Распад СССР –
не просто история, а событие,
повлиявшее на практически все
сферы деятельности стран,
входящих в его состав. Ведь
действительно, изменилась и политика
стран, и их экономика, а
вслед за этим изменился и
духовный потенциал граждан.Да и
само существование СССР как государства
отразилось на жизни, как отдельных его
частей, так и на всей стране в целом. Культура,
хозяйство, промышленность - все в какой-то
мере претерпевало какие-либо изменения,
реформировалось, модифицировалось, и
со временем приобретало новый вид.Под
властью социалистических движений формировались
новые устои, правила, нормы. Так, принимая
по капле СССРовской политики каждое,
из входивших в состав страны государств
становилось своеобразным, индивидуальным.
И вообще советская жизнь очень сильно
отразилась на субъектах страны (в наше
время на независимых государствах).Значение
столь масштабных событий определяется
временем. С момента распада СССР прошло
всего 15 лет, историки и политики, граждане
государств, возникших на месте СССР, находятся
во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным,
обоснованным выводам. Отметим поэтому
очевидное: распад СССР привел к возникновению
независимых суверенных государств; коренным
образом изменилась геополитическая ситуация
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных
связей стал одной из главных причин глубокого
экономического кризиса в России и других
странах — наследниках СССР. Последствия
существования СССР мы видим до сих пор,
и будем видеть и позже, и все граждане,
входивших в состав СССР республик, даже
через несколько столетий будут это замечать.
Ведь существование государства со своей
культурой, политикой и экономикой в любом
случае отразилось на странах, входящих
ранее в его состав.
Жизнь в СССР
Могучее
государство, раскинувшееся в
двух частях света и занимающее
одну шестую часть населенной
суши.Страна, омываемая водами трех океанов,
обладательница несметных природных сокровищ,
прекрасная в своем неповторимом многообразии.
СССР - являлась самой большой страной
на всем земном шаре. Ее площадь - 22,4 млн.
кв. км. Советский Союз - самая большая,
из когда-либо существовавших, по площади
континентальная держава. СССР и великая
морская держава: берега страны омывалась
волнами 12 морей, относящихся к трем океанам
- Атлантическому, Северному Ледовитому
и Тихому. Морями справедливо называют
и не связанные с Мировым океаном замкнутые
водоемы: Аральское и величайшее в мире
Каспийское озера.Морская граница Советского
Союза - 47тыс. км - почти в два с половиной
раза превышала общую длину его сухопутных
границ, протянувшихся на 20 тыс. км. На
суше Советский Союз соседствовал с 19
странами.Территория СССР вытянута с запада
на восток. Недалеко от Калининграда, на
Балтийской косе в Гданьском заливе Балтийского
моря, находится самая западная точка
Советской земли (ныне крайняя точка РФ,
находящаяся в анклаве страны, вследствие
распада СССР), отсюда до восточной ее
конечности на материке - мыса Дежнева
на Чукотке без малого 10 тыс. км. Самая
восточная точка территории СССР находится
на острове Ратматова в Беринговом проливе.
На территории СССР укладывалось 11 часовых
поясов. В зимнее время, когда над западными
границами едва загоралась утренняя заря,
над Тихоокеанским побережьем был уже
вечер.
Примерно вдвое
меньше - около 5 тыс. км - расстояние от
северной оконечности территории СССР
на материке - мыса Челюскина до южной
- аула Чильдухтер, расположенного близ
города Кушки.
Велико разнообразие природных
условий Советского Союза: климата,
рельефа, вод, почв, растительного и
животного мира, минеральных вод.
До Октябрьской революции
были изучены недра лишь десятой
части страны. Отделенные и малодоступные
районы оставались совершенно неисследованными.
Во времена Советского Союза практически
все территории страны были пройдены
геологами вдоль и поперек. Были
открыты якутские алмазы, золото Колымы,
подземные клады Памира, богатство
тюменского севера...
Национально-государственное устройство
СССР
Советский
Союз - единое союзное многонациональное
государство, образованное в результате
свободного самоопределения наций
и добровольного объединения
равноправных советских социалистических
республик. Так было записано
в статье 70-й (Конституции СССР).
"СССР олицетворяет
государственное единство советского
народа, сплачивает все нации
и народности в целях совместного
строительства коммунизма".После
победы Великой Октябрьской социалистической
революции наступила эра социального
и национального освобождения народов.
С первых дней революции Коммунистическая
партия взяла курс на ускоренное экономическое,
культурное и социально-политическое
развитие национальных окраин страны.
Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических
Республик стало торжеством ленинской
национальной политики. Оно обеспечивало
благоприятные условия для строительства
социализма, невиданного расцвета экономики
и культуры всех советских республик,
укрепления оборонного могущества и международного
авторитета Советского многонационального
государства.
Федеративное устройство
В процессе
своего исторического развития
Союз Советских Социалистических
Республик пополнялся новыми
республиками по свободному волеизъявлению
их народов. В составе СССР
было 15 союзных республик. В РСФСР,
а также в некоторые другие
союзные республики входили автономные
республики - их было 20. В состав
ряда союзных республик и краев
входили автономные области. В
составе ряда краев и областей
находились автономные округа. Такие
формы национальной государственности,
как считалось, обеспечивали свободное
развитие всех народов страны.
Причины, подтолкнувшие
СССР к распаду
Распад
СССР, оформленный Беловежским соглашением
руководителей России, Украины и
Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л.
М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем
8 декабря 1991 г., является одним
из самых значительных событий
мировой истории XX в. Это, пожалуй,
единственная оценка, которая принимается
большинством историков и политиков.
Все остальные вопросы, связанные
с анализом причин и значения
распада СССР, остаются предметом
острых дискуссий. Причины распада
СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном
референдуме большинство граждан
высказались за сохранение Союза
ССР и необходимость его реформирования.
К лету 1991 г. был подготовлен
новый Союзный договор, дававший
шанс на обновление федеративного
государства. Но сохранить единство
не удалось. СССР распался. Почему?
Приведем наиболее распространенные
объяснения, которые предлагают
исследователи: СССР создавался
в 1922г. как федеративное государство.
Однако с течением времени
он все более превращался в
государство, по существу, унитарное,
управляемое из центра и нивелирующее
различия между республиками, субъектами
федеративных отношений. Проблемы
межреспубликанских и межнациональных
отношений игнорировались на
протяжении многих лет, трудности
загонялись вглубь, не решались.
В годы перестройки, когда межнациональные
конфликты приобрели взрывной, крайне
опасный характер, принятие решений откладывалось
вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий
сделало распад неизбежным;
СССР создавался на основе
признания права наций на самоопределение,
федерация строилась не по территориальному,
а национально-территориальному принципу.
В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались
нормы о суверенитете республик,
входивших в состав СССР. В условиях
нараставшего кризиса эти нормы
стали катализатором центробежных
процессов;
Сложившийся в СССР единый
народнохозяйственный комплекс
обеспечивал экономическую интеграцию
республик. Однако по мере нарастания
экономических трудностей хозяйственные
связи начали разрываться, республики
проявляли тенденции к самоизоляции,
а центр оказался не готов
к подобному развитию событий;
Советская политическая система
базировалась на жесткой централизации
власти, реальным носителем которой
было не столько государство,
сколько Коммунистическая партия.
Кризис КПСС, утрата ею руководящей
роли, ее распад с неизбежностью
вели к распаду страны; Кризис
коммунистической системы ценностей
идеологически создал духовный
вакуум, который был заполнен
националистическими идеями;
Политический, экономический, идеологический
кризис, который переживал СССР
в последние годы своего существования,
привел к ослаблению центра
и усилению республик, их политических
элит. Национальные элиты были
по экономическим, политическим,
личным мотивам заинтересованы
не столько в сохранении СССР,
сколько в его распаде. «Парад
суверенитетов» 1990 г. ясно показал
настроения и намерения, национальных
партийно-государственных элит. Одним
из важнейших слабых мест советской
системы являлось колоссальное
несоответствие между властью
и собственностью. В самом деле,
люди, управлявшие СССР, обладали
значительной, практически абсолютной
властью, распоряжались богатствами
нашей страны, но сами этими
богатствами не владели, да
и вообще не имели частной
собственнокрайне отрицательную роль
сыграло и то, как в СССР проводилась политика
урбанизации. Слепое следование марксистским
догмам, привело к тому, что одним из важных
критерием развития общества стала считаться
степень урбанизации страны. Вышеупомянутые
процессы всячески поддерживаются геополитическими
врагами СССР. Фактор холодной войны имел
значительное влияние на ход событий в
СССР, однако его роль второстепенна по
сравнению с деятельностью тех людей,
которые обладали реальной властью в Советском
Союзе. Причины и последствия распада
СССР в современной российской и зарубежной
историографии рассматриваются, как правило,
в контексте глобальных социально-экономических,
политических, научных и технологических
процессов ХХ века. В широких хронологических
рамках исследуют проблему распада СССР
авторы — сторонники системного подхода.
Они исходят из того, что современный мир
— мир второй половины ХХ века — представляет
целостную систему. Развитие капитализма
на основе европейской цивилизации направило
с ХIХ в. процесс интеграции в русло экономического
прогресса. Мир стал западноцентричным
(при этом понятие “Запад” толкуется
расширительно, охватывая не только страны
Западной Европы и Северной Америки, но
и такие страны как Австралия и Япония)
в технико-экономическом плане, одновременно
сохраняя, а подчас и углубляя культурную
и историческую самобытность отдельных
стран. Интернационализация производства
сформировала систему мирового капиталистического
хозяйства (МКХ). С развитием и углублением
научно-технической революции (НТР) европейская
цивилизация все более становилась техногенной
и мировой. Техногенной — потому что она
была порождена техническим прогрессом
и постоянно порождала и порождает его.
Суть европейской цивилизации стали выражать
научно-технические параметры и связанные
с ними социально-экономическая и политическая
организация. Одновременно она — “мировая
цивилизация”, поскольку во главу угла
в центре общественного развития ставится
мировое интеграционное развитие (МИР),
выражающееся в том, что система и механизм
МКХ функционируют по общим принципам
и требованиям технологической цивилизации.
МИР превращает все национальные экономики
в его подсистемы. Эти подсистемы (субструктуры),
включают страны или группы стран, место
которых в системе определяется степенью
их вовлеченности в указанные глобальные
процессы и способностью использовать
результаты этих процессов в своем внутреннем
экономическом и общественно-политическом
развитии. Процессы МКХ, НТР и МИР рассматриваются
в рамках “мировой переходности” от “незападной”
модели развития к “западной”. Распад
СССР был порожден противостоянием “Запад”
— “Незапад”, которое завершилось победой
“Запада”. Большинство отечественных
и западных исследователей рассматривают
причины и последствия распада СССР в
контексте “холодной войны” (термин был
впервые употреблен советником президента
США, американским финансистом Б.Барухом
в ходе дебатов в американском конгрессе
в 1947 г.) Глобальное военно-политическое
противостояние двух блоков в период “холодной
войны” определяло все развитие мира
после 1945 г. После непродолжительной пропагандистской
полемики, «холодная война» быстро приобрела
характер жесткого военно-политического
противостояния СССР и США и положила
начало невиданной в мировой истории по
масштабам гонки вооружений и созданию
двух военно-политических блоков. Гонка
вооружений началась при различных “стартовых
возможностях” СССР и США. Уместно напомнить
в этой связи, что в 1914-1945 гг. СССР (Россия)
понесла в двух мировых и гражданской
войнах колоссальные людские, экономические
и территориальные потери. Всякий раз
восстановление разрушенной войнами экономики
и преодоление последствий войн в демографической,
социальной и культурной областях народам
Советского Союза приходилось начинать
в экстремальных условиях послевоенной
разрухи и дезорганизации всей общественной
жизни. Демобилизация многомиллионной
армии, реконверсия промышленности, восстановление
сельского хозяйства, воссоздание инфраструктур,
уничтоженных в ходе войн на большей части
европейской территории СССР требовали
огромных капиталовложений и гигантских
усилий советских людей, переживших невиданные
трудности и лишения. Все указанные выше
проблемы народам и руководству СССР пришлось
решать в условиях экономической блокады
страны со стороны экономически развитых
стран Запада. Существенно различались
экономические и социальные последствия,
которые “холодная война” вызвала в СССР
и США. Более или менее реальное представление,
на наш взгляд, об истинных размерах военных
расходов СССР в годы “холодной войны”
могут дать расчеты Международного института
стратегических исследований в Лондоне,
который оценивал военные расходы СССР
в конце 1980-х гг. в объеме 17,6% валового национального
продукта. Очевидно, что выдержать военно-политическое
противостояние с таким мощным экономическим
соперником в течение более сорока лет
СССР смог лишь благодаря сверхмилитаризации
своей экономики и поддержанию низкого
— по стандартам развитых промышленных
стран — жизненного уровня своего населения.
Гонка вооружений привела к деформированию
всей экономики СССР, в котором ВПК составлял
до 80% всего промышленного производства.
Гражданские отрасли промышленности и
сельское хозяйство были не более чем
придатками гигантского советского ВПК.
Гипертрофированное развитие советского
ВПК способствовало усилению к концу 70-х
гг. общей экономической отсталости СССР,
которая привела к качественному ухудшению
советского военно-технического потенциала,
что в свою очередь вело к ослаблению международных
позиций СССР. Экономическое отставание
отрицательно сказывалось на внутреннем
социально-экономическом развитии СССР
и его союзников. В ходе перестройки руководство
СССР, попытавшись применить традиционные
для него методы повышения эффективности
экономики (“стратегия ускорения”), пришло
к выводу о том, что ее выход на мировой
технико-экономический уровень невозможен
без ее интеграции в мировую экономику,
что требовало, в свою очередь, не только
радикального изменения форм хозяйствования,
но и изменения всей государственно-политической
системы СССР. Перестройка была невозможна
без демилитаризации экономики и общественно-политической
жизни, без избавления страны от бремени
гигантских военных расходов, идущих на
поддержание глобального противостояния
с США и их союзниками. Политика нового
мышления, которую провозгласило и попыталось
реализовать советское руководство в
1987-1991 гг., была попыткой сохранить с учетом
новых политических реалий СССР как великую
мировую державу. Это было возможно лишь
при глобальной перестройке всей системы
международных отношений, при которой
всем государствам должны были быть обеспечены
безопасность и свободное экономическое
и политическое развитие. Перестройка
всей системы международных отношений
на основе нового мышления не состоялась.
Одной из главных причин этого был распад
СССР.
Распад СССР.
8 декабря
1991 года в резиденции «Вискули»,
что в знаменитой Беловежской пуще, лидеры
России, Украины и Белоруссии подписали
документ о создании СНГ. Советский Союз
перестал существовать. Уже много написано
о причинах, приведших к гибели советскую
империю.
Но исследователи зачастую
упускают из виду три обстоятельства,
которые, соединившись в критическую
массу, привели к ураганному распаду
страны.
Первая причина, как мина
замедленного действия, десятки лет
дремала в той статье советской
Конституции, которая давала право
на свободный выход из состава
СССР. Вторая – «информационный
вирус» зависти, в полную силу проявивший
себя в конце 80-х – начале 90-х.
Не выдержав испытания жесточайшим
кризисом, сосед стал жалеть куска
хлеба для соседа, надеясь выжить
в одиночку. В Тбилиси и Вильнюсе
говорили, что хватит работать на Москву,
на Урале требовали прекратить кормить
Среднюю Азию и т.д. К началу 90-х
«перестройка выдохлась. По мере ослабления
центра власть начала «протекать» на
нижние этажи – в союзные и
автономные республики. В процессе
соперничества Ельцина и Горбачева
за лидерство становилась все
очевидней слабость первого президента
СССР, который был выбран всего
лишь Съездом народных депутатов, а
не прямым голосованием населения. Он
выглядел менее легитимным и авторитетным,
чем любой из президентов союзных
республик. Из секретных папок ЦК
был, вынут т.н. «план автономизации».
Он стал третьей причиной распада. Чтобы
ослабить Россию и «демократического»
Ельцина, предлагалось поднять статус
автономий в составе РСФСР
до статуса союзных республик, получив
в результате 35 независимых республик
в составе СССР, но уже без права
выхода. Верховный Совет СССР принял
соответствующий закон 26 апреля 1990
года – механизм « автономизации»
был запущен. В результате его
реализации карта РСФСР оказалась
бы похожей на кусок сыра с огромными
дырами на месте территорий почти
двух десятков автономий – Россия
потеряла бы 51% территории со стратегическими
ресурсами и почти 20 млн. населения.
Сознавая опасность фактического развала
РСФСР, российский Съезд народных депутатов
в целях обеспечения целостности
республики подавляющим большинством
голосов (907 – за, 13 – против и 9 –
воздержавшихся) принял 12 июня 1990 г. Декларацию
о государственном суверенитете
РСФСР. Вопреки расхожему мнению, в
этой декларации нет ни слова о выходе
России из состава СССР. Напротив, РСФСР
четко заявила, что собирается и впредь
оставаться составной частью обновленного
Союза. В сложившейся ситуации пошел трещинами
огромный монолит КПСС. Мало кто помнит,
что в отличие от других союзных республик
у РСФСР не было республиканской партийной
организации. Создав КП РСФСР в критический
для партии момент, противопоставив ее
союзному руководству, Иван Полозков и
Геннадий Зюганов внесли тем самым решающий
вклад в развал КПСС и – в распад Союза.
Ноябрьский 1990 г. и апрельский 1991 г. пленумы
ЦК КПСС стали этапами, обозначающими
все более глубокое поражение М.С. Горбачева
в борьбе с реакционным крылом партии.
Чтобы сместить Горбачева с постов Генерального
секретаря ЦК КПСС и президента СССР, партаппарат
готовил на сентябрь 1991 г. проведение съезда
КПСС и Съезда народных депутатов СССР.
Спасаясь, Горбачев кинулся к лидерам
союзных республик, пообещав им радикально
расширить полномочия и форсированно
– уже в августе 1991 г. – подписать новый
Союзный договор. Секретные переговоры
президента с главами республик были записаны
по приказу председателя КГБ СССР В.
Крючкова. Чтобы опередить Горбачева и
лидеров союзных республик и была принята
попытка государственного переворота
в образе ГКЧП. Но ГКЧП, вопреки расхожему
мнению, был не основной причиной, а последней
каплей, перевесившей чашу в пользу распада
СССР. В связи с событиями 19-21 августа 1991
г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев
25 августа 1991 г. призвал ЦК КПСС «принять
трудное, но честное решение о самороспуске»
и заявил: «Судьбу республиканских компартий
и местных партийных организаций определяют
они сами… Не считаю для себя возможным
дальнейшее выполнение функций Генерального
секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие
полномочия». Это стало началом распада
КПСС, которая перестала существовать
уже к концу октября 1991 г. Таким образом,
ГКЧП предопределил распад партии, сделал
процесс ее реформирования невозможным,
а это, в свою очередь, исключило возможность
любых попыток поэтапного реформирования
союзного государства. Закономерно, что
практически одновременно, с распадом
структур КПСС лавинообразно разваливалось
единое государство. Последней точкой
в этой разрушительной работе был украинский
референдум 1 декабря 1991 г., когда абсолютное
большинство граждан республики поддержало
объявление независимости Украины. Таким
образом, соглашение, подписанное 8 декабря
1991 года главами трех славянских республик,
официально оформило уже состоявшуюся
кончину СССР. В отличие от большинства
россиян, которые до сих пор считают, что
одна-единственная декларация могла развалить
ядерную державу, в Киеве, Минске и других
столицах бывших союзных республик твердо
знают: судьба единого Союза ССР была решена
намного раньше. И никакого «тайного сговора
за спиной Горбачева» не было. Первоначально
готовилась иная повестка дня для белорусского
«саммита», и она совсем не интересовала
президента СССР, которому спецслужбы,
охранявшие « Вискули», все исправно докладывали.
Поначалу предполагалось, что встреча
в Белоруссии устраивается ради президента
Украины Леонида Кравчука, которого Борис
Ельцин и Станислав Шушкевич все еще надеялись
уговорить сохранить в обновленном виде
Союз. В свое время Ельцин не просто сказал:
«Союзу – быть!», но даже 17 августа 1991 г.
парафировал проект Союзного договора,
поскольку планировалось, что 19 августа
1991 г. состоится его подписание. На встрече
в Минске лидеры России и Белоруссии всерьез
размышляли, что можно еще спасти из парафированного
союзного договора. Поскольку украинский
президент не желал даже слышать слово
«союз» и после августа 1991 г. демонстративно
отказался ездить в Москву, Кравчука пришлось
«заманивать» на встречу хорошей охотой,
которой всегда славилась Беловежская
Пуща. Вопреки распространенному мнению
о том, что российская делегация прибыла
в « Вискули» с готовым текстом, не было
не только текста, но даже компьютеров
и ксероксов: рукописи перепечатывали
на электрической машинке и размножали
в трех экземплярах с помощью телефакса.
В ходе бесед президентов о возможных
формах обновленного Союза первоначально
появилась модель, согласно которой ядро
объединения должны составить 4 государства:
Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан.
Когда с Казахстаном вышла заминка, Украине
была предложена идея Славянского Союза
из трех государств. Но и это не устраивало
Кравчука. Он принципиально возражал против
любого упоминания слова «Союз». Наконец,
нашли формулу «Содружество», как способ
сосуществования государств в одном экономическом,
политическом, военном пространстве. Согласившись
с формулой Содружества, президенты России,
Украины и Белоруссии поручили экспертам
рабочей группы готовить документы. В
итоге родилась простая формула соглашения,
которая состояла из двух частей. Первое:
государства-учредители констатируют
факт смерти образованного ими государства
– Союза ССР. Второе: Россия, Украина и
Белоруссия (опять же в качестве учредителей)
объявляют о создании нового объединения
– Содружества Независимых Государств.
Утром за дело наконец принялась украинская
делегация – начала методично вычеркивать
все, что хоть как-то напоминало союзные
органы и жесткие обязательства. Оказалось,
под «Содружеством» Кравчук понимал не
попытку новой интеграции, а формулу цивилизованного
развода. Фиксировался очевидный факт:
СССР умер после выхода из его состава
почти всех союзных республик, создавались
переходные конструкции, гарантировалась
безопасность ядерного потенциала, намечались
контуры экономической интеграции. Но
если для России и Белоруссии СНГ было
основой для нового сближения), о было
реализовано спустя 5 лет в форме Союза
Беларуси и России), то политическая элита
Украины рассматривала Беловежские соглашения
о разводе и дележе имущества. Когда, наконец,
была готова согласованная «болванка»
текста, ее размножили на телефаксе, и
эти рулоны понесли через коридор в другую
комнату, где находились Ельцин, Кравчук
и Шушкевич. С ними в тот момент не было
ни экспертов, ни советников. От президентов
бумаги возвращались с вопросами, пометками,
предложениями. Страницы снова исправлялись,
множились – и так по нескольку раз.Затем
было решено связаться с Нурсултаном Назарбаевым,
президентом Казахстана, попросить его
срочно прилететь. Было важно опереться
на поддержку этого авторитетного лидера.
Однако Назарбаев, несмотря на приглашение,
так и не приехал – остался в Москве, в
резиденции Горбачева. Говорят, Горбачев
тогда обещал Назарбаеву пост премьер-министра
СССР, вдобавок оба президента отказывались
верить, что Союз на ладан дышит. Не дождавшись
президента Казахстана, Ельцин, Кравчук
и Шушкевич подписали соглашение об образовании
СНГ. Затем заказали связь с Горбачевым
и Дж. Бушем-старшим., Шушкевич разговаривал
с Горбачевым. Узнав о происшедшем, Горбачев
сразу кинулся к армии. Он плоть до своей
добровольной отставки 25 декабря 1991 г.
обзванивал командующих округами, обращался
к маршалу Евгению Шапошникову за поддержкой.
Но военные его проигнорировали. Все это
было очень похоже на историю Николая
II – когда в 1917 году царь из Ставки
Верховного Главнокомандующего обратился
к войскам с вопросом, что ему делать, военные
фактически отказались от своего императора
и Главнокомандующего и ответили: «Подписывать
отречение». Как непосредственный участник
тех событий, помню, что российская делегация
возвращалась из Минска в Москву в противоречивом
настроении. Все понимали, что удалось
предотвратить развитие ситуации по «югославскому
сценарию» - избежать кровавых межнациональных
военных конфликтов между частями одного
государства. А ведь первые звонки этого
кошмарного спектакля уже звенели тогда
по всей территории страны – в нагорном
Карабахе и Приднестровье, Северной Осетии
и Чечено-Ингушетии. Точку в юридическом
оформлении распада СССР поставили Верховные
Советы России, Украины и Белоруссии, которые
практически единогласно ратифицировали
Соглашение об образовании Содружества
Независимых Государств. Через несколько
дней Назарбаев и другие руководители
среднеазиатских республик сообщили о
своей поддержке этого документа. К СНГ
были готовы присоединиться все, кроме
Прибалтийских республик и Грузии.