Разработка и принятие Конституции СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 06:11, реферат

Краткое описание

Современные независимые страны когда – то входившие в состав Российской империи обречены жить в тесном сотрудничестве, политических и экономических дружественных отношениях как бы им самим не хотелось жить независимо к этому подталкивает весь путь их исторического развития и современный процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.
Каким образом решили проблему интеграции распадающейся российской империи вожди революции которые казалось бы и подтолкнули к этому распаду попытается ответить эта работа.

Содержание

Введение
Проекты объединения советских республик
Принятие Декларации и Договора об образовании СССР
Разработка и принятие Конституции СССР
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории 2.docx

— 42.53 Кб (Скачать файл)

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных  республик сохраняется право  свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования и  на возможность отмены.

Затем съезд избрал верховный орган  Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Главы делегаций первыми подписали Договор и Декларацию. От РСФСР - М. И. Калинин, от УССР - М.В. Фрунзе, Г. И. Петровский, от ЗСФСР - М. Г. Цхакая, от БССР - А. Г. Червяков. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали ЦИК СССР в составе 371 члена и 138 кандидатов. Большинство представлять не было необходимости. Л. Б. Красин и Г. М. Кржижановский стояли у истоков партии, как и Н. К. Крупская. Первыми советскими наркомами были А. Г.Шлихтер (земледелия), И.В. Стаин (по делам национальностей), Н. А. Семашко (здравоохранения), Ф. Э. Дзержинский (пред. ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А. Д. Цюрупа (продовольствия). Полководцы и герои гражданской войны, деятели науки и искусства. Избрав и Бела Кун - один из организаторов КП Венгрии. Экономические сдвиги, происходившие в стране после введения НЭПа, расширение местной инициативы, демократизация жизни общества благоприятно сказывались на национально-государственном строительстве. На территории Средней Азии возникли Узбекская и Туркменская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. Шел процес ликвидации старого национального наследия. В 1924 ряд районов с преобладанием белорусского населения был передан из РСФСР в БССР.Совершенствовались автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики - немцев Поволжья, Бурят-Монгольская и др. Аджарская и Абхазская автономные республики появились в Грузии. В Азербайджане права автономии получили Нахичевань (АССР) и Нагорный Карабах (АОбл). В составе УССР образовалась Молдавская АССР.

 

 

 

Разработка и  принятие Конституции СССР.

 

Окончательное юридическое  оформление образования СССР завершилось  принятием Конституции Союза  Советских Социалистических Республик  – первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум  ЦИК СССР первого созыва образовал  Конституционную комиссию в составе  представителей всех союзных  республик для завершения подготовки  сводного проекта Конституции  СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия  ЦИК СССР решила утвердить  и немедленно ввести в действие  Конституцию СССР, а текст её  внести на окончательное утверждение  II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала  первое советское правительство  – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция  СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор  состоял из 72 статей и подразделялся  на 11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве 

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы  о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах  власти и управления. Все эти вопросы  решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение  Союза входили:

а) представительство Союза  в международных сношениях, ведение  всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с  другими государствами; 

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; 

в) заключение договоров  о приеме в состав Союза новых  республик; 

г) объявление войны и  заключение мира;

д) заключение внешних и  внутренних займов Союза Советских  Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных  республик; 

е) ратификация международных  договоров; 

ж) руководство внешней  торговлей и установление системы  внутренней торговли; 

з) установление основ и  общего плана всего народного  хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное  значение, заключение концессионных  договоров, как общесоюзных, так  и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; 

к) организация и руководство  Вооруженными Силами Союза Советских  Социалистических Республик; 

л) утверждение единого  государственного бюджета Союза  Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных  республик; установление общесоюзных  налогов и доходов, а также  отчисление от них и надбавок к  ним, поступающих на образование  бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных  республик: 

м) установление единой денежной и кредитной системы; 

н) установление общих начал  землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик; 

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда; 

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; 

р) установление основных законов  о труде;

с) установление общих начал  в области народного просвещения; 

т) установление общих мер  в области охраны народного здравия;

у) установление системы  мер и весов;

ф) организация общесоюзной  статистики; 

х) основное законодательство в области союзного гражданства  в отношении прав иностранцев; 

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза; 

ч) отмена нарушающих настоящую  Конституцию постановлений съездов  Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик; 

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками. 

Утверждение и изменение  основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик  ограничивался лишь в пределах, указанных  в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено  право выхода из Союза, территория могла  быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное  гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов  и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный  Исполнительный Комитет СССР. ЦИК  состоял из Союзного Совета, который  избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК  работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным  и исполнительным органом был  Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум  ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов  союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и  распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов  государственного управления, был Совет  Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных  республик строились примерно так  же, как и органы СССР.

Конституция предусматривала  создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовое и экономическое значение : Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.

 

Социальное и культурное значение: Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

В связи с победой Советской  власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще  одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического  строя (диктатура пролетариата в  форме Советов), сходные черты  организации государственной власти и управления. В большинстве республик  власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских  республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность  в объединении.

Образование СССР произошло  не только благодаря инициативе руководства  коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки  для объединения народов в  единое государство. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей  и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это  время сложилась система экономических  и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга.

 

Положительные и  негативные стороны объединения  республик. Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Положительные и негативные стороны  объединения республик

Объединение в одно многонациональное  государство не противоречило интересам  народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.: Юристъ, 2000.
  2. История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001.
  3. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. – М.: Госполитиздат, 1963.
  4. Ленин В. И. Об образовании СССР. – ПСС, т.45, с.211.
  5. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1

Информация о работе Разработка и принятие Конституции СССР