Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:20, реферат
Византия стала достойной наследницей античной культуры, успешно продолжив и развив многие достижения римской цивилизации. Новая столица империи − Константинополь − успешно соперничала с Римом, довольно быстро став красившим из городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки в великолепные термы, надежные оборонительные сооружения.
Введение
1. Византийская империя в XIII – XV веках
1.1. Общая характеристика Византийской империи в XIII – XV веках
1.2. Начало разложения феодального хозяйства в Византии
2. Народные движения в XIII−XV вв.
2.1. Восстание вифинских акритов в 1262 году
2.2. Восстание зилотов в 1342–1349 годах
3. Феодальные междоусобия в Византии
4. Турецкие завоевания на Балканах. Взятие турками Константинополя
5. Культура Византии
Заключение
Список используемой литературы
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Российская таможенная академия»
Реферат
по дисциплине «История таможенного дела»
тема:
Распад Византийской империи
Люберцы 2011
Содержание
Введение 1. Византийская империя в XIII – XV веках 1.1. Общая характеристика Византийской империи в XIII – XV веках 1.2. Начало разложения феодального хозяйства в Византии 2. Народные движения в XIII−XV вв. 2.1. Восстание вифинских акритов в 1262 году 2.2. Восстание зилотов в 1342–1349 годах 3. Феодальные междоусобия в Византии 4. Турецкие завоевания на Балканах. Взятие турками Константинополя 5. Культура Византии Заключение Список используемой литературы
Введение Византия стала достойной наследницей античной культуры, успешно продолжив и развив многие достижения римской цивилизации. Новая столица империи − Константинополь − успешно соперничала с Римом, довольно быстро став красившим из городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки в великолепные термы, надежные оборонительные сооружения. Однако византийская культура не стала простой копией римской культуры. Географическое положение Византии, paскинувшей свои владения на двух континентах, делало эту империю своего рода связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным мирами, влияние азиатских и европейских культур (с преобладанием то одной, то другой) стало историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что и предопределило особенности ее культуры. В истории как европейской, так и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место. Она стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Именно христианство оказалось тем решающим фактором, который определил все характерные черты и особенности византийской культуры. Христианское мироощущение сформировало в ней торжественную пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубину мысли. В течение одиннадцати веков своего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и блестящей художественной культур. Кроме того, вплоть до XIII века Византия по уровню образованности, по напряженности духовной жизни и художественно разнообразию форм искусства находилась впереди всех стран средневековой Европы.
Влияние Византии складывалось
также в области И вдруг империя распадается, гибнет. Почему? Понять причины распада и гибели Византийской империи и является целью данной работы.
1. Византийская империя в XIII – XV веках
1.1.
Общая характеристика
В XIII – XV веках Византийская империя
занимала лишь северо-западный угол Малой
Азии, часть Фракии и Македонии, Фессалонику,
некоторые острова Архипелага и
ряд опорных пунктов в Последние два века существования Византийской империи являются периодом господства феодальных отношений, установление которых в основном закончилось уже в XI вв. XIII – XV в Византии полностью завершается процесс закрепощения крестьянства. Совершенно отчетливо оформляется крепостное право. Крепостным крестьянам – парикам запрещается свободный переход с земель одного феодала во владения другого; таким образом парики окончательно прикрепляются к земле. К этому времени относится ряд законодательных актов, запрещающих феодалам принимать беглых париков и предписывающих возврат пойманных крепостных их хозяевам. В Византии XIII – XV вв. наблюдается процесс дальнейшего роста крупного светского и церковного землевладения. В Македонии и Фракии в этот период почти совсем исчезает свободное мелкое крестьянское землевладение: его вытесняют владения светских феодалов и монастырей. Усилению зависимости крестьянства, несомненно, содействовало и то, что владения, пожалованные на основе пронии, превращаются из условный держаний, ограниченных определенным сроком пожалования, в наследственные вотчины, аналогичные западноевропейским феодам или ленам. В окончательном оформлении крепостного права и внеэкономического принуждения феодала по отношению к крестьянам сыграла эскуссия (иммунитет), которая переживает известную эволюцию в процессе феодализации Византии. Из эскуссии, дарующей феодалу право сбора налогов с определенной области, она в XIII – XV вв. превращается в оформле-ние судебных и административных прав феодалов по отношению к зависимому от них крестьянству. Сущность эскуссии (иммунитета) состоит не только в освобождении владений феодала от повинностей в пользу государства, но, прежде всего в подчинении крестьянства феодалу, в юридическом оформлении внешнеэкономического принуждения.
1.2. Начало разложения феодального хозяйства в Византии
В XIV−XV вв. в Византии, как и в некоторых других странах, в связи с развитием товарно-денежных отношений начинается процесс разложения феодальных отношений, что выразилось прежде всего в процессе расслоения крестьянства. В это время в Византии значительная часть крестьян были бедняками, лишёнными средств производства. В памятниках XIV−XV вв. они обычно называются «актемонами» (неимущими). Актемоны не имели ни своих земель-ных наделов, ни рабочего скота, ни инвентаря. Из среды этого беднейшего крестьянства выходили наёмные работники − «мистии», находившиеся на положении батраков. Лишь в отдельных случаях разорённый крестьянин мог получить небольшой надел от феодала и превратиться в парика. Причины, породившие расслоение крестьянства, были многообразны. Византийская деревня всё теснее начинает связываться с внешним рынком. В имениях крупных феодалов развёртывается производство хлеба на вывоз. Такие города, как Фессалоника, Родесто, Монемвасия и другие, в XIV в. являлись крупными центрами хлебной торговли. Непосредственным следствием развития товарно-денежных отношений в деревне была коммутация повинностей крестьян, то есть перевод натуральной ренты в денежную. Этот процесс, при отсутствии уравнительных пределов в общине, также способствовал расслое- византийского крестьянства. Помимо этого, ростовщичество являлось ещё одним фактором ускорения процесса роста имущественной диференциации крестьянства. Развитие товарно-денежных отношений и рост имущественной диференциации крестьянства в Византии создавали предпосылки для развития внутри феодальной формации ростков нового буржуазного строя. Однако этому в Византии мешали весьма серьёзные факторы, и прежде всего − господство феодалов, державших в своих руках все нити государственного управления и использовавших как свою частную власть на местах, так и центральный аппарат для усиления феодальной эксплуатации. Немаловажным фактором, тормозившим развитие элементов буржуазного уклада, были также длительные феодальные усобицы и вторжения внешних врагов, в частности турок. Поэтому византийская деревня в XIV−XV вв. оставалась в основном феодальной деревней, где развитие ростков буржуазных отношений шло замедленными темпами и вскоре было прервано турецким завоеванием Византии. Все эти факторы сказались и на экономике византийских городов.
2. Народные движения в XIII−XV вв.
2.1. Восстание вифинских акритов в 1262 году
Усиление феодальной эксплуатации, тесно связанное с развитием товарно-денежных отношений вызывало сопротивление народных масс Византийской империи. Уже при Михаиле Палеологе имел место ряд крестьянских восстаний. Самым крупным из них было восстание в 1262 г. вифинских акритов − пограничных военных поселенцев в Малой Азии, обязанных защищать границу. По словам современника, враждебно настроенного к восставшим, «они дерзали делать, что им вздумается, рассчитывая на свои луки и недоступность местности». Михаил Палеолог двинул против восставших войска, но восставшие оказали упорное сопротивление, засев в теснинах и непроходимых лесах. По словам одного византийского историка, их воодушевляло общее решение: «Либо победить, либо всем пасть в сражении». Войска Михаила Палеолога несли тяжёлые потери, и восстание удалось подавить лишь воспользовавшись расколом в среде повстанцев, вызванным неоднородностью их социального состава. Правительство подкупило подарками и обещаниями зажиточную часть восставших, которые сложили оружие. Остатки акритов героически сопротивлялись, но не могли сдержать натиска правительственных войск, и движение было подавлено.
2.2. Восстание зилотов в 1342–1349 годах
Социальные изменения, происходившие
в византийской деревне и городе
в связи с развитием товарно- Обстоятельством, облегчившим развёртывание народного движения, послужила борьба за престол между двумя группировками феодального класса: одна из этих группировок защищала «законного» претендента Иоанна V Палеолога, во главе другой стоял представитель провинциальной феодальной знати − Иоанн Кантакузин. Провозглашение Иоанна Кантакузина императором вызвало междоусобную войну, в ходе которой развернулось широкое народное движение. Крупные феодалыдинаты поддерживали нового императора, а народные массы выступили против него. Восстание началось в Адрианополе в 1341 г. Ремесленная беднота Адрианополя, поддержанная беднейшим крестьянством окрестных деревень, подняла вооружённое восстание. Во главе восставших стоял простой подёнщик по имени Вранос. Восстание своим остриём было направлено против динатов и ростовщиков. Восстание в Адрианополе нашло широкий отклик в городах и селениях Фракии и Македонии. Апогеем этого народного движения является восстание зилотов (1342−1349). Центром движения стал один из крупнейших византийских городов − Фессалоника. Во главе восстания в Фессалонике встала демократическая партия так называемых «зилотов» или «друзей народа». Восставшие одержали победу, власть в городе перешла к зилотам, а Фессалоника превратилась в независимую республику. В первый период восстания (1342−1345) власть в городе находилась в руках торгово-ремесленных кругов, которые опирались, однако, на широкое народное движение. Участие в движении торгово-ремесленной верхушки и части феодалов привело к расколу в лагере восставших. Городская верхушка стремилась к проведению лишь политических реформ и боялась радикальных требований крестьянства и плебейства; мелкие феодалы хотели поживиться за счёт конфискации имущества монастырей. Подобная предательская политика городской верхушки и примкнувших к движе-нию мелких феодалов и подрывная деятельность оставшейся в городе знати привели к новому народному восстанию в 1345 г. Возглавили это восстание моряки под руководством талантливых вождей Андрея Палеолога и Георгия Кокала. Во время восстания 1345 г. народные массы Фессалоники окончательно расправились с феодальной знатью.
В целом программа зилотов носила отчётливо выраженный антифеодальный характер и была направлена против монастырского и светского землевладения, против поддерживающей феодальный строй церкви. Против республики зилотов объединились все силы феодальной реакции. Феодалы призвали на помощь против них даже внешних врагов Византии − турок. Зилоты вели героическую борьбу, но силы были неравны. В 1349 г. движение зилотов было подавлено.
Подавление одного из самых широких народных движений в Византии способствовало дальнейшему упадку Византийского государства и ослабило его перед лицом грозной внешней опасности.
3.
Феодальные междоусобия в
Среди причин, ослаблявших Византию, следует отметить острую борьбу за власть между различными феодальными кликами, которая велась почти беспрерывно и не раз переходила в междоусобную войну. В империи Палеологов особенно ожесточёнными и особенно бедственными для масс были междоусобия 1321−1325 гг. («война двух Андроников» − Андроника II Старшего с вну-ком Андроником III Младшим) и 1341−1347 гг. (борьба сторонников «законно-го» императора Иоанна V, сына Андроника III, с группой феодалов, провозгла-сившей императором Иоанна Кантакузина, крупнейшего фракийского феода-ла). Бесконечные феодальные усобицы знаменовали собой упадок центральной власти и дальнейшую феодализацию всего государственного аппарата империи. Финансы и военные силы Византийского государства были в плачевном состоянии. У византийских императоров не хватало средств на содержание войска, так как поступления с сократившейся территории были недостаточны даже для покрытия самых необходимых нужд государства. Территориальный распад, ослабление центральной власти, расстройство государственного механизма являются отличительной чертой Византии XV в. В 1359−1360 гг. Византия потеряла Фракию, переименованную турками в Рум (греческая страна, отсюда − Румелия). В 1361 г. султан Мурад I взял Адрианополь и превратил его в свою столицу. Византийская империя стала вассалом османских турок. Палеологи должны были платить ежегодно большую дань и являться в армию султана во время походов. Былое могущество Византии было потеряно безвозвратно. Но даже и в этих условиях смертельной опасности, непосредственно нависшей над Византией, византийские феодалы не смогли пойти на объединение своих сил против наступающего врага. Напротив, именно в этот период особенно усилилась борьба между различными группами господствующего класса и отчётливо наметились три основных течения: латинофильское, ортодоксально-православное и туркофильское.
4.
Турецкие завоевания на Константинополя
Воспользовавшись внутренним упадком Византийского государства, турки-османы с середины XIV века начали закрепляться на Балканском полуострове. Турецкая угроза нависла над столицей империи Константинополем. Ослабленные Сербия и Болгария не могли оказать серьёзного сопротивления туркам. Вокруг Константинополя смыкалось железное кольцо турецких владений. Отсрочку своей гибели на полстолетия Византия получила только потому, что в 1402 г. Османская держава потерпела под Анкарой страшное поражение от войск Тимура. Но уже в 1422 г. турки напали на Константинополь и пытались взять его штурмом. Султан Мурад II снял осаду только потому, что в Малой Азии вновь начался мятеж части османской знати. По миру, продиктованному им Византии (1424), империя должна была выплачивать Турции ежегодную дань и уступить целый ряд городов в Македонии и Фракии. Теперь у Византии остались только жалкие остатки былых владений. Крупнейший экономический центр Византии − Фес-салоника была продана венецианцам (1423), а в 1430 г. ею овладели турки. Изменники родины латинофилы попытались любой ценой получить «помощь» Запада. С этой целью в 1439 г. на Флорентийском соборе была заключена церковная уния. Но вся эта «объединительная комедия», всё это «шарлатанство» нужное папе прежде всего для:
никакой реальной помощи Византии не принесли. Более того, в связи с унией ещё больше обострилась социальная борьба в самой Византии. Осенью 1452 г. турки начали непосредственную подготовку к захвату Константинополя и заняли последние принадлежавшие императору Константину XI (1449−1453) города. Близорукая, антипатриотическая политика правительства, боявшегося народа и возлагавшего, поэтому главные надежды на иноземцев-наёмников и жителей иностранных кварталов столицы, привела к тому, что «...из 100 000 греков в Константинопо-ле всего только 6 000 приняли участие в последнем сражении». Именно наём-никам (итальянцам, испанцам, французам и немцам − всего около 3 тыс.) была поручена защита наиболее важных укреплений. Между тем явное превосходство сил султана, лишавшее этих кондотьеров какой-либо надежды на добычу, резко понизило их боеспособность. Всё это и привело к тому, что, несмотря на упорную оборону и героическое сопротивление, которое оказывала туркам часть населения, город был взят штурмом (29 мая 1453 года) и подвергнут трёхдневному грабежу. Так в 1453 году пал под ударами врага некогда знаменитый и богатый город Константинополь, а с ним прекратила свое существование Византийская империя. В Константинополь, переименованный в Стамбул, была перенесена столица Османской империи.
5. Культура Византии
Общая характеристика культуры Византии
Кризисное состояние и упадок римского общества одновременно стали началом процесса формирования новой культуры. По сути дела отправной точкой стал перенос в 330 г. столицы Римской империи в древнегреческое поселение Византии, которое впоследствии было переименовано в Константинополь. После распада Римской империи в 395 году на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией. Становление византийской культуры проходило в обстановке противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время формирования идеологии византийского общественной системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, и естественнонаучными воззрениями античного мира Все эти обстоятельства обусловили основные особенности византийской художественной культуры. 1. Византийская художественная культура представляет собой синтез западных и восточных типов художественного видения мира при особом положении греко-римских художественных традиций. 2. Византийская художественная культура в значительной степени сохранила и развила художественные традиции антич¬ной цивилизации, что дало толчок гуманистическим идеям и художественным образам эпохи Ренессанса. 3. Несмотря на господствующее положение христианства в Византии никогда не затухало светское художественное творчество. 4. Своеобразие этических и эстетических ценностей, обрядов, канонов и философско-богословских воззрений Византии было обусловлено различиями православия и католицизма. Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII−IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Следующий исторический период (X−XII вв.) стал временем очередного подъема и расцвета художественной культуры. На этом этапе происходит обобщение и классификация всех достижений византийской культуры, здесь наступает торжество спиритуалистических принципов: общественная мысль, литература, искусство отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших абстрактных ценностей.
Заключение
В XV в. разыгрался последний акт трагедии Византии, подготовленный всем её предшествующим развитием, − Византия пала под ударами иноземного нашествия. Но одно это нашествие не объясняет всей сложности причин гибели Византийской империи. Важную роль в ослаблении, а затем и гибели Византии сыграли внутренние противоречия экономического и политического развития византийского феодального общества, резко обострившиеся в этот период. Особенно отрицательное значение имело дальнейшее усиление феодальной эксплуатации, затормозившее экономическое развитие Византии и крайне ухудшившее положение народных масс. Экономический упадок Византийского государства, и прежде всего ремесла и торговли, бедственное положение крестьянства и народных масс города, обострение борьбы внутри господствующего класса в Византии, бесконечные феодальные усобицы − вот комплекс внутренних причин, способствовавших гибели империи. Кроме того, значительную роль в гибели Византии сыграла предательская и своекорыстная политика папства и западноевропейских государств, намеренно оставивших Византию без помощи перед лицом турецкой опасности. |
Список используемой литературы
1. Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб.: ООО «СМИОПресс», 2007.
2. Горянов Б.Т. Византийское крестьянство при Палеологах. – М.: Про-свещение, 2007.
3. Горянов Б.Т. Восстание зилотов в Византии (1342–1349). – Новоси-бирск: СИБПРИНТ, 2007.
4. Косминский Е.А. История средних веков. – М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Платонов А.Н. Полный курс лекций. Издательство «Феникс», 2007
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Спб.: Союз, 2007.
8. Чернобаев М.В. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007