Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:34, реферат
В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население превышало 70 млн. человек. Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был малорентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы.
Введение (Россия в I четверти XIX века.)
Вступление на престол Александра I.
Первый период правления Александра I – либеральный (1804 – 1812гг.)
Второй период правления Александра I – консервативный (1815 – 1825гг.)
Восстание декабристов и его историческое значение.
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат
по дисциплине «История государственного управления»
на тему: Реалии и проекты государственных преобразований в первой четверти 19 века.
Барнаул – 2013г.
Содержание:
Введение (Россия в I четверти XIX века.)
Заключение.
Введение
В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население превышало 70 млн. человек. Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был малорентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (на прим. Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург и Москва. Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000. Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой - санный.
Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, фаворит Екатерины II князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. По официальному заявлению властей, император Павел Петрович скончался от апоплексического удара, но в это мало кто верил, так как слухи о возможности дворцового переворота и отстранения Павла от власти уже давно витали в обществе. Смерть императора вызвала всеобщую радость. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом “ Жалованные грамоты ” дворянству и городам, дворянские корпоративные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амнистию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I (1801- 1825) два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности) и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Первый период правления – либеральный.
В 1801 г. при императоре сложился Негласный
комитет, в который вошли его молодые друзья
- аристократы - П.А.Строганов,
Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей,
А.А.Чарторыйский. Планы комитета были
довольно обширны: от полной реорганизации
государственного управления, постепенной
отмены крепостного права до введения
конституции в России. Преобразования
в системе государственных учреждений,
изменения в крестьянском законодательстве,
осуществленные Александром I
в первые пять лет своего царствования,
прямо или косвенно были связаны с деятельностью
комитета. Купцам, мещанам, государственным
крестьянам указом 12 февраля 1801 г. предоставлялось
право покупать ненаселенные земли. 20
февраля 1803 г. по инициативе
графа С.П.Румянцева (сына екатерининского
фельдмаршала П.А.Румянцева) был издан
указ “О вольных хлебопашцах”. В соответствии
с ним земледельцы могли отпускать
на волю крепостных крестьян с землей
на условиях, определенных свободным
соглашением (т.е. за выкуп).
Получившие “вольную” на основании указа
крестьяне стали именоваться “вольными
хлебопашцами”. Однако этот акт имел в
большей степени моральное, нежели
реальное значение: к концу
царствования Александра I в
“вольных хлебопашцах” числилось
47153 крестьянина мужского пола. Указы
1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали
крепостное право в Лифляндской и Эстляндской
губерниях. Крестьян запрещалось продавать
без земли. Они объявлялись наследственными
владельцами своих земельных наделов.
Их повинности в пользу помещиков фиксировались
и определялись особыми комиссиями, вводилось
крестьянское самоуправление и крестьянские
суды. В 1803 г. было издано новое положение
“Об устройстве учебных заведений”. В
1804 г. открылись Харьковский и Казанский
университеты, Педагогический институт
в Петербурге (с 1819 г. -
университет). Университетский
устав 1804 г. закрепил автономию
университетов, разрешив Совету
профессоров выбирать ректора и деканов.
Заметным шагом на пути совершенствования
государственной структуры управления
стал Манифест 8 сентября
1802 г. об учреждении министерств.
Вместо коллегий
образовывалось 8
министерств (военно-сухопутных
и морских сил, иностранных дел, юстиции,
внутренних дел, финансов, коммерции и
народного просвещения). Министры, назначаемые
царем и подотчетные ему, единолично (а
неколлегиально) принимали решения и несли
за них персональную ответственность.
Коллегии не упразднялись, а включались
в соответствующие министерства,
сохраняя организационную самостоятельность
и занимаясь текущими вопросами управления.
В целях координации деятельности
министерств, а также совместного
обсуждения вопросов, требующих
присутствия нескольких министров,
учреждался Комитет министров. Более четко
структура и функции министерств были
определены в 1811 г. Одновременно с
учреждением министерств 8 сентября
1802 г. специальным указом императора
расширились права Сената. Он объявлялся
“хранителем законов”, высшей
судебной инстанцией, органом надзора
за администрацией (с правом контроля
за деятельностью министерств). Новый
виток реформаторской активности Александра
I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839).
Выходец из семьи сельского
священника, Сперанский благодаря личным
качествам и поразительной работоспособности
сделал головокружительную карьеру
и к исходу 1807 г. стал
одним из ближайших советников
императора. В конце 1808 г.
Александр I поручил ему составить
общий план государственных
преобразований. В начале октября
1809 г. проект реформы, названный
М.М.Сперанским “Введение к
Уложению государственных законов”, был
закончен. Изложение программы
Сперанского требует некоторых
предварительных замечаний.
Во-вторых, бесспорно, реализация
проекта Сперанского ограничивала
самодержавную власть, значительно
продвигала Россию по пути
превращения крепостнической
В-третьих, при разработке главных направлений политической реформы Сперанский опирался на существующую европейскую конституционную традицию, в частности, на английский и французский опыт.
В-четвертых, по мнению видных русских историков А.Е.Преснякова, С.М.Середонина, проект Сперанского развивал и конкретизировал основные идеи политических преобразований, обсуждавшихся Александром I с членами Негласного комитета. Однако несомненно отличие программы реформ Сперанского от достаточно общих рассуждений императора времен Негласного комитета.
В-пятых, приоритет в преобразованиях
Сперанский отдавал политической
сфере - реформам государственного
устройства. Рассматривая уничтожение
крепостного права как
Второй период (1815-1825) царствования Александра I большинством историков характеризуется как консервативный по отношению к первому - либеральному. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей. В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр I подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Однако, получив личную свободу, крестьяне при этом лишились права на землю и таким образом оказались в полной зависимости от помещиков. На таких же условиях были освобождены в 1817 г. крестьяне в Курляндии, а в 1819 г.- крестьяне Лифляндской губернии. Попытка Александра I подтолкнуть к аналогичным действиям помещиков Малороссии закончилась неудачей. В 1818-1819 гг.
Александр I поручил двум
влиятельным сановникам - А.А.Аракчееву
и министру финансов Д.А.
По личному распоряжению Александра
I тайно, практически одновременно
с разработкой проектов по крестьянскому
вопросу, велась работа над конституционными
проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I подписал
Конституцию Польши. Польша
становится конституционной монархией.
Согласно Конституции король (он же российский
царь) осуществлял исполнительную
власть, определенную часть
законодательных функций сосредотачивалась
в сейме. Первая палата сейма - Сенат
- назначалась царем пожизненно из
представителей духовенства и
высших должностных лиц. Вторая
палата - Посольская - избиралась
на основе имущественного ценза
(уплата прямого налога не менее 100
злотых). Крестьянам избирательного
права не предоставлялось.
Конституция декларировала
неприкосновенность личности,
свободу печати, независимость
суда, признание польского языка официальным.
Это была одна из самых либеральных конституций
своего времени. Александр I
рассматривал польскую Конституцию
как первый шаг на пути введения
конституционного правления в России.
В марте 1818 г. император поручил группе
своих советников (среди них был поэт П.А.Вяземский)
во главе с бывшим членом Негласного комитета,
главой российской администрации в
царстве Польском Н.Н.Новосильцевым
разработать проект конституции
для России. В 1819 г. такой проект под названием
Однако на реализацию и
этого проекта Александр I не решился.
В исторической науке
При всей сложности и противоречивости
личности Александра I и проводимой
им политики трудно усомниться
в стремлении императора осуществить
в России либеральные реформы,
основой которых должна была
стать дарованная конституция и отмена
крепостного права. Почему же Александр
I не осуществил своих планов? В объяснение
этого выдвигаются различные версии. Приведем
наиболее распространенные из них.
1. В подавляющей своей массе дворянство
не хотело либеральных преобразований.
Не встретившие поддержки в господствующем
сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
Информация о работе Реалии и проекты государственных преобразований в первой четверти 19 века