Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:05, доклад
Большинство историков выделяют то, что государственный строй Древнего Вавилона во многом напоминает строй Древнего Египта. Таки образом, это была восточная деспотия, во главе которой стоял царь. Все виды власти: законодательная, религиозная, судебная и исполнительная принадлежали исключительно ему. В структуру государственного строя входили три основных ведомства, такие как финансовое, военное и касающееся публичных работ.
Развитие права в Вавилоне.
Особенности государственного строя
Большинство историков выделяют то, что государственный строй Древнего Вавилона во многом напоминает строй Древнего Египта. Таки образом, это была восточная деспотия, во главе которой стоял царь. Все виды власти: законодательная, религиозная, судебная и исполнительная принадлежали исключительно ему. В структуру государственного строя входили три основных ведомства, такие как финансовое, военное и касающееся публичных работ. У власти также стояли визирь, начальник финансов, военачальник, кравчий и дворецкий. А государственные органы представляли собой систему местных и центральных органов управления. К местным относились наместники царя, которые управляли крупными городами. Также были созданные органы общинного самоуправления, и они могли осуществлять частично судебную и административную власть на местах.
Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.
Развитое право Древнего Вавилона
Период царствования Хаммурапи
примечателен и знаменит тем, что
при нем были созданы сборники
законов, в которые сам царь вложил
много сил и собственных
Основные черты права Древнего Вавилона: Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина. Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи.
С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:
* объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;
* усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы- реформа административного аппарата;
* упорядочение правосудия в стране.
Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества. С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.
Судебная система
Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы. Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий. В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе. В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю. Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.