Развитие системы государственных учреждений во второй половине ХІХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:17, реферат

Краткое описание

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и не основных функций государства (поддержание порядка, защита Отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц (чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

1. Введение

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и не основных функций государства (поддержание порядка, защита Отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц (чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи.

Государственные учреждения, имеющие властные полномочия, именуются  органами государства. Государственный  аппарат представляет собой систему тесно связанных друг с другом основных элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата: высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти — великому князю, царю, императору) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет, Комитет и Совет министров и т.д.); центральными являлись отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполнявшие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений); местные органы власти и управления (губернские, уездные, городские и т.д.) территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

 

2. Органы государственной власти в XIX-ХХ веках

 

Государственный Совет

 

Государственный Совет  был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 6 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала  Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность.  При Государственной канцелярии действовала Государственная типография.


 



 

 

 


 


 

 

 


 

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась  только императором;

2) Сенат был верховным  местом империи по судебным  делам, на его решения не  было апелляции;

3) все императорские  указы, общие и частные, в  обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право  входить с особым представлением  к царю всякий раз когда  среди издаваемых законов будет  обнаружен такой, исполнение которого  затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами  высшей полиции в государстве,  следил и обеспечивал общий  порядок в стране;

6) Сенату предоставлено  право ревизии всех учреждений  в государстве;  

7) Сенаторы за свои  преступные деяния были подсудны  суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

 

Комитет  министров

Комитет министров был  учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал  на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных  Свода законов Российской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров  действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды  отсутствия императора в столице  или вообще в стране. В таких  случаях Комитет оставался фактическим  правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.

Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

 

Министерства

Министерства, как постоянно  действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных  дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт  и т.д.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.



 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственная   Его   Императорского   Величества  канцелярия

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами. Позднее круг ее деятельности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование  Собственной Его Величества канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2) Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

Временные комитеты

Это были неофициальные  органы, не имеющие своих учреждений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие сановники государства, назначаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе  правительственных секретных комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными  органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с обычными органами государственного управления и во многом подменяли их деятельность.

2) Создание этих комитетов  свидетельствовало о стремлении  самодержавия сосредоточить в  своих руках все нити государственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых  положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные - не приносили желаемых результатов, скорее всего потому, что для устройства государственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы. Обычное гражданское управление также постепенно превращалось в управление - военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стояли военные губернаторы.  Система управления страной достигла предельной централизации.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в лице своих министров, становилось практически неуязвимым как самостоятельная сила.

 

2.1 Особенности развития системы государственных учреждений

во второй половине XIX века.

 

Реформирование системы органов  управления во второй половине XIX века связано с императором Александром II (1855-1881), которому хватило решимости провести их в жизнь. Он вошел в историю как царь-освободитель. Александр II стал императором на переломном этапе развития российского общества, он внимательно прислушивался к общественным силам, чтобы определить программу государственного переустройства страны и пришел к выводу: удержать позиции великой державы Россия сможет только при глубокой модернизации. Он принял меры, направленные на изменение социально-экономических, правовых отношений и системы государственных учреждений при сохранении монархической формы правления.

 

Главной реформой, повлиявшей на развитие системы государственных учреждений того времени, явилась отмена крепостного права, затронувшая 22 млн. крестьян. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и Положения, получившие силу закона и провозгласившие отмену крепостного права в России. 5 марта 1861 г., помимо Манифеста, были опубликованы Общие положения, Местные положения и Дополнительные правила, содержащие условия и порядок освобождения крестьян.

 

Для проведения реформы в жизнь  была создана система органов: Главный комитет об устройстве сельского состояния, губернские по крестьянским делам присутствие и мировые посредники – низшее звено системы, на которое возлагались обязанности защитить интересы как помещиков, так и крестьян, составление и введение в действие уставных грамот – юридического документа, содержащего условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Параграф 1 Общего положения гласил: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

 

Отмена крепостного права, покончившая  с господством феодальной зависимости  явилась исходным моментом для движения России по пути капитализма и превращение ее из абсолютной монархии в буржуазную. Она предопределила целый ряд перемен в управлении страной.

 

В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался  неограниченным монархом: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает».

 

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ был учрежден новый правительственный совещательный  орган – Совет министров. В начале своей деятельности Совет рассматривал государственные дела, материалы и отчеты о работе министерств и ведомств. Председателем Совета министров был сам император, ему принадлежало право внесения на рассмотрение любых вопросов. Совет созывался также по его распоряжению. Членами Совета министров являлись председатель Комитета министров, председатель Государственного Совета, министры, руководители главных управлений. В начале 80-х гг. Совет министров фактически прекратил работу.

Информация о работе Развитие системы государственных учреждений во второй половине ХІХ века