Развитие представлений о культуре в европейской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:56, реферат

Краткое описание

Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие культуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурный римлянин - это гуманный римлянин, человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 28.74 Кб (Скачать файл)

1. Развитие представлений  о культуре в  европейской мысли

Культура - от латинского глагола colere - «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать». От сolere производны слова colonus - «то, что населяется» и cultus - «то, чему поклоняются».

1. Слово «cultura» использовалось в Древнем Риме в значении - «возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), «придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний», т.е. применялось к аграрной сфере. Рост и развитие растения явились источниками аналогий с воспитанием и развитием человека.

Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие культуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурный римлянин - это гуманный римлянин, человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.

2. В классическом  древнегреческом обществе сформировалась  концепция «пайдейи» (воспитанность, образование), согласно которой культура ассоциировалась с образованностью, универсальным, многосторонним развитием, подготовленностью гражданина к различным формам общественной деятельности (ср. энциклопедия: encyclos - «круг», paideia - «образование»).

3. В Средние  века широкое распространение  получило понятие «культ», имеющее высокий духовный смысл: через культ человек обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Русский философ Павел Александрович Флоренский (1882-1943) в работе «Столп и утверждение истины» указал на центральную роль культа во всей культуре, связывая культ с особой человеческой деятельностью - литургической, производящей характерные реалии - святыни. Культура вырастает из культа, из приобщения человека к священной, мистической реальности.

4. В эпоху  Возрождения идеалом культуры  становится творчество, создание  ценностей, в первую очередь,  художественных. Культура - сфера гуманитарных занятий - «studia humanitatis» (поэзия, живопись, зодчество, ваяние, риторика). В центре внимания - творец - Человек.

5. В философии Нового времени (XVII-XIX вв.) существовали различные концепции культуры: культура как качество ума; преодоление ложных авторитетов и предрассудков (Ф. Бэкон (1561-1626); культура - освобождение разума от влияния страстей и аффектов (Р. Декарт (1599-1650); культура как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, создания условий для совместной жизни (Т. Гоббс (1588-1679). Культура как совокупность человеческих умений, создаваемая человеком вторая природа, воплощенная в многообразных формах человеческой деятельности (И. Гердер (1744-1803); культура как сфера человеческой свободы, отражающий возможности человека (И. Кант (1724-1804) и др.

6. Некоторые  современные подходы к пониманию  культуры:

- Культура - сфера духовности (идеационный подход);

- Культура - мир ценностей (аксиологический подход);

- Культура - совокупность артефактов (искусственных,  созданных человеком предметов  и явлений) (антропологический подход);

- Культура - это система нормативных технологий, социальных отношений и взаимодействий (функциональный подход),

Существует  около 500 определений культуры.

Известный российский культуролог А.Я. Флиер так трактует культуру: Культура совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

2. Морфология культуры. Функции культуры

Основная  морфологическая единица культуры - культурная форма. Культурная форма - это модель, способ передачи социальной информации, хранения определенного ценностного содержания.

Культурные  формы делятся на:

Семантические:

А) Норма - стандарт культурной деятельности, регулирующее поведение людей (табу, предписания, правила, законы, заповеди, императивы);

Б) Ценность - способность предметов и явлений  удовлетворять потребности человека (материальные, духовные ценности);

В) Идеал - обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделенный свойствами универсальности, абсолютности.

Г) Символ (греч. simbolon - «опознавательный знак») - художественная категория, выражающая идеальное содержание материальных вещей и процессов. Его значение выходит за пределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, символ имеет множество смыслов.

Деятельностные:

А) Обычай - воспринятая  из прошлого форма социальной регуляции  деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и  является привычной для его членов;

Б) Обряд - совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающих социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства;

В) Ритуал - форма  символического поведения, не имеющего непосредственного прагматического  значения (календарные ритуалы, ритуалы  перехода, искупительные, жертвенные ритуалы, запретительные, ритуалы дарения  и др.)

Виды культуры:

Материальная  культура (бытовая сторона жизни  людей, производство, техника),

Духовная  культура (язык, религия, философия, искусство, мораль, наука),

Социальные  измерения культуры (мораль, право, политическая культура).

Уровни  культуры:

- Культура личности;

- Культура социальных и этнонациональных групп;

- Общечеловеческая (мировая) культура.

Функции культуры:

- Смыслополагающая - придание смысла человеческому существованию;

- Аксиологическая - процесс выработки и распространения ценностей;

- Преображающая - изменение среды обитания человека, духовное совершенствование, преображение самого человека;

- Творчески  развивающая - развитие и реализация  творческих способностей личности;

- Информационно-коммуникативную - накопление и трансляция знаний, культурного опыта;

- Адаптивная - адаптация, приспособление человека  к окружающей среде, обеспечение  человека безопасностью и комфортом;

- Социализирующая  - обеспечение вхождения индивида  в жизнь общества;

- Интегрирующая  - культура объединяет народы, социальные  группы, государства;

- Гедонистическая - удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.

3. Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологи

Термин «культурология» состоит из двух слов: лат.cultura и греч. logos - «наука, знание». Культурология - наука о культуре.

Термин культурология впервые применил в 1939 году американский антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900-1975). Культурология - комплексная научная дисциплина. Это интегративный предмет социально-гуманитарного профиля, который использует результаты и достижения современного гуманитарного знания (истории, филологии, религиоведения, искусствоведения, антропологии и др.); а также социальных наук (социология, политология, экономическая теория).

Предмет культурологии изучение сущности культуры, ее строения, типов и видов, процессов создания и освоения культурных ценностей, этапов, закономерностей и тенденций развития культур.

В методологию  культурологического знания включены:

- Методы гуманитарного культуроведения.

Сюда входят методы гуманитарных наук: литературоведения, языкознания, истории и теории культуры, искусствоведения, религиоведения, истории  и др. Эти методы используются при  изучении индивидуального характера  конкретной культуры, сравнении культур, описании исходного культурологического  материала.

- Методы социального культуроведения.

Сюда входят методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. Задача - отыскание общих законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных культурных явлений.

Основные  школы и концепции  культурологии

Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:

- фетишизм - почитание материальных предметов,  в которых предполагается присутствие  особого духа или таинственной  силы;

- тотемизм - почитание животного или растения  как тотема-покровителя племени,  рода, семьи или отдельного человека; поклонение духу, который живет  в тотеме;

- культ предков  - почитание душ умерших предков;

- политеизм  - многобожие, поклонение многочисленным  богам;

- монотеизм  - единобожие, вера в единого Бога.

Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854-1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:

1. магия - совокупность приемов, обрядов,  психотехник, призванных оказывать  влияние на людей, предметы  или события посредством неправильно  понятых природных закономерностей,  таинственных сил (духов), а также  воли и воображения мага;

2. религия  (в понимании Фрезера) этап, когда  сверхъестественные способности  человек приписывает не себе, а богам;

3. наука - человек поклоняется законам  науки, возводит ее в культ.

Диффузионизм (посл. треть XIX-пер. пол. XX в.). Понятие культурной диффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914-2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культур древности.

Диффузионисты разработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, но взаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; а также теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений. Лео Фрабениус (1873-1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионисты разрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.

Функционализм. Представители: Бронислав Малиновский (1884-1942), Альфред Радклифф-Браун (1881-1955). Исследование функций элементов культуры. Б. Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов, аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации на островах Тихого океана.

Биосферная  концепция культуры. Представители: Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), Лев Николаевич Гумилев (1908-1992). Соединение естественнонаучного и гуманитарного видения мира, рассмотрение судьбы человечества в неразрывной связи с природой и космосом. Главный вклад В.И. Вернадского в культурологию - учение о «ноосфере». «Ноосфера» - сфера человеческого разума. Вернадский считал, что с появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, именно этот вид энергии и приводит к формированию нового облика планеты. А.Л. Чижевский считал, что все важнейшие события человеческой истории синхронизированы с какими-либо колебаниями или изменениями окружающей среды; он исследовал ход истории человечества в его корреляции с колебаниями солнечной активности.

Информация о работе Развитие представлений о культуре в европейской мысли