью к науке,
трудолюбием, служением России. Представление
о новом воспитательном идеале, который
должна была поддерживать отечественная
школа, содержала книга «О должностях
человека и гражданина», изучавшаяся с
1783 г. во всех учебных заведениях империи.
В ней были изложены нравственные и правовые
нормы того времени, среди которых забота
о благе Отечества была важнейшей.
Для императорской
России был характерен идеал полезного
государству и Отечеству гражданина. В
XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному
подходу, Александр I отменяет чтение книги
«О должностях человека и гражданина»
в образовательных учреждениях, Закону
Божьему возвращается статус главного
учебного и воспитательного предмета.
Это не меняет государственной образовательной
политики, направленной на воспитание
благонадежных подданных, преданных и
полезных монархии и Отечеству.
После Октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Жизненные смыслы сжимаются до веры в коммунизм и служения партии.
Советское общество никогда не жило настоящим, но всегда только будущим всего человечества. В этом его проблемы и уникальное всечеловеческое значение, пока нами не осознанное.
Конец прошлого века и первые годы нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает собственный идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом — утилитаризм, потребительство, балансирование на грани вседозволенности — не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни. Сегодня же, на новом этапе развития России, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
Современное российское образование
должно быть нацелено на воспитание свободной,
творческой, инициативной, ответственной
и саморазвивающейся личности. Без
такой личности невозможно успешное
общественное развитие. В то же время
человек становится личностью только
в обществе, и его воспитание не
должно быть абстрактным личностно
ориентированным вне времени, культуры
и общества. Современный гуманистический
идеал актуализирует такие
Выбор национального воспитательного
идеала осложняется
Россия устремлена в будущее,
в котором она будет