Раздел Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:59, доклад

Краткое описание

После Симоносекского мирного договора, предоставившего иностранцам право строить свои фабрики и заводы в Китае, проникновение в страну иностранного капитала приняло еще более активные формы. В. И. Ленин писал в этой связи: «Япония стала превращаться в промышленную нацию и попробовала пробить брешь в китайской стене, открывая такой лакомый кусок, который сразу ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии» .

Вложенные файлы: 1 файл

раздел китая.docx

— 16.42 Кб (Скачать файл)

Коваленко Жанна  С 1302-АВ

Раздел Китая

После Симоносекского мирного  договора, предоставившего иностранцам  право строить свои фабрики и  заводы в Китае, проникновение в  страну иностранного капитала приняло  еще более активные формы. В. И. Ленин  писал в этой связи: «Япония стала  превращаться в промышленную нацию  и попробовала пробить брешь  в китайской стене, открывая такой  лакомый кусок, который сразу  ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии» . 
Иностранный капитал особенно активно устремился в легкую, главным образом текстильную, промышленность. На протяжении 1895— 1896 гг. в Шанхае открылись четыре крупные современные текстильные фабрики, принадлежавшие иностранцам. Большой интерес проявили иностранные капиталисты и к железнодорожному строительству в Китае. В 1897 г. в стране насчитывалось уже около 600 иностранных фирм (больше половины из них принадлежало англичанам) и постоянно проживало около 50 тыс. иностранных подданных. В то же время начался бурный рост иностранных инвестиций в Китае в форме займов цинскому правительству, вложения капиталов в разработку природных богатств и финансирования железнодорожного строительства. Между различными банковскими группами и стоявшими за ними империалистическими правительствами разгорелась острая конкурентная борьба. Соперничество между державами в деле колониального грабежа Китая привело к разделу страны на «сферы влияния» и «сферы интересов» различных империалистических держав. Англия включила в сферу своего влияния провинции Южного Китая и бассейна р. Янцзы; Франция в 1895 г. добилась от цинского правительства преимущественных прав на разработку горных богатств южных и юго-западных провинций Китая. В октябре 1895 г. кайзеровская Германия получила согласие цинского правительства на создание немецких концессий в Ханькоу и Тяньцзине. Царская Россия добилась от Китая прав на сооружение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Маньчжурии и сосредоточила все свое внимание на организации ее строительства. К 1897 г. для иностранной торговли были открыты уже 34 китайских порта.

Борьба империалистических государств за китайский рынок особенно остро развернулась после «цзяочжоуских  событий», когда Германия под предлогом  отмщения за убийство в ноябре 1897 г. двух немецких миссионеров в пров. Шаньдун направила в Китай  военно-морскую эскадру и десантные  войска и оккупировала область Цзяочжоу на Шань-дунском полуострове с  главным городом Циндао. В 1898 г. цинское  правительство удовлетворило германские требования, предоставив немецкому  капиталу монопольные права на железнодорожное  строительство и разработку естественных богатств Шаньдунского полуострова  и согласившись с превращением Циндао в немецкую военно-морскую базу (побережье  залива Цзяочжоу на 99 лет «сдавалось в аренду» Германии). Агрессивные  действия Германии положили начало так  называемой битве за концессии, т. е. новой волне территориальных  захватов в Китае: царская Россия в марте 1898 г. получила «в аренду»  часть Ляодунского полуострова  с городами Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур); Франция в мае того же года получила «в аренду» побережье  Гуанчжоуваньского залива, близ о-ва Хайнань: Англия «арендовала» значительную часть п-ова Цзюлун (Коулун) и порт Вэйхайвэй на Шаньдунском полуострове. В июле 1898 г. Россия получила от пекинского правительства концессию на строительство  южной ветки КВЖД — Южно-маньчжурской железной дороги. Япония потребовала  и получила гарантии от цинского правительства, что Китай не сдаст в аренду ни одному из иностранных государств территорию в пров. Фуцзянь, расположенной  против отторгнутого Японией у Китая  о-ва Тайвань.

Под давлением Англии и  других держав цинское правительство  в конце июля 1898 г. было вынуждено  открыть для иностранного судоходства  все реки и внутренние водоемы  империи. Уступая иностранным домогательствам, маньчжурское правительство до конца 1898 г. предоставила различным иностранным  компаниям концессии на строительство 7500 миль железных дорог в Китае  и права на разработку многочисленных шахт и рудников.

В ближайшие 20 лет Китай  имеет реальные шансы для превращения  во второе по экономической мощи государство  мира. Уровень жизни достигнет  зарегистрированного на современном  этапе для среднестатистического  жителя Республики Корея или Португалии. Предпосылки для такого прогресса  создаст, в частности, вступление КНР  в ВТО, переговоры о котором ведутся  на протяжении 15 лет. Это знаменательное событие произойдет, скорее всего, в  конце 2001г. или в 2002. В течение  пятилетия будут ликвидированы  многие тарифные и нетарифные барьеры, иностранный капитал получит  доступ в целый ряд секторов национальной экономики, например банковское дело, телекоммуникационные услуги и дистрибьюторские операции. Китай обязался осуществлять жесткие меры по защите интеллектуальной собственности и отменить требование к иностранным инвесторам в КНР  об обязательной минимальной доле местного сырья и комплектующих в стоимости  продукции, производимой СП. 
Реформы по линии ВТО являются лишь началом нового этапа широких преобразований в китайской экономике. Правительство руководствуется курсом на высвобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, перевод многих предприятий из государственного в частный сектор, создание на базе ныне действующих заводов и фабрик корпораций, способных выдержать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных товаропроизводителей. Планируется укрепление финансовых рынков вне государственной банковской системы, оказавшейся в сравнительно сложном положении, и их переориентация на обслуживание хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени заслуживающих кредитования. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие инфраструктуры - авто- и железнодорожной, а также волоконно-оптической с тем расчетом, чтобы впервые в истории удаленные части страны оказались охваченными общенациональными инфраструктурными сетями, в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интегрированности отдельных частей.


Информация о работе Раздел Китая