Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:04, доклад
30-е годы были самыми трагическими в новейшей истории украинской литературы и искусства. Это десятилетие прошло под знаком жестокого преследования деятелей национальной культуры. Их неизменно зачисляли в состав сфабрикованных органами ГПУ «контрреволюционных националистических организаций». Расправы над писателями и художниками начались с конца 20-х годов. Несколько десятков украинских писателей стали жертвами репрессий уже на рубеже десятилетий. После принятия в апреле 1932 г. Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы литературно-художественные объединения и в 1934 г. Создан единый Союз советских писателей Украины.
30-е годы были самыми трагическими в новейшей истории украинской литературы и искусства. Это десятилетие прошло под знаком жестокого преследования деятелей национальной культуры. Их неизменно зачисляли в состав сфабрикованных органами ГПУ «контрреволюционных националистических организаций». Расправы над писателями и художниками начались с конца 20-х годов. Несколько десятков украинских писателей стали жертвами репрессий уже на рубеже десятилетий. После принятия в апреле 1932 г. Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы литературно-художественные объединения и в 1934 г. Создан единый Союз советских писателей Украины. С того времени литературный процесс находился под неусыпным контролем партийных чиновников. Все писатели в своём творчестве должны были придерживаться метода социалистического реализма, сводившегося к художественному комментированию сталинских «теоретических положений», прославлению советской действительности. Тех, кто не мог или не желал приспосабливаться, репрессировали.
Весной 1933 г. Поднялась волна преследований украинских писателей. Был арестован талантливый поэт, прозаик и драматург, член большевистской партии М. Яловый. М. Хвылевый, его личный друг, покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертное письмо, в котором писал : «Арест Ялового убедил меня, что начинается преследование украинских писателей. Кровью своей могу подтвердить, что Яловый ни в чём не виновен..» По абсурдным обвинениям в 1933 г. были репрессированы О. Слисаренко, О. Досвитний, Остап Вишня. В следующем году были расстреляны Г. Косынка, Д. Фалькивский, О. Влизько, К. Буревый. В 1935 г. попал за решётку и погиб в лагерях ГУЛАГа М. Зеров – один из ярчайших писателей Украины послеоктябрьского периода. В 1937 г. расстреляли М. Семенко. Из 259 писателей, печатавшихся в 1930 г., после 1938 г. осталось всего 36. Вообще жертвами сталинских репрессий стали около 500 писателей, которые жили и работали в Украине. Это – четвёртая часть всех репрессированных литераторов СССР в 20-50-е годы. «Украинским расстрелянным возрождением» назвали исследователей 1922-1933 гг. Ни один из оставшихся на свободе не был застрахован от расправы.
Несмотря на огромное давление репрессивного аппарата, украинское художественное слово не умерло. В деформированном, обезображенном виде литература существовала и в 30-е годы. Большевистский режим стремился использовать авторитет художественного слова для укрепления своей власти над Украиной. Публиковались произведения П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, М. Бажана, А. Малышко, П. Панча, Ю. Яновского, Ивана Ле, А. Головко, Н. Рыбака, Ю. Смолича, И. Микитенко, А. Копыленко и многие другие. Но это была особая литература. Жестокие жизненные реалии – принудительная коллективизация, голодомор 1932-1933 гг., другие преступления тоталитарного режима в Украине оставались за пределами художественных произведений. Писатели вынуждены были без малейшего намёка на критику изображать прошлое и настоящее, прославлять большевистскую партию, Сталина, его ближайшее окружение. В 1933 г., во время голодомора, П. Тычина написал стихотворение «Партія веде», главная мысль которого была выражена в словах : »О прекрасний час! Неповторний час!» . В посвящённом Сталину сборнике «Сталь і ніжність» (1940) П. Тычина писал :»Корабль пливе річкою, що йому вир, любимо ми тебе, Сталін, дужий богатир». Сегодня эта поэтическая «находка» оценивалась бы как злая пародия. Тогда же восприятие было совсем другое. Подобные здравицы есть и в произведениях М. Бажана, М. Рыльского, В. Сосюры, других талантливых поэтов той трагической эпохи. Это была своеобразная дань тоталитарному режиму, которую вынуждены были платить мастера слова за саму возможность жить. Следствием этого была глубокая коррозия таланта, личные драмы. Комментируя из-за границы приспособленчество поэта «божьей милостью» П. Тычины, украинский поэт-эмигрант Е. Маланюк в стихотворении «Современнику» писал: «Від кларнету твого пофарбована дудка засталась».
В условиях репрессий
Информация о работе Развитие украинской литературы в 1930 годы при большевистской власти