Распад Советского Союза и возрождение независимости Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:28, лекция

Краткое описание

1.Общественно-политическая жизнь в Украине в 80-е гг. Политика перестройки.
2.Ухудшение экономического положения во второй половине 80-х годов.
3.Рост политической активности общества. Начало формирования многопартийности.
4.Провозглашение независимости Украины.

Вложенные файлы: 1 файл

история Украины.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

Одновременно с Всеукраинским  референдумом 1 декабря 1991 г. прошли первые всенародные выборы Президента Украины  на альтернативной основе. Из шести  кандидатов, представлявших разные политические партии и течения, победу одержал  Л.М. Кравчук, набравший в 1 туре почти 62% голосов. Новым председателем  Верховной Рады был избран И. Плющ. Таким образом, в результате волеизъявления народа и при соблюдении норм демократии родилось независимое Украинское государство.

Украина в условиях независимости

Основные вопросы

1. Государственное строительство. Политическая жизнь в Украине в 90-х гг.XX – начало XXI вв.

2. Конституционные традиции в Украине. Конституция 1996года.

3. Экономическое развитие Украины в 1991-2004гг. Жизненный уровень населения.

Понятия, термины, названия.

Верховная Рада – высший законодательный орган в Украине. Кабинет Министров – высший орган исполнительной власти в Украине. Бартер – прямой товарообмен между производителями. ЕЭП – Единое экономическое пространство – договор о многостороннем экономическом сотрудничестве между Украиной, Россией, Белоруссией и др. странами СНГ. Социальная поляризация – разрыв между уровнем доходов богатых и бедных. Средний класс собственников – большая группа самодеятельного населения с достаточно высоким уровнем дохода, составляющая основу экономической и политической стабильности государства. Лицензирование – предоставление права на какой-либо вид предпринимательской деятельности, например, образовательной. Аккредитация – определение уровня образовательной деятельности. НАН Украины – Национальная Академия Наук Украины. Плюрализм – возможность существования различных точек зрения, позиций, политических партий, их равноправное и свободное соперничество.

Исторические личности

Леонид Кравчук – Первый Президент независимой Украины (1991-1994) Леонид Кучма – премьер-министр Украины (1992-1993), Президент Украины (1994-2004)

Основные даты:

6 декабря 1991 г. принятие Закона « О Вооруженных Силах Украины»

28 июня 1996 г. принятие Конституции Украины.

1992 г. начало проведения рыночных реформ в Украине.

1994 г. избрание Президента Украины Л.Кучмы.

1990 г. восстановление деятельности УАПЦ.

1989 г. восстановление УГКЦ.

1990 г. январь восстановление Крымской АССР.

1998 г. октябрь Верховная Рада Украины утвердила Конституцию АРК.

1997 г. май подписание украинско-российскокго договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

1992 г. Украина стала членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

1995 г. Украина была принята в Совет  Европы.

 

Государственное строительство. Политическая жизнь  в Украине в 90-х гг. XX – началa XXI вв.

Провозглашение независимости  Украины поставило перед обществом  сложные задачи:

строительство демократического государства;

создание мощной рыночной экономики;

национального и культурного  возрождения;

интеграции в мировое  сообщество, налаживания международных  отношений.

Правовой основой для  строительства полноценного государства  стали: Декларация о государственном  суверенитете Украины, Акт провозглашения независимости Украины, Всеукраинский  референдум и Выборы Президента Украины 1 декабря 1991 года. Основные проблемы создания украинского государства:

осуществить переход от статуса  союзной республики к статусу  независимого государства;

реформирование старых органов  власти и создание новых;

недостаток опыта, нехватка профессиональных кадров.

Этапы государственного строительства:

создание законодательной  базы (Декларация прав национальностей  Украины, Законы «О гражданстве Украины», «О свободе совести и религиозных  организациях», «О выборе народных депутатов  Украины» и др.

Вершиной законотворческого  процесса стало принятие Конституции  Украины (28 июня 1996 г.)

Формирование новых органов власти на основе принципа разделения властей.

Законодательная и исполнительная власть

Законодательная власть. Высший орган – Верховная Рада. Состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года. Всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием.

Первый состав Верховной  Рады независимой Украины был  избран в 1990 году, еще в условиях СССР и продолжал выполнять свои обязанности до 1994 года. За этот период было принято около 400 законов, более 1100 постановлений и решений. Многие из них были популистскими, не имели  четкого механизма ввода в  действие, не учитывали реальные возможности  бюджета.

Второй состав Верховной  Рады (1994-1998) принял важнейший документ – Конституцию Украины.

В настоящее время выполняют  свои обязанности депутаты Верховной  Рады IV созыва, избранные в 2002 году, полномочия которых истекут в 2006.

Обязанности главы государства  возложены на Президента Украины. Он избирается на 5 лет и служит гарантом государственного суверенитета, целостности  Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод граждан.

Первым Президентом независимой  Украины стал Л. Кравчук. С 1994 года –  президент Украины Л. Кучма. В  октябре 2004 года должны пройти очередные  президентские выборы.

Исполнительная  власть. Высшим органом исполнительной власти является – Кабинет Министров Украины во главе с Премьер – Министром. Он назначается Президентом по согласованию с Верховной Радой. За годы независимости сменилось около 10 премьер- министров.

Исполнительную власть на местах (в городах, районах) осуществляют местные государственные администрации.

Судебная власть и политические партии

Судебная власть концентрируется  в руках Верховного Суда, а также  общих арбитражных и военных  судов. Суды не зависят от государства  и подчиняются только законам. Контроль за соблюдением основного закона – Конституции Украины осуществляет Конституционный Суд Украины.

Создание Вооруженных Сил Украины (6 декабря 1991 – Закон «О Вооруженных Силах Украины»). Военно-морских сил (после раздела Черноморского флота), выработка военной доктрины (Украина – безъядерное, внеблоковое государство. Армия формируется на принципе разумной достаточности. Отказ от определения какой-либо страны в качестве потенциального противника).

Существенное влияние  на государственное строительство  оказывали и оказывают политические партии. Их число постоянно растёт. На начало 2004 года в Украине было зарегистрировано более 100 партий.

Процессы государственного строительства в Украине ещё  не завершены. Слишком мало времени  в историческом плане прошло со времени  обретения независимости.

В 2002 году Президент Украины  Л. Кучма заявил о необходимости  проведения политической реформы (создание парламентско-президентской республики европейского образца). После широкого всенародного обсуждения, проект реформы  передан на рассмотрение Верховной  Рады, которая отклонила его. Поиски путей реформирования политической системы Украины продолжаются.

2.Конституционные традиции в Украине. Конституция 1996 года

Юридические документы Киевской поры и польско-литовского периода.

«Правда Ярослава», «Русская правда»;

Магдебургское право, Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.).

Мартовские статьи 1654 г., универсалы Б. Хмельницкого;

«Пакты и Конституции  законов и Вольностей Войска Запорожского» (1710, автор – Пилип Орлик). Содержала много интересных и прогрессивных идей (в частности, о разделении властей), была на уровне лучших достижений юридической мысли того времени.

Документы государственных  образований 1917-1920 гг.:

Четыре универсала Центральной  Рады; проект Конституции УНР;

«Закон о временном  государственном устройстве Украины» П. Скоропадского;

правовые документы Директории;

Временный основной закон  ЗУНР.

А также Конституции УССР 1919, 1929, 1937, 1978 гг.

После провозглашения независимости  перед Украиной встала задача разработки нового основного закона. Действовавшая  до 1996 г. Конституция УССР 1978 г. претерпела существенные изменения.

Верховная Рада внесла в  неё более 200 дополнений. В Украине  принимались законы, которые нередко  вступали в противоречие с существующей Конституцией, а это подрывало  принципы законности, негативно влияло на стабильность в государстве.

Концепция будущей Конституции

В июне 1991 г. Верховная Рада приняла концепцию будущей Конституции, создала Конституционную комиссию. Первый проект был вынесен на обсуждение в июне 1992г в ходе которого было получено более 47 тыс. замечаний и предложений. Свои проекты Конституции стали разрабатывать политические партии, отдельные учёные. В течение 1990-1996 гг. было предложено 15 проектов Основного закона. Некоторые из них были прямо противоположными (вариант Конституции, предложенный фракцией коммунистов и проект конгресса Украинских Националистов). Возникали спорные вопросы о механизме принятия Конституции, о форме государственного правления  (президентская, парламентская и президентско-парламентская республика) о формах  собственности, о государственном языке, о символике, о статусе Республики Крым и др. Рассмотрение проекта Основного закона длилось 3 месяца, он прошёл 3 чтения. 28 июня 1996г Верховная Рада приняла новую Конституцию – этот день является официальным праздником – Днем Конституции Украины. Конституция состоит из преамбулы и четырнадцати разделов (161 статья).

Государственное устройство

Украина является унитарным  государством, состоящим из 24 областей, территориальной автономии –  Автономной Республики Крым, двух городов  со специальным статусом – Киев и Севастополь. По форме государственного устройства Украина – республика президентско – парламентского типа. Конституция закрепляет принцип  разделения властей, определяет полномочия Президента, регулирует вопросы административно-территориального управления, предоставляет народу Украины  – единственному источнику власти – широкие демократические права  и свободы в соответствии с  Декларацией прав человека ООН 1948 года. В основном законе чётко сформулированы и обязанности граждан Украины. Историческое значение Конституции:

стала первой конституцией независимой Украины;

определила отношения  между личностью и государством;

предельно разграничила права  и обязанности различных ветвей власти, политических партий и общественных организаций;

укрепила международный  авторитет молодого украинского  государства.

3.Экономическое развитие Украины в 1991-2004 гг.

В начале 90-х гг. экономика Украины переживает глубокий кризис.

Его проявления:

закрытие предприятий; утрата высококвалифицированных кадров;

рост цен на продовольственные  и промышленные товары;

инфляция и гиперинфляция; падение курса рубля.

Осень 1992 г. – уровень  инфляции – 50%, в 1994 г. – 10200%

дефицит продовольственных  и промышленных товаров, который  объясняется деформированной структурой экономики (на потребительский рынок  работало лишь 29% промышленного потенциала, тогда как в развитых странах  Запада – 50-60%);

низкие зарплаты (в 1994 г. –  средняя зарплата в эквивалентном  пересчете составляла 25$ США. Для сравнения – в России – 100$), постоянные задержки с выплатой;

спад национального дохода (с 1990 г.). В 1992 г. национальный доход, по сравнению с 1989 г. сократился на 1/3;

производительность труда  снизилась на 25%;

доходная часть бюджета  была выполнена лишь на 50%;

тяжелейшее состояние  аграрного сектора (колхозы быстро разваливались, создание фермерских хозяйств шло трудно и медленно. Сократились посевные площади, поголовье, скота и птицы).

 

Одним из факторов, усиливавших  кризис украинской экономики, был резкий рост цен на энергоносители, которые  Украина импортирует. Цены на природный  газ выросли в 100 раз, а на нефть  – в 300 раз.

Рыночные реформы  в Украине

Рыночные реформы начались в Украине в начале 1992 года, причём не по инициативе правящих кругов, а  следуя примеру России. Украинская экономика была тесно связана  с российской. Кроме того, собственного плана реформ не существовало. Это был худший из всех возможных вариантов перехода от директивного хозяйства к рыночному. Украина в этот период лишь приспосабливала экономику к рыночному хозяйству соседних стран. Для контроля экономических процессов, правительство должно было иметь собственную денежную единицу. В 1992 году Украина вышла из рублёвой зоны и ввела купоно-карбованцы как переходные расчётные знаки до введения полноценной валюты-гривни. Однако, ввести новую денежную единицу удалось лишь в 1996 году, после некоторой стабилизации экономической ситуации.

Слабость финансово-денежной системы привела к переходу многих предприятий на прямой товарообмен-бартер. В результате резко сократились  поступления налогов в государственный  бюджет. Катастрофически росли неплатежи  за оказанные услуги, начались постоянные задержки заработной платы, иногда зарплата просто не выплачивалась.

Программа Леонида  Кучмы

В октябре 1994 года вновь избранный  Президент Украины Леонид Кучма  предложил программу экономических  преобразований:

отпуск цен,

ограничение дефицита бюджета,

введение свободной внутренней и внешней торговли,

проведение строгой монетарной политики,

массовая приватизация крупных  предприятий,

проведение земельной  реформы.

Эту программу одобрила Верховная  Рада, которая поняла опасность прежнего выжидательного курса.

Программа была положительно оценена и на Западе. США и Европейский  Союз оказали значительную финансовую помощь в её реализации, прямые иностранные  инвестиции возросли с 484 млн. долларов в 1994 году до 3122 млн. долларов в 1999 году. Это очень высокие темпы роста  вложений, но их абсолютный уровень низкий. За счёт иностранных кредитов и иностранных инвестиций Украине удалось остановить спад производства, начать его реконструкцию и переоснащение, сократить безработицу.

Информация о работе Распад Советского Союза и возрождение независимости Украины