Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:36, реферат
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Сознание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.
1. Введение……………………………………………………….....3
2. Просвещение……………………………………………………..4
3.Литература………………………………………………………..5
4.Архитектура………………………………………………………7
5. Живопись…………………………………………………………9
6. Музыка и театр…………………………………………………..10
7. Заключение………………………………………………………11
8. Список использованной литературы……………………………12
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет «Экономики и Управления»
Кафедра Управление персоналом организации
Реферат
по дисциплине «История»
Тема: «Развитие русской культуры в XVII веке »
Выполнил:
студент 1 курса, ФЭиУ
группа УПБZ-11
Титова Я.О.
Проверил:
Гаврилюк И.Л.
Содержание
1. Введение……………………………………………………….
2. Просвещение…………………………………………………
3.Литература………………………………………………
4.Архитектура……………………………………………
5. Живопись…………………………………………………………
6. Музыка и театр…………………………………………………..10
7. Заключение……………………………………………………
8. Список использованной литературы……………………………12
Введение
Начало нового периода в русской истории
было и новым этапом в истории русской
культуры. В XVII в. русская культура сохраняла
все характерные черты феодальной культуры
Средневековья, но намечаются и новые
элементы. Однако новые тенденции четко
обозначились лить к концу века. Во многом
они были связаны с именем Петра I и проводимыми
им реформами.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Сознание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.
Просвещение
Культурно-исторический
процесс этого периода характеризуется
начавшимся разрушением средневекового
религиозного мировоззрения. Происходит
так называемое обмирщение культуры, т.е.
отход культуры от церковных традиций
и придание ей светского, гражданского
характера (секуляризация). Этот процесс
сказался на развитии образования и книгопечатания.
Росту грамотности способствовало появление
учебных пособий (рукописных и печатных).
В 1634 г. был издан первый Букварь Василия
Бурцева, затем неоднократно переиздававшийся
и продававшийся по доступным ценам. В
1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого,
а в 1687 г. - "Считание удобное" - таблица
умножения. Широкое распространение получили
и рукописные азбуковники, прописи и пособия
по арифметике.
Распространение грамотности способствовало
росту спроса на книги. В XVII в. Печатный
двор в Москве напечатал 483 книги, среди
которых были и светские.
Продолжали выходить рукописные книги.
Издавались и переводные книги, которые
с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском
приказе. Это были произведения как на
религиозные, так и на светские темы.
Обучение грамоте велось "мастерами" из лиц духовного звания, обучали детей, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтири. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.
Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом - греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет - уже более 200. В 1687 г. тоже на Никольской улице была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.
Литература
В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.
Многие
произведения повествовали о смутном
времени: "Сказание" Авраама Палицина,
"Новая повесть о преславном Российском
государстве" и др. В них рассуждалось
о причинах "великой разрухи" и в
то же время показывалось величие русского
народа, его патриотизм.
В произведениях литературы второй половины
XVII в. появляется новое отношение к человеческой
личности - интерес к внутреннему миру
человека, признание его ценности независимо
от положения в обществе.
К XVII в. относятся первые записи фольклора - произведений устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидений казаков и др.
Жанр "жития" приобретает характер
автобиографии. "Житие протопопа Аввакума,
им самим написанное" можно назвать
первым в русской литературе мемуарным
произведением. Протопоп Аввакум (1620-1682)
- один из крупнейших деятелей периода
раскола русской церкви, был и выдающимся
писателем (написал более 80 произведений).
Язык его сочинений - сочетание церковнославянского
и живого разговорного языка. Большинство
его произведений написано в последние
15 лет жизни, когда он сидел в остроге в
ожидании смерти (сожжен в 1682).
Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в., - сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная "Повесть о Горе злосчастии", которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести - трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал жить по своей воле, но это ему не удалось. Он терпит неудачу, послушавшись Горя, которое едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, где Горе не может его настичь. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.
Той же теме посвящена стихотворная комедия "Притча о блудном сыне" Симеона Полоцкого (1629-1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы "О Навуходоносоре царе…" и огромного количества стихов, пропагандировавших знания. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.
Новым в
русской литературе стал жанр демократической
сатиры. В сатирических произведениях
обличаются порядки феодального суда
с его крючкотворством, волокитой, продажностью
судей. Это сатирические повести "О
Шемякином суде" и "О Ерше Ершовиче
- сыне Щетинникове", написанные бытовым
народным языком. Последняя из них была
широко распространена и передавалась
из столетия в столетие в виде сказки,
в рифмованной и прозаической форме.
Получила распространение и переводная
литература, которая проникала в Россию
в основном через Польшу, а также Чехию.
Переводные произведения издавались в
сборниках "Великое зерцало" и "Римские
деяния", куда входили поучительные
повести, рассказы. Попадали в Россию и
рыцарские романы, героями которых были
короли, графы - высшая знать. Переводилась
также бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая
повесть, юмористические рассказы и анекдоты.
Зачастую под влиянием русского фольклора
они претерпевали изменения, и сами становились
достоянием устного народного творчества.
Примером может служить "Повесть о Бове
королевиче", истоком которой послужил
французский рыцарский роман.
Архитектура
В зодчестве
XVII в., особенно во второй половине века,
отражается также переходный характер
эпохи. Происходит обмирщение зодчества
- отказ от строгих церковных канонов,
переход от строгости и простоты к внешней
нарядности, декоративности. Сущность
новых исканий - дивное узорочье, как определили
этот стиль сами современники. Этот термин
отражает пристрастие к обилию декоративных
мотивов, вплоть до заимствования восточных,
а позднее - западных форм.
Русские храмы XVII в. отличаются богатым
внешним декором и внутренним убранством.
Постепенно усиливаются светские мотивы,
снижаются различия между храмовым и гражданским
строительством. Церкви становятся похожими
на светские хоромы: к основному зданию
пристраивались приделы, галереи, и все
это соединялось переходами, составляя
ансамбль.
Выдающимся
памятником зодчества этого времени является
московская церковь Рождества в Путинках
(строительство окончено в 1652 г.). Сооружение
церкви обошлось в 500 руб., по тем временам
- огромная сумма. Сначала деньги дали
прихожане, но не рассчитали своих возможностей,
и им дважды пришлось обращаться за помощью
к царю. В композиции церкви сказалось
то новое, что вошло в это время в каменную
архитектуру Руси. Между основным храмом
и приделом была встроена колокольня -
самая высокая часть среди отдельных построек,
составляющих храм, и как бы объединяющая
их. Церковь украшена декоративными деталями,
выделяется остротой силуэтов.
Церковь в Путинках - последний из шатровых
храмов в Москве. В 1652 г. на патриарший
престол вступил Никон, который запретил
строительство шатровых храмов, поставив
за образец традиционное пятиглавие. Однако
шатровые храмы продолжали строиться
вдали от столицы - Ярославле, Костроме
и других городах. В Москве же зодчие использовали
этот стиль при строительстве колоколен,
которые пришли на смену звонницам. В традиционном
стиле построен комплекс зданий Новоиерусалимского
монастыря - загородной резиденции патриарха
Никона.
Наряду со старыми, традиционными формами
в русском зодчестве появляются и новые.
Архитектура второй половины XVII в. отличается
большей декоративностью, используются
различные украшения, яркая раскраска,
фигурный кирпич, цветные изразцы как
снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная
архитектура получила название московского
барокко. Характерные черты этого стиля
- четкость и симметричность композиции,
многоярусность, тщательная проработка
деталей, декоративная резьба по белому
камню, раскраска фасадов, цветные изразцы
и подчеркнутая устремленность здания
вверх. Образцами московского барокко
стали церковь Покрова в Филях, трапезная
Троице-Сергиевого монастыря, а также
многоярусная колокольня Новодевичьего
монастыря.
Черты этого
стиля проявились в здании Печатного двора
и в Сухаревой башне.
Построенный артелью русских мастеров
во главе с Баженом Огурцовым Теремной
дворец в Московском Кремле, представлял
собой многоярусное ступенчато-пирамидальное
сооружение, "олицетворяющее величие
царской власти". Новым было убранство
дворца - его резные наличники и многоцветные
изразцовые пояса как снаружи, так и внутри
здания.
Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Златоуста. Вершина ярославского зодчества - церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами.
Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве памятники архитектуры нарышкинского стиля - палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке.Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.
Живопись
Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись.
Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626- 1686) - русский живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах - реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.
Самое известное произведение Симона Ушакова - "Спас Нерукотворный", в котором художник с помощью светотени передаст объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. Ушаков выступил как художник-реформатор, используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов. В 1617 г. он создал икону "Троица", в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими полными здоровья юношами.
В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере - на липовых досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя - Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.
В 80-90-е гг.
XVII в. русские художники создают наиболее
значительные парсуны: портрет в рост
дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет
матери Петра I - Н. К. Нарышкиной. Для них
характерны пристальное внимание к внутреннему
миру человека, тонкая цветовая гамма.
В живописи XVII в. заметно стремление к
реализму, повышению интереса к человеческой
личности.
МУЗЫКА
И ТЕАТР
К XVII в. русская музыкальная культура имела
устойчивые многовековые традиции. Как
и другие области народного творчества,
она была безымянна. Существовали местные
певческие школы со своими особенностями
"распевов". Но повсюду господствовало
хоровое многоголосье, столь характерное
для русской народной музыки. Народные
песни были богаты и жанровым разнообразием,
и мелодичностью, и глубокой выразительностью,
с огромной силой, передающей самые различные
психологические состояния человека.
Особенности народного хорового творчества
были восприняты в немалой степени и церковной
музыкой.
Большой
популярностью, как и в предыдущее время,
пользовался народный театр. По всей России
бродили скоморохи. Народ любил традиционный
театр Петрушки с его веселыми и меткими
выступлениями.
Новым явлением
было возникновение первого придворного
театра.
Инициатором
его создания был широко образованный
по тому времени боярин А.С.Матвеев. Театр
был организован для того, чтобы по-новому
отпраздновать рождение царевича Петра
в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была
первоначально набрана из жителей Немецкой
слободы, где под руководством пастора
И.Г.Грегори ставились иноземцами любительские
спектакли.
После смерти
царя Алексея Михайловича в 1676 году под
влиянием патриарха Иоакима, враждебно
относившегося ко всему иноземному, театр
прекратил существование.
Оторванный
от народного искусства и предназначенный
для узкого круга феодальной знати, театр
пастора Грегори не оставил серьезных
следов в истории русской театральной
культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя
основное содержание и направление историко-культурного
процесса средневековой России, можно
с полным основанием говорить, что эта
культура уходила своими корнями в народное
творчество и имела в нем главную питательную
среду своего развития. В условиях феодального
общества, крепостничества Россия обнаружила
замечательные богатства творческих сил
народа в культуре.
Культура
народа проникнута светлым чувством оптимизма,
она жизнеутверждающая по своему духу.
Беспредельная самоотверженная любовь
к родной земле, красота трудового и ратного
подвига, высокое нравственное благородство,
твердая вера в победу добра над злом,
справедливости над неправдой и обманом
и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый
юмор, меткое выделение типичных жизненных
явлений, здравость и точность их оценок
- все это характерно для произведений
народного творчества феодальной эпохи.
В той или иной степени, в разных формах
эти замечательные качества народного
творчества пробивали дорогу не только
в литературе, но зодчестве, живописи.
Развитие
русской культуры XVII века отразило свойственные
этому времени особенности и противоречия.
Они были обусловлены, в конечном счете,
социально-политическими и экономическими
процессами, проходившими на Руси. Феодальный
способ производства с присущими ему консерватизмом
в развитии производительных сил, господством
замкнутого натурального хозяйства, слабо
развитым обменом, традициями к сохранению
политической системы феодальной раздробленности,
замедлял также развитие культуры, формирование
местных традиций и особенностей.
Несомненно,
что на развитие русской культуры громадное
влияние оказало господство религиозного
мировоззрения. Церковь сыграла определенную
роль и в распространении грамотности,
и в развитии зодчества и живописи. Но
в то же время церковь ревниво оберегала
свои догматы и враждебно относилась к
новым явлениям в культуре, являясь тормозом
в развитии наук, технических знаний, литературы,
искусства.
И, тем не
менее, русская культура развивалась не
изолированно от мировой культуры, обогащаясь
ее достижениями и внося свой вклад в ее
развитие.
Культурные
достижения семнадцатого века вошли в
круг непреходящих художественных ценностей
нашей страны, они - части нашего национального
богатства, славы и величия нашего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авт. кол.
М.Ю. Брандт, М.М. Горинов "Россия и мир",
ч. I; изд. "Владос", г. М, 1994 г.
2. А.В. Муравьев,
А.М. Сахаров "Очерки истории русской
культуры"
3. В.О. Ключевский
"Русская история" в 3-х томах; изд.
"Мысль", г. М, 1993 г.
4. С.Ф. Платонов
"Учебник русской истории", изд. "Наука",
г. СП, 1994 г.