Революционное движение в царской России (вторая половина 1850-х-1917 г.народники, социал-демократы, эсеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 02:07, реферат

Краткое описание

революционным движением принято понимать общественный процесс, приводящий в итоге к радикальному качественному изменению, скачку в развитии общества, сопряжённому с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии отличают от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат по истории

      на  тему

      «Революционное движение в царской России (вторая половина 1850-х-1917 г.):

      народники, социал-демократы, эсеры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

      Под революционным движением принято  понимать общественный процесс, приводящий в итоге к радикальному качественному изменению, скачку в развитии общества, сопряжённому с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии отличают от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ.

      Революционное движение в России начало активно  развиваться во время правления Александра II. Согласно другой концепции, история революционного движения начинается значительно раньше и первым ярким его проявлением считается заговор и восстание декабристов. Определенная идейная связь между делом декабристов и последующими проявлениями революционного движения существует, но после восстания 14 декабря, когда видные участники заговора были навсегда или надолго исключены из общественной жизни, движение было раздавлено и последующие революционные попытки происходили помимо прямой связи с декабристами.

     Самым широким в конце 50-х – начале 60-х гг. было либеральное движение, имевшее множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу российского либерализма историки К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые в своем «Письме к издателю» (1856 г.) высказались за реформирование существующих порядков и провозгласили основным законом истории «закон постепенности». Большое распространение в конце 50-х гг. получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная журналистика. Трибуной либеральных западнических идей стал новый журнал «Русский вестник» (1856 1862 гг.), основанный М.Н. Катковым. Либералом-славянофилом А.И. Кошелевым издавались журналы «Русская беседа» и «Сельское благоустройство». В 1863 г. в Москве начался выпуск «Русских ведомостей», одной из крупнейших русских газет, ставшей органом либеральной интеллигенции. В 1866 г. либеральный историк М.М. Стасюлевич основал журнал «Вестник Европы».

     Своеобразным  явлением российского либерализма  была позиция тверского губернского  дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской ]реформы выступило с конституционным  проектом. В 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность Положений 19 февраля, необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за отмену сословий, проведение судебных и финансовых реформ.

     Либеральное движение в целом было гораздо  умереннее требований тверского  дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в  России как на отдаленную перспективу.

     Стремясь  выйти за рамки местных интересов  и объединений, либеральные деятели  провели в конце 70-х гг. несколько  общеземских съездов, к которым  правительство отнеслось нейтрально. Лишь в 1880г. лидеры либерализма С.А. Муромцев, В.Ю. Скалон, А.А. Чупров обратились к М.Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.

     Либеральные экономические и социальные реформы  в России совпадают по времени  с общеевропейской революцией идей – наступлением на философский идеализм материализма в антропологической  и естественно-научной разновидностях и позитивизма. Перемены, несомые  эпохой, переживались как события  глобального масштаба, открывающие  дорогу к преображению всей жизни  – от реформирования управленческих институтов до пересмотра религиозных, философских, этических постулатов. В 60-е гг. на волне неприятия существующего  порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты причисляли себя к материалистам и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме». В то же время под влиянием социалистических идей и в особенности романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1862) возникали артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной деятельности.

     В условиях политического кризиса  на рубеже 50 – 60-х гг. активизировали свою деятельность и революционные демократы – радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал «Современник», которым руководили Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889) и Н.А. Добролюбов (1836 – 1861). А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский в начале 60-х гг. сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив социальный утопизм французских социалистов с бунтарским движением pocсийского крестьянства. Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы 1861 г. вселило в деятелей данного направления надежду на возможность крестьянской революции в России. Революционные демократы распространяли листовки и прокламации, в которых содержались призывы к крестьянам, к учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия»).

     Агитация  руководителей демократического лагеря оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения. В Казани в апреле 1861 г. произошло выступление студентов университета и духовной академии. Осенью того же года. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против властей.

     В конце 1861 – начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н.А. Серно-Соловьёвич, М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения. Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация получила название «Земля и воля». Она занималась распространением нелегальной литературы, вела подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г.

     В середине 1862 г. правительство, заручившись  поддержкой либералов, развернуло широкую  репрессивную кампанию против революционных  демократов. «Современник» был закрыт (до 1863 г.). Признанные лидеры радикалов – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьёвич и Д. И. Писарев – были арестованы. Обвиненный в составлении прокламации и подготовке антиправительственных выступлений Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно. Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев четыре года отсидел в Петропавловской крепости и был освобожден под надзор полиции.

     После ареста своих руководителей и  провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями «Земли и воли» в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.

     Осенью 1863 г. в Москве под влиянием «Земли и воли» возник кружок под руководством разночинца Н.А. Ишутина. К 1865 г. он превратился в довольно крупное подпольное формирование, имевшее филиал в Петербурге (руководитель И.А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся ишутинская организация была разгромлена, Каракозов повешен, девять членов организации отправлены на каторгу. Журналы «Современник» и «Русское слово» были закрыты. Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка Городской реформы. Однако реакция не могла приостановить развитие революционно-демократического движения.

     Осенью 1868-1869 гг. прокатилась волна студенческих беспорядков в высших учебных  заведениях Петербурга и Москвы. Возникли новые студенческие кружки. Один из них был в 1869 г. организован в столице С.П. Нечаевым, впоследствии создавшим тайную организацию «Народная расправа», которая планировала применять в своей деятельности широкомасштабный террор. Поддержку в организации общества ему оказывал М.А. Бакунин, вместе с Нечаевым они выпустили «Катехизис революционера» - своеобразное изложение идеологии революционного экстремизма. Члены группы были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой, и подчинялась «Центру», т. е. на деле – Нечаеву, требовавшему безусловного подчинения. В 1871 г. один из членов организации, студент Иванов, был убит за неповиновение Нечаеву. В результате следствия организация была раскрыта полицией зимой 1869-1870 гг., по делу проходили 80 человек. С суда над нечаевцами началась эпоха политических процессов, ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 80-х гг. Нечаевское «дело» легло в основу сюжета романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

     С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление  оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при  этом они были убеждены, что радикальное  решение всех социальных проблем  может быть достигнуто революционным  путем и силами народных масс, руководимых  революционной (народнической) организацией. 

     Теоретические взгляды народников основывалось на теории особом, самобытном пути развития России. Объективными условиями появления  в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие  крестьянской поземельной общины. Народники полагали, что благодаря общине («ячейке социализма») и качествам личности крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю, минуя капитализм. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х гг. А.И. Герценом – «предтечей» русского народничества.

     Русское народничество представляло собой  широкий спектр различных течений  – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. Главными идеологами народничества  явились М. А. Бакунин («бунтарское» направление), П.Л. Лавров («пропагандистское» направление) и П.Н. Ткачев («заговорщицкое» направление). На рубеже 60 – 70-х гг. возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев», по имени студента Петербургского университета Н.В. Чайковского, одного из основателей. Членами организации были Н.В. Чайковский, А.И. Желябов, П.А. Кропоткин, С.Л. Перовская и др. Организация занималась пропагандой социалистических идей среди крестьян и рабочих, планировала создание «единой рабочей организации». Первой крупной акцией стало массовое «хождение в народ». Весной 1874 г. участники народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ» продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний. Многие народники поселились в деревнях в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне нередко выдавали пропагандистов властям. В 1874 г. организация была раскрыта полицией и разгромлена, а в октябре 1877 – январе 1878 гг. состоялся суд над народниками («процесс 193-х»).

     Неудача этой акции, а также слабые результаты пропаганды социалистических идей в  деревне привели народников к  мысли о создании централизованной революционной организации с  четкой структурой и разработанной  программой действий, и в конце 1876 г. возникла новая централизованная всероссийская организация народников «Земля и воля». Центральный комитет (Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, М.А. Натансон, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью отдельных групп в не менее чем 15 крупных городах страны. Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В августе 1879 г. произошел окончательный распад. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел», приверженцы террора – в «Народную волю». «Черный передел», объединявший кружки в Москве, Петербурге и других городах, существовал до 1881 г. К этому времени все его члены либо эмигрировали (Плеханов, Засулич, Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в «Народную волю».

     «Народная воля» объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. Программа организации содержала требования демократических преобразований, введения всеобщего избирательного права, постоянного народного представительства, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в который входили: А.И. Желябов, А. И. Баранников, А.А. Квятковский, Н.Н. Колодкевич, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко. Ему подчинялось множество кружков и групп, располагавшихся в пятидесяти городах. В 1879 – 1881 гг. организация объединяла до 250 кружков (свыше 2000 человек), имела свой печатный орган – газету «Народная воля», выходившую с 1 октября 1879 г. по октябрь 1885 г.

     По  представлениям народовольцев, российское правительство не имело опоры  и легко могло быть дезорганизовано  в результате серии террористических актов. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и поднять народ, совершили ряд террористических актов. Смертный приговор Александру II Исполнительный комитет «Народной воли», вынес в августе 1879 г. В течение 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на императора (5 февраля 1880 г. С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце). 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким.

     Рабочее движение 60-х гг. не было значительным. Преобладали случаи пассивного сопротивления и протеста – подача жалоб или просто бегство с фабрик. Из-за крепостнических традиций и отсутствия специального рабочего законодательства установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Со временем рабочие все чаще стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях. Обычным требованием было уменьшение штрафов, повышение заработной платы, улучшение условий труда. С 70-х гг. рабочее движение постепенно нарастает. Наряду с волнениями, не сопровождающимися прекращением работ, подачами коллективных жалоб и т.п., растет число стачек, охватывающих крупные промышленные предприятия. Стачки подавлялись иногда с помощью войск, рабочих отдавали под суд.

Информация о работе Революционное движение в царской России (вторая половина 1850-х-1917 г.народники, социал-демократы, эсеры