Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:56, реферат
Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие культуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурный римлянин - это гуманный римлянин, человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.
1. Развитие представлений о культуре в европейской мысли
Культура - от латинского глагола colere - «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать». От сolere производны слова colonus - «то, что населяется» и cultus - «то, чему поклоняются».
1. Слово «cultura» использовалось в Древнем Риме в значении - «возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), «придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний», т.е. применялось к аграрной сфере. Рост и развитие растения явились источниками аналогий с воспитанием и развитием человека.
Римский общественный
деятель, оратор и философ Марк Туллий
Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры
в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях»
(45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие
культуры как возделывания почвы в переносном
смысле: как возделывание человеческого
ума в процессе воспитания и обучения.
Так сформировалась концепция «humanitas» (
2. В классическом
древнегреческом обществе
3. В Средние
века широкое распространение
получило понятие «культ», имею
4. В эпоху
Возрождения идеалом культуры
становится творчество, создание
ценностей, в первую очередь,
художественных. Культура - сфера гуманитарных
занятий - «studia humanitatis» (
5. В философии Нового времени (XVII-XIX вв.) существовали различные концепции культуры: культура как качество ума; преодоление ложных авторитетов и предрассудков (Ф. Бэкон (1561-1626); культура - освобождение разума от влияния страстей и аффектов (Р. Декарт (1599-1650); культура как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, создания условий для совместной жизни (Т. Гоббс (1588-1679). Культура как совокупность человеческих умений, создаваемая человеком вторая природа, воплощенная в многообразных формах человеческой деятельности (И. Гердер (1744-1803); культура как сфера человеческой свободы, отражающий возможности человека (И. Кант (1724-1804) и др.
6. Некоторые
современные подходы к
- Культура - сфера духовности (идеационный подход);
- Культура - мир ценностей (аксиологический подход);
- Культура - совокупность артефактов (искусственных, созданных человеком предметов и явлений) (антропологический подход);
- Культура -
это система нормативных
Существует около 500 определений культуры.
Известный российский
культуролог А.Я. Флиер так трактует
культуру: Культура -
2. Морфология культуры. Функции культуры
Основная
морфологическая единица
Культурные формы делятся на:
- Семантические:
А) Норма - стандарт культурной деятельности, регулирующее поведение людей (табу, предписания, правила, законы, заповеди, императивы);
Б) Ценность
- способность предметов и
В) Идеал - обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделенный свойствами универсальности, абсолютности.
Г) Символ (греч. simbolon - «опознавательный знак») - художественная категория, выражающая идеальное содержание материальных вещей и процессов. Его значение выходит за пределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, символ имеет множество смыслов.
- Деятельностные:
А) Обычай - воспринятая
из прошлого форма социальной регуляции
деятельности и отношений людей,
которая воспроизводится в
Б) Обряд - совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающих социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства;
В) Ритуал - форма
символического поведения, не имеющего
непосредственного
- Виды культуры:
Материальная культура (бытовая сторона жизни людей, производство, техника),
Духовная культура (язык, религия, философия, искусство, мораль, наука),
Социальные измерения культуры (мораль, право, политическая культура).
Уровни культуры:
- Культура личности;
- Культура социальных и этнонациональных групп;
- Общечеловеческая (мировая) культура.
Функции культуры:
- Смыслополагающая - придание смысла человеческому существованию;
- Аксиологическая - процесс выработки и распространения ценностей;
- Преображающая - изменение среды обитания человека, духовное совершенствование, преображение самого человека;
- Творчески
развивающая - развитие и реализация
творческих способностей
- Информационно-коммуникативную - накопление и трансляция знаний, культурного опыта;
- Адаптивная
- адаптация, приспособление
- Социализирующая
- обеспечение вхождения
- Интегрирующая - культура объединяет народы, социальные группы, государства;
- Гедонистическая - удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.
3. Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологи
Термин «культурология» состоит из двух слов: лат.cultura и греч. logos - «наука, знание». Культурология - наука о культуре.
Термин культурология впервые применил в 1939 году американский антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900-1975). Культурология - комплексная научная дисциплина. Это интегративный предмет социально-гуманитарного профиля, который использует результаты и достижения современного гуманитарного знания (истории, филологии, религиоведения, искусствоведения, антропологии и др.); а также социальных наук (социология, политология, экономическая теория).
Предмет культурологии - изучение сущности культуры, ее строения, типов и видов, процессов создания и освоения культурных ценностей, этапов, закономерностей и тенденций развития культур.
В методологию культурологического знания включены:
- Методы гуманитарного культуроведения.
Сюда входят методы гуманитарных наук: литературоведения, языкознания, истории и теории культуры, искусствоведения, религиоведения, истории и др. Эти методы используются при изучении индивидуального характера конкретной культуры, сравнении культур, описании исходного культурологического материала.
- Методы социального культуроведения.
Сюда входят методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. Задача - отыскание общих законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных культурных явлений.
Основные школы и концепции культурологии
Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:
- фетишизм -
почитание материальных
- тотемизм -
почитание животного или
- культ предков - почитание душ умерших предков;
- политеизм - многобожие, поклонение многочисленным богам;
- монотеизм - единобожие, вера в единого Бога.
Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854-1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:
1. магия -
совокупность приемов, обрядов,
2. религия
(в понимании Фрезера) этап, когда
сверхъестественные
3. наука - человек поклоняется законам науки, возводит ее в культ.
Диффузионизм
(посл. треть XIX-пер. пол. XX
Диффузионисты разработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, но взаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; а также теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений. Лео Фрабениус (1873-1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионисты разрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.
Функционализм. Представители: Бронислав Малиновский (1884-1942), Альфред Радклифф-Браун (1881-1955). Исследование функций элементов культуры. Б. Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов, аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации на островах Тихого океана.
Биосферная
концепция культуры. Представит
Информация о работе Развитие представлений о культуре в европейской мысли