Раскол в русской православной церкви XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:43, реферат

Краткое описание

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к
Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом
искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В.О.
Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора)
есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не
сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

Содержание

I. Вступление:
1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу
II. Основная часть:
1. Начало раскола в православной церкви
2. Патриарх Никон
3. Протопоп Аввакум
4. Дальнейшее расширение раскола
5. Действия официальной церкви, царя
6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России
III. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

раскол церкви в 17 веке.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

вовлечены широкие массы верующих, официальная церковь и церковная  власть.

 

 

   Большая часть низшего  духовенства, менее образованная, видевшая в реформе

церкви ущемление своих интересов  и прав, встала полностью на защиту  «старой

веры». Своими действиями они влияли на широкие массы прихожан,  которые  так

же стали яростными  защитниками  старой  веры.  В  это  движение  включились

многочисленные массы горожан, (посадские люди). Призывы «сторонников  старой

веры» получили поддержку и некоторой части светской знати, в том числе  были

они и в окружении царя.  Объединению  в  движении  раскола  различных  слоёв

русского общества способствовала и идеология раскола.

 

 

   В  скором  времени,  после  начала  церковных   реформ   стало   отчётливо

просматриваться образование двух сторон раскола. Первую  сторону  составляли

сторонники реформ,  которую  возглавляли  официальная  церковь  во  главе  с

патриархом и царём. Вторую сторону  составили  в  основном  широкие  народные

массы, низшее звено церковных служителей, которые стали видеть  в  церковной

реформе дальнейшее усиление  феодально-крепостнического  строя  в  стране  и

ухудшение своего положения.

 

 

   Возникшее  движение   раскола   стало   подкрепляться   и   определёнными

идеологическими воззрениями, так  с  одной  так  и  с  другой  стороны.  Ярые

защитники «старой веры» в своей  практике  руководствовались  теми  идеями  и

воззрениями,  изложенными  в  сочинениях  и  протопопа  Аввакума  и   других

организаторов раскола.

 

 

   Суть их идеологических  воззрений:

 

 

    Идеализация и защита  старины, старой веры, неприятие,  даже ненависть ко

       всему новому, что проникало в их среду  со стороны,  в  том  числе   и

       новых церковных  обрядов;

 

 

    Проповедь национальной  ограниченности, замкнутости, ограничение связей,

       особенно с  иностранными государствами;

 

 

    Спасение души, ради чего  возможно принятие мученического  венца,  вплоть

       до самосожжения;

 

 

    В широких народных  массах  из  уст  расколоучителей   находила  идея  о

       наступлении «последнего  времени», о воцарении в мире  антихриста и  о

       том, что царь, патриарх и вся власть поклоняется  ему и выполняет его

       волю;

 

 

    Резкое  обличение   в   религиозной   форме   феодально-крепостнической

       действительности, официальной церкви и т. д.

 

 

 

   Эти идеологические воззрения  представителей раскола находили  отклик,  как

в среде широких народных масс, так  и  в  других  слоях  русского  общества.

Возникший раскол в  православной  церкви  в  середине  XVII  века  привёл  в

движение такие силы, такие  широкие  слои  населения,  что  его  последствия

сказываются  и  в  настоящее  время.  Сутью  раскола  является   официальное

разделение    новой,    послереформенной,    государственной    церкви    от

представителей старой церкви, которых  стали называть  раскольниками,  а  они

себя в свою очередь называли себя старообрядцами.

 

 

 

                      Действие официальной церкви, царя

 

 

   С первых дней проявления  раскола, неподчинение низших  служителей  церкви

реформе Никона вызвало со стороны  патриарха, а затем и  официальных  властей

применение к ним насильственных мер. Жестоко были  наказаны  лидеры  раскола

протопопы  Аввакум  и  Иван  Неронов.  Многие  служители  церковного  культа

отправлялись  в  ссылки,  лишались  сана,  заточались  в   монастыри.   Ярые

представители раскола из  других  слоёв  народных  масс  также  подвергались

жестоким наказаниям, ссылались  в Сибирь, приговаривались к смертной казни.

   На защиту церковных реформ  встал и царь,  его  окружение  и  высшие  чины

церкви.

   В  1666-67  годах   прошёл   церковный   собор.   Он   предал   «анафеме»

представителей старой веры (староверов) и принял решение  об  их  наказании.

Позднее,  староверов,  (общее  наименование  последователей  православия  до

церковной реформы патриарха Никона)  стали  также  называть  старообрядцами,

раскольниками. Церковный  собор  1666-67  годах  своим  решением  официально

закрепил   послереформенную   церковь   –    официальной    государственной.

Старообрядчество   отделялось   от   официальной   государственной   церкви,

становилось её врагом, и было принято  решение ликвидировать его силой.

   Принятие такого решения   собором  и  особенно  предание  старообрядчества

«анафеме»,  церковному  проклятию,   вызвал   новый   виток   противостояния

официальной церкви со старообрядчеством.

   Этот этап раскола совпадает  с широким антифеодальным движением  в  России.

В Крестьянской войне под руководством Болотникова, Степана  Разина,  Василия

Уса на Дону. Многие лозунги «борьбы за старую  веру»  широко  использовались

руководителями восстаний.

   Так, например, Соловецкое  восстание 1666-1676 годов было  в   чистом  виде

раскольническим  восстанием  в  защиту  «старой  веры».  Монахи  Соловецкого

монастыря длительное время не признавали новые богослужебные книги,  они  не

согласились признать приехавших  из  Москвы  архимандритов.  В  этой  борьбе

монахов монастыря поддерживали  многочисленные  беглые  люди  из  стрельцов,

крестьян, казаков и т.д.

 

 

                 Новые формы раскола, усиление борьбы с ними

                                 государства

 

 

 

   Отделение последователей  раскола от  официальной  церкви  породило  с  их

стороны  новые  формы  борьбы.  Борьба  эта  по-прежнему  продолжается   под

знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия».

 

   Что является новым:

     . Старообрядцы начинают  вести себя так, как  представители   религии  в

       России.  Они   не  признают   новых   и   кон,   неправильных   новых

       богослужебных книг, новых обрядов;

     .  С  целью   сохранения  «старой  веры»   многочисленные  представители

       старообрядчества  стали   покидать   места   своего   проживания   и

       организовывать  в глухих местах или на окраинах  России  свои  общины,

       скиты, тайные  секты, монастыри и т. д. Массовый  уход в глухие места,

       Сибирь, Поволжье, районы Севера, на южные окраины  государства и даже

       в другие государства  был причиной не только  не  выполнения  обрядов

       официальной церкви, но и невыполнения феодальных повинностей;

     . В наиболее фанатичных  общинах старообрядцев широкое   распространение

       получила  практика  «огненных  крещений»  (самосожжений)  под  видом

       спасения  души.  Например,  по  свидетельству   писателя   Мельникова

       (Андрей Печёрский)  в Пошехонском уезде Ярославской  губернии,  только

       в 1870 году сожглось 1920 человек;

     . Но раскольничество  с  самого  начала  и  особенно  позднее  не  было

       единым.  Оно   всё   более   и   более   становилось   неоднородным,

       распадающийся  на отдельные общины, секты, «корабли»  и  т.  д.  Этому

       способствовала  большая их изолированность друг  от друга и всё  более

       возрастающая  роль  лидеров  общин,  скитов,   монастырей,   которые

       вырабатывают  свою местную религиозную практику.

 

   К концу XVII столетия, а  затем и позднее, раскольничество  постепенно и по

своим взглядам становится неоднородным.  Оно  распадается  на  два  течения.

Наиболее общепринятые - поповщина  и беспоповщина.

   Поповцы  признали  необходимость   духовенства   (своих   священников)   и

проведения  всех  церковных  таинств  по  старой   вере.   Основные   районы

распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань.

   Беспоповцы отрицали  необходимость   иметь  своих  священников  (попов)  и

проведения некоторых церковных  таинств.

   Правительство и официальная  церковь  начали  вести  беспощадную   войну  с

расколом  и  раскольниками  самыми  решительными  мерами  наряду  с  другими

методами  убеждения  и  принуждения.  В  борьбе  с  расколом  использовались

войска, сторонники раскола, особенно лидеры, предавались  «анафеме»,  т.  е.

проклятию, ссылались в Сибирь  на  каторгу,  разрушались  скиты,  монастыри,

использовались и другие меры.

   В эпоху Петра I эта  борьба усилилась.  Старообрядцев,  раскольников  всех

мастей он признавал главными врагами  проведения своих реформ в России.  Даже

в борьбе с боярскими бородами Петром I  –  просматривается  связь  борьбы  с

раскольниками. В более  поздний  период  все  старообрядцы  были  внесены  в

специальные  списки,  они  ограничивались  в   правах,   носили   официально

установленную для них одежду.

 

 

 

              Описание раскола в трудах  общественных деятелей,

                               историков России

 

 

 

   Раскол православной церкви  в России –  это  заметное  событие  в  истории

государства. Как говорил  известный  писатель  и  крупный  чиновник  царской

России Мельников (Андрей Печёрский) что, «раскол и раскольники  представляют

одно из любопытнейших явлений  в истории и жизни русского народа».

 

   Мельников (Андрей Печёрский), являясь  чиновником  по  особым  поручениям

Нижегородского губернатора, специально занимался  изучением  раскола  и  его

проявлениях в  заволжских  лесах  (Нижегородская,  Костромская,  Вологодская

губернии).

   Раскол он называл болезнью  народа.  На  это  почве   возникал  религиозный

фанатизм, возросший на патриархальной  почве  русского,  особенно  сельского

населения. По своему разномыслию  он разделяет раскол на два широких  течения

(ветви): собственно «раскола» и  вредных «ересей». В более поздний  период  он

разделяет раскол на:

     . Старообрядцы, приемлющие  священство;

     .  Раскольники   разных  согласий,  не  приемлющие  священства   и   не

       поклоняющихся  иконам;

     . Субботники или жиды, приемлющие власть святого крещения  – обрезание;

     . Скопцы.

(Собрание сочинений, Мельнокова (Андрея Печёрского), т. 8, стр. 29).

   Много  посвятил  изучению  и  освещению  в  своих   лекциях   истории   и

осуществления раскола в православной  церкви  известный  историограф  В.  О.

Ключевский. Находим описание жизни  старообрядцев и применяемые  меры  борьбы

с ними правительством России  в  книге Алексея Толстого «Петр I».

   Расколом занимались и другие учёные  и политические  деятели.  Например,

обширные сочинения, причём первые о расколе написали  общественные  деятели:

Щапов, Максимов, Есимов, Леманский. В  более  позднее  время  Смирнов  Л.  Е.

(«Внутренние вопросы  о   расколе  в  XVII  в.»,  «История  русского  раскола

старообрядства»),  Каптерев  Н.  Ф.   (Патриарх   Никон   и   царь   Алексей

Михайлович). В советское время  изучением  раскола  уделялось  недостаточное

внимание. Например, в учебных пособиях по истории  России  для  школ,  ВУЗов

этот вопрос практически не нашёл  отражения.

   События,  происшедшие   в  период  раскола  в   русской   церкви,   создали

определённый уклад жизни старообрядства. Это  красочно  и  ярко  показано  в

сочинениях Мельникова (Андрея Печёрского). Часть  поселения  жила  особенной

жизнью. Ограничили контакты с иноверцами. Вели  аскетическую  жизнь,  строго

придерживались догм старой веры. Даже в еде установили свои каноны. С  целью

сохранить свою веру, уходили в  таёжные  дебри,  неся  лишения  и  страдания,

создавали свои поселения.

   Многие поселения старообрядцев,  особенно в XVIII веке порушались  царской

властью, безжалостно уничтожались. Но в некоторых местах они  сохранились  и

продолжают жить своей обособленной общиной.

   Например, интересна  история   семьи  Лыковых,  обнаруженная  геологами  в

глухой тайге на реке Абакан (Хакасия). Она полностью сохранила старый  уклад

жизни, старую веру, привычки, обычаи, еду.

   В одной из «толстушек»  газеты «Труд» в конце прошлого  года был  напечатан

очерк о жизни староверов, проживающих на реке Бирюса, в  Красноярском  крае.

Они также многое сохранили от старой веры, уклада  жизни.  Менее  подвержены

пьянству,  отличаются  большой  порядочностью,  трудолюбием,   чего   нельзя

сказать о поселении и его  жителях не староверской. Деревня эта находится  на

другом  берегу реки.

 

 

 

                                 Заключение

 

   Как говорил писатель Мельников  (Андрей Печёрский) «раскол –   это  сложное

явление». Он затронул широкие народные массы, проник в политику  государства

того  периода. Движение раскола и борьба с ним господствующих классов  России

сопоставима с религиозными войнами Запада.

   Раскол оставил на теле России  глубокие, незаживающие рубцы. В   результате

борьбы  с расколом погибли тысячи людей,  в  том  числе  и  дети.  Перенесены

Информация о работе Раскол в русской православной церкви XVII века