Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:32, курсовая работа
К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла «теневая экономика», усиливалась коррупция на всех уровнях административного и партийного аппарата.
1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.
2. Советская Россия после распада СССР.
3. Основные направления социально-экономического развития России после 1993 г.
4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
5. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.
ФИНАНСОВО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ |
Контрольная работа №2 по истории отечества
На тему: «Распад СССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое развитие России в 1990-ые гг. Россия и мир в конце ХХ в.»
Выполнил:
студент 1 курса
группы ЭПО-012
Назаров Олег
Проверил:
Доцент кафедры ГСД
Кандидат исторических наук
Новичков Андрей Вячеславович
Город Королёв
Содержание.
1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.
2. Советская Россия после распада СССР.
3. Основные направления
социально-экономического
4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
5. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.
К концу 70-х гг. достаточно
четко обозначился кризис советской
модели государственного развития. Плановая
экономика демонстрировала
В этих условиях в 1985 г. КПСС
и советское государство
Михаил Сергеевич Горбачёв (15 марта 1990 — 25 декабря 1991)
Либерализация режима началась
с того, что было разрешено достаточно
свободное обсуждение общественных
проблем в прессе и на телевидении,
открыт дозированный доступ к ранее
засекреченной информации о советской
истории. Одновременно происходила
либерализация экономической
Широкими правами наделялись
советы трудовых коллективов, вводилась
выборность руководителей предприятий,
появились трудовые контракты как
особая форма трудовых договоров. Гарантировалось
право трудовых коллективов на проведение
забастовок. Была легализована частная
предпринимательская
В 1988 г. началась конституционная
реформа. Создавался Съезд народных
депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов,
которые избирались как в территориальных
избирательных округах, так и
от партий, профсоюзов и общественных
организаций. К исключительному
ведению Съезда относились принятие
и изменение Конституции СССР,
определение государственной
14 марта 1990 г. был учрежден
пост Президента СССР, полномочия
которого конкретизировались
Президент СССР возглавлял
Совет Федерации, который в основном
занимался национальной политикой.
Был создан Президентский совет,
на который возлагалась разработка
мер по реализации основных направлений
внутренней и внешней политики СССР.
Была введена должность вице-
В 1990 г. началось формирование многопартийной политической системы. В Конституцию были внесены изменения, согласно которым отменялось положение о руководящей роли КПСС, и предоставлялась возможность другим политическим партиям, общественным организациям и массовым движениям участвовать в управлении государством. 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», конкретизировавший новые конституционные нормы.
В декабре 1990 г. был принят закон о референдуме, который впервые в истории советского законодательства четко регламентировал процедуру проведения всенародного голосования. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.
Либерализация политического
режима породила новые и обострила
старые социально-экономические
На выборах в республиканские
Верховные советы, прошедших весной
1990 г., победили национал-демократические
силы. В марте 1990 г. Верховный Совет
Литвы провозгласил независимость
Литвы, а в мае 1990 г. аналогичное
решение принял Верховный Совет
Латвии. Руководство СССР пыталось
предотвратить распад государства:
в апреле 1990 г. были приняты законы
о разграничении полномочий между
союзным центром и
Несмотря на то, что на референдуме 17 марта 1991 г. большинство населения страны проголосовало за сохранение СССР как федеративного государства, центробежные процессы продолжались. Ситуацию резко обострила попытка государственного переворота, предпринятая членами образованного 19 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Б.Н. Ельцин, избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР, и парламент России выступили против путчистов, что способствовало провалу переворота. Деятельность КПСС была приостановлена, упразднялись Съезд народных депутатов СССР и должность вице-президента. На переходный период высшим органом признавался Верховный Совет СССР.
Для рассмотрения вопросов, затрагивающих интересы республик, был создан Государственный Совет СССР, в состав которого входили Президент СССР и высшие должностные лица республик. 6 сентября 1991 г. Совет признал независимость Литовской, Латвийской и Эстонской республик. В начале декабря после проведения соответствующего референдума объявила о своей независимости Украина.
8 декабря 1991 г. на встрече
в Беловежской пуще
Территория СССР.
После распада СССР Российская Федерация объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг
В октябре 1991 г. V Съезд народных
депутатов согласился с предложенным
Президентом проектом радикальной
экономической реформы, которая
включала: либерализацию цен (освобождение
их от государственного контроля), ускоренную
приватизацию (разгосударствление) промышленности,
введение частной собственности
на землю, реформирование банковской системы.
Чтобы смягчить положение населения,
предусматривались некоторые
Поскольку реформа требовала
твердого единого руководства, съезд
предоставил на год президенту Б.Н.
Ельцину дополнительные полномочия,
позволяющие ему возглавить и
определить численный состав правительства,
изменять структуру высших органов
исполнительной власти. Начало реформы
планировалось на ноябрь 1992 г., но противодействие
оппозиционных сил позволило
приступить к ней с января 1992 г.
Созданное президентом
Борис Николаевич Ельцин (10 июля 1991 года — 31 декабря 1999 года)
Разработчики реформы надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения.
Отказ от государственного контроля над ценами в условиях монополизированной советской экономики позволил предприятиям-монополистам резко поднять цены на свою продукцию. Они увеличились более чем в 30 раз и сделались недосягаемыми для рядовых покупателей. Это привело к резкому падению производства. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность России оказалась фактически разрушенной. У государства не было средств на проведение конверсии и оплату госзаказов. Падение производства (более 20% ежегодно) привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего трудоспособного населения, а по отдельным районам дошла до 40%.
Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял в России 3 - 5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность и делала ситуацию в стране взрывоопасной.
В ходе этих преобразований были накоплены средства для второго этапа реформы (приватизации государственной собственности). Он проводился уже за пределами рассматриваемого нами периода - в 1994 г. Все граждане России получали приватизационные чеки (ваучеры) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., становясь при этом как бы совладельцами всего государственного имущества. Каждый мог выбрать как поступить со своими ваучером: продать его, купить на него акцию своего предприятия или вложить в чековый инвестиционный фонд. На практике же большая часть чеков оказалась у полукриминальных и криминальных элементов, администрации предприятий, чиновников. Приватизация, которую в народе назвали «прихватизацией», передала в руки частных предпринимателей 110 тыс. промышленных предприятий. Фактически бескровно в кратчайшие сроки (полгода) произошел передел собственности. Государственный сектор утратил лидирующее положение в промышленности. Но изменение форм собственности не повысило эффективности производства, как предполагалось. 1994 г. стал годом наибольшего спада производства. Был разрушен научно-промышленный потенциал страны и энергетическая инфраструктура. Россия все больше стала приобретать облик слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность.