Распад СССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое развитие России в 1990-ые гг. Россия и мир в конце ХХ в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла «теневая экономика», усиливалась коррупция на всех уровнях административного и партийного аппарата.

Содержание

1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.
2. Советская Россия после распада СССР.
3. Основные направления социально-экономического развития России после 1993 г.
4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
5. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 429.22 Кб (Скачать файл)


ФИНАНСОВО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ




 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2 по истории отечества

На тему: «Распад СССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое развитие России в 1990-ые гг. Россия и  мир в конце ХХ в.»

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

группы ЭПО-012

Назаров Олег

 

 

Проверил:

Доцент кафедры ГСД

Кандидат исторических наук

Новичков Андрей Вячеславович

 

 

 

 

 

Город Королёв

 

 

 

Содержание.

 

1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.

 

2. Советская Россия после распада СССР.

 

3. Основные направления  социально-экономического развития  России после 1993 г.

 

4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.

 

5. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.

 

К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской  модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла  «теневая экономика», усиливалась коррупция  на всех уровнях административного  и партийного аппарата. Преклонный возраст узкого круга партийных  лидеров обусловил частую смену  руководителей партии и государства. В течение 1982 – 1985 гг. в СССР умерли три главы государства: Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов и К.У. Черненко. Становилась  очевидной неспособность старой партийной бюрократии обеспечить поступательное движение страны вперед.

В этих условиях в 1985 г. КПСС и советское государство возглавил  М.С. Горбачев, который стал инициатором  политики «перестройки», призванной реформировать  советскую систему, сделать ее более  демократичной и открытой для  заимствования опыта зарубежных стран, сохранив при этом  власть в руках коммунистической партии.

 

       Михаил Сергеевич Горбачёв (15 марта 1990 — 25 декабря 1991)

 

Либерализация режима началась с того, что было разрешено достаточно свободное  обсуждение общественных проблем в прессе и на телевидении, открыт дозированный доступ к ранее  засекреченной информации о советской  истории. Одновременно происходила  либерализация экономической жизни. Законом «О государственном предприятии» (1987 г.) предприятиям предоставлялось  право самостоятельно планировать  свою деятельность, заключать договоры с другими субъектами хозяйствования, распоряжаться полученной прибылью.

Широкими правами наделялись советы трудовых коллективов, вводилась  выборность руководителей предприятий, появились трудовые контракты как  особая форма трудовых договоров. Гарантировалось  право трудовых коллективов на проведение забастовок. Была легализована частная  предпринимательская деятельность, создавались частные кооперативы. В 1990 г. принимаются Законы «О собственности  в СССР» и «О предприятиях в СССР», в которых вместо понятия частная собственность использовалось понятие «собственность советских граждан». На основе такой собственности могли создаваться индивидуальные и семейные предприятия. В аграрном секторе разрешалась долгосрочная (до 50 лет) аренда земли и формировались фермерские хозяйства.

В 1988 г. началась конституционная  реформа. Создавался Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов, которые избирались как в территориальных  избирательных округах, так и  от партий, профсоюзов и общественных организаций. К исключительному  ведению Съезда относились принятие и изменение Конституции СССР, определение государственной границы  СССР  и ряд других вопросов. Из числа депутатов Съезда формировался двухпалатный Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, контрольный и распорядительный орган, подотчетный Съезду. Президиум  Верховного Совета СССР превратился  в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

14 марта 1990 г. был учрежден  пост Президента СССР, полномочия  которого конкретизировались Законом  от 26 декабря 1990 г. Президент возглавил  систему органов государственного  управления СССР, назначал членов  союзного правительства с последующим  представлением на утверждение  Верховного Совета СССР, издавал  общеобязательные указы. Правительство  – Кабинет Министров СССР во  главе с премьер-министром (образовано  вместо прежнего Совета Министров  СССР) –  отвечало перед Президентом  и перед Верховным Советом.  Президент избирался Съездом  Советов СССР. 15 марта 1990 г. на  этот пост был избран М. С.  Горбачев.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, который в основном занимался национальной политикой. Был создан Президентский совет, на который возлагалась разработка мер по реализации основных направлений  внутренней и внешней политики СССР. Была введена должность вице-президента СССР, который мог замещать президента в случае невозможности осуществления  им своих обязанностей.

В 1990 г. началось формирование многопартийной политической системы. В Конституцию были внесены изменения, согласно которым отменялось положение  о руководящей роли КПСС, и предоставлялась  возможность другим политическим партиям, общественным организациям и массовым движениям  участвовать в управлении государством. 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», конкретизировавший новые конституционные  нормы.

В декабре 1990 г. был принят закон о референдуме, который  впервые в истории советского законодательства четко регламентировал  процедуру проведения всенародного голосования. Предметами референдума  могли быть принятие новых или  изменение действующих законов  СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право  назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

Либерализация политического  режима породила новые и обострила  старые социально-экономические противоречия. На этом фоне начались межнациональные конфликты, переросшие с 1988 г. в межнациональные вооруженные столкновения (в Нагорном Карабахе и др. регионах). Ослаблению государственного единства непосредственно способствовал кризис КПСС и развал плановой экономики, так как ранее именно партийные органы и централизованная экономическая система являлись тем каркасом, на котором держалось союзное государство.

На выборах в республиканские  Верховные советы, прошедших весной 1990 г., победили национал-демократические  силы. В марте 1990 г. Верховный Совет  Литвы провозгласил независимость  Литвы, а в мае 1990 г. аналогичное  решение принял Верховный Совет  Латвии.  Руководство СССР пыталось предотвратить распад государства: в апреле 1990 г. были приняты законы о разграничении полномочий между  союзным центром и республиками, о порядке выхода республик из состава СССР (такое решение могло  быть принято только на референдуме), началась подготовка к подписанию нового Союзного договора. Но процесс суверенизации  республик уже нельзя было остановить. Принимаются декларации о государственном  суверенитете республик,  в которых  провозглашается верховенство республиканских  законов над союзным законодательством.

Несмотря на то, что на референдуме 17 марта 1991 г. большинство  населения страны проголосовало  за сохранение СССР как федеративного  государства, центробежные процессы продолжались. Ситуацию резко обострила попытка  государственного переворота, предпринятая членами образованного 19 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному  положению в СССР (ГКЧП). Б.Н. Ельцин, избранный в июне 1991 г. Президентом  РСФСР, и парламент России выступили  против путчистов, что способствовало провалу переворота. Деятельность КПСС была приостановлена, упразднялись Съезд  народных депутатов СССР и должность  вице-президента. На переходный период высшим органом признавался Верховный  Совет СССР.

Для рассмотрения вопросов, затрагивающих интересы республик, был создан Государственный Совет  СССР, в состав которого входили Президент СССР и высшие должностные лица республик. 6 сентября 1991 г.  Совет признал независимость Литовской, Латвийской и Эстонской республик. В начале декабря после проведения соответствующего референдума объявила о своей независимости Украина.

8 декабря 1991 г. на встрече  в Беловежской пуще руководители  Белоруссии, России и Украины  подписали Соглашение о создании  Содружества независимых государств (СНГ) и заявили о роспуске  Союза ССР. На состоявшейся  в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. встрече  президенты Азербайджана, Армении,  Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана,  Молдовы, Российской Федерации,  Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана  и Украины подписали Декларацию, в которой подтверждалось образование  СНГ и прекращение существования  СССР.  В этой ситуации 25 декабря  1991 г. М. С. Горбачев вынужден  был  сложить с себя полномочия  Президента СССР. Так закончилась  политическая история СССР.


Территория СССР.                                             Территория РФ.

 

    1. Советская Россия после распада СССР.

 

После распада СССР Российская Федерация объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг

В октябре 1991 г. V Съезд народных депутатов согласился с предложенным Президентом проектом радикальной  экономической реформы, которая  включала: либерализацию цен (освобождение их от государственного контроля), ускоренную приватизацию (разгосударствление) промышленности, введение частной собственности  на землю, реформирование банковской системы. Чтобы смягчить положение населения, предусматривались некоторые меры социальной защиты. Предполагалось, что  за счет этих мер экономическая ситуация в стране стабилизируется в течение  года, а затем начнется улучшение  жизни людей. Идеология перестройки  сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, подготовила общество к отказу от него. Именно поэтому большинство  советских людей спокойно и с  надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на личной жизни  каждого. Верилось, что, отказавшись  от бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, гарантированной  трудовой занятости, низких цен на большинство  товаров, каждый человек сможет реализовать  свои возможности, станет реальным собственником, способным обеспечить себе достойную  жизнь. Немногие понимали, что в одночасье  могут стать безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или  дать хорошее образование своим  детям. Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля». Уставшее от углубляющегося кризиса общество было неспособно критически осмыслить  ситуацию. Сказывались также низкая политическая культура и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.

Поскольку реформа требовала  твердого единого руководства, съезд  предоставил на год президенту Б.Н. Ельцину дополнительные полномочия, позволяющие ему возглавить и  определить численный состав правительства, изменять структуру высших органов  исполнительной власти. Начало реформы  планировалось на ноябрь 1992 г., но противодействие  оппозиционных сил позволило  приступить к ней с января 1992 г. Созданное президентом правительство  под руководством вице-премьера Е.Т. Гайдара 2 января 1992 г. объявило об освобождении цен на все виды товаров и услуг из-под контроля государства.

 

Борис Николаевич Ельцин (10 июля 1991 года — 31 декабря 1999 года)

 

Разработчики реформы  надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала  резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли  более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения.

Отказ от государственного контроля над ценами в условиях монополизированной советской экономики позволил предприятиям-монополистам резко поднять цены на свою продукцию. Они увеличились более чем  в 30 раз и сделались недосягаемыми  для рядовых покупателей. Это  привело к резкому падению  производства. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность России оказалась  фактически разрушенной. У государства  не было средств на проведение конверсии  и оплату госзаказов. Падение производства (более 20% ежегодно) привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего  трудоспособного населения, а по отдельным районам дошла до 40%.

Либерализация цен усилила  социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял  в России 3 - 5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность  и делала ситуацию в стране взрывоопасной.

В ходе этих преобразований были накоплены средства для второго  этапа реформы (приватизации государственной  собственности). Он проводился уже за пределами рассматриваемого нами периода - в 1994 г. Все граждане России получали приватизационные чеки (ваучеры) с номинальной  стоимостью в 10 тыс. руб., становясь  при этом как бы совладельцами  всего государственного имущества. Каждый мог выбрать как поступить со своими ваучером: продать его, купить на него акцию своего предприятия или вложить в чековый инвестиционный фонд. На практике же большая часть чеков оказалась у полукриминальных и криминальных элементов, администрации предприятий, чиновников. Приватизация, которую в народе назвали «прихватизацией», передала в руки частных предпринимателей 110 тыс. промышленных предприятий. Фактически бескровно в кратчайшие сроки (полгода) произошел передел собственности. Государственный сектор утратил лидирующее положение в промышленности. Но изменение форм собственности не повысило эффективности производства, как предполагалось. 1994 г. стал годом наибольшего спада производства. Был разрушен научно-промышленный потенциал страны и энергетическая инфраструктура. Россия все больше стала приобретать облик слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность.

Информация о работе Распад СССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое развитие России в 1990-ые гг. Россия и мир в конце ХХ в.