Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, контрольная работа

Краткое описание

После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк¬сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод¬ством коммунистической партии совершит социалистиче¬скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на обществен¬ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со¬циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче¬ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

марксизм.docx

— 21.04 Кб (Скачать файл)

Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина) 

 После разгрома  «Народной воли» многие народники  уехали в Европу, где большой  популярностью пользовался марксизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руководством коммунистической партии совершит социалистическую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на общественной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости. Безусловно, это утопическое учение, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности. 

 Первым русским  марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического  «Черного передела». В 1883 г.  в Женеве Плеханов, а также  В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут промышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть самодержавие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.  

   Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. После победы социалистической революции рабочие должны установить «диктатуру пролетариата». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалистическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В следующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народниками, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вскоре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток установления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «возникнет обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке». 

 Главной задачей  группы «Освобождение труда»  ее члены считали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возникновения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, которые разошлись по всей России. 

 Для распространения  марксизма в России складывалась  благоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кружок возник в Казани, впоследствии в него был принят бывший студент Владимир Ульянов.  

 В. Ульянов  родился в 1870 г. в Симбирске.  Его старший брат Александр  был казнен за участие в  попытке покушения на Александра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владимира. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. После получения диплома занял должность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Самаре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.  

 В эти годы  Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике  народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марксистское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что старый, несправедливый мир надо разрушить и построить новый, более справедливый — социализм.  

 В 1893 г.  Ульянов переехал в Петербург,  где организует марксистские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», главное содержание которой сводилось к полемике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.  

 В 1895 г.  Ульянов встретился за границей  с Плехановым и затем организовал  в Петербурге «Союз борьбы  за освобождение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.  

 Но петербургский  «Союз борьбы» продолжал действовать.  В 1898 г. в Минске состоялся  I съезд представителей марксистских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал В. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.

ПРОНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ МАРКСИЗМА В РОССИЮ В 40—60-е  ГОДЫ XIX в.

Появление первых сведений о Марксе и Энгельсе как  о мыслителях и политических деятелях относится к началу 40-х годов. К этому времени за длительный предшествующий период в России прочно утвердилось мнение, что мировым  философским центром является Германия, породившая таких мыслителей, как  Кант, Шеллинг и особенно Гегель, — создателей теоретических систем, без определенного отношения  к которым сделалось невозможным  всякое философствование. Естественно, что за событиями в научно-философской  жизни Германии и за новинками  немецкой литературы следили с глубоким вниманием. Неудивительно, что в  русской философии первой трети XIX в. господствующее положение занимали течения сначала шеллингианства, а затем гегельянства. Но к началу следующего десятилетия под влиянием политической дифференциации русской оппозиционной интеллигенции, кристаллизации партий славянофилов и западников, а также отчасти в результате известий о распаде гегелевской школы в Германии, среди возмужавших учеников Павлова и Станкевича постепенно вырабатывается критическое отношение к философии абсолютного идеализма сначала Герценым, а несколько позже Белинским. Привлек внимание и факт появления на кафедре Берлинского университета почти забытого Шеллинга, который возвестил миру свою «философию откровения», оказавшуюся созвучной религиозно-философским поискам будущих славянофилов.

Да и в самой  Германии новая форма шеллингианства встретила враждебное отношение со стороны левых гегельянцев, в частности Маркса и Энгельса, которые хотя и оставались еще в лагере последних, но уже отличались от них своими революционно-демократическими убеждениями и находились на близких подступах к выработке идей научного социализма и диалектико-материалистического мировоззрения. Именно Энгельс выступил с наиболее острой критикой идеи Шеллинга о подчинении науки и философии «истинам» религиозного верования. Памфлеты Энгельса «Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг — философ во Христе» были известны русским слушателям Шеллинга в Берлине Боткину, Бакунину, Тургеневу и Каткову. Эти ранние работы Энгельса и были использованы Боткиным в заказанной «Отечественными записками» статье «Германская литература», опубликованной в первом номере журнала за 1843 г. По существу,, эта статья (что не возбранялось литературными правилами того времени) представляла собой пересказ, а местами — дословный перевод оригинала. В связи с этим Белинский писал Боткину: «Твоя статья о „Немецкой литературе" в № 1 мне чрезвычайно понравилась— умно, дельно, ловко».

Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (псевдоним Н. Бе́льтов, А. С. Максимов-Дружбинин и др.; 29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) — 30 мая 1918, Ялкала, Финляндия, ныне Ильичёво (Ленинградская область), Россия — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра». Дядя Н.А. Семашко

Биография 

Родился в семье  отставного штабс-капитана Валентина  Петровича Плеханова (1810—1873) и Марии  Федоровны Белынской (1832—1881). 

Окончил с золотой  медалью военную гимназию в Воронеже, затем учился в юнкерском училище  в Петербурге. В 1874 году поступил в  Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году был исключен «за невзнос  платы»[1]. 

В 1876 вступил  в народническую организацию  «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876; Получил  известность как теоретик, публицист  и один из руководителей «Земли и  воли». 

В 1879, после раскола  «Земли и воли», организатор и  руководитель «Чёрного передела». Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться, избежать каторги[2]. 

В 1880 году эмигрировал  в Швейцарию. 

В 1882 году перевёл  на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». 

В конце 1894 —  начале 1895 годов по инициативе Плеханова  был создан «Союз русских с.-д. за границей». В 1900—1903 участвовал в  создании и руководстве газетой  «Искра». В 1901 Плеханов — один из организаторов  «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в  подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным  съездом, так как неудачный I съезд  не смог объединить социал-демократов.


Информация о работе Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)