Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Северный Кавказ – наиболее сложный в этнокультурном отношении регион Российской Федерации. На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов. Народы с таким колоссальным числом различий, безусловно, за всю свою историю не смогли прожить без конфликтов. Их было много и все они носили разный характер, но в своей работе я хочу поговорить именно о конфликтах в республике Дагестан.
Министерство образования и науки РФ
ГОУ
ВПО Кубанский
Реферат на тему:
«Региональный конфликт в
Северный Кавказ – наиболее сложный в этнокультурном отношении регион Российской Федерации. На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов. Народы с таким колоссальным числом различий, безусловно, за всю свою историю не смогли прожить без конфликтов. Их было много и все они носили разный характер, но в своей работе я хочу поговорить именно о конфликтах в республике Дагестан.
Конфликт (от лат. conflictus)
В целом региональный конфликт и представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д
Современная общественно-политическая ситуация в Республике Дагестан представляет собой резкий контраст между поверхностной стабилизацией обстановки в регионе и наличием социальных, экономических, межэтнических, исторических и политических противоречий, острого соперничества между клановыми группами за власть, влияние и экономические ресурсы. Внутренняя борьба происходит преимущественно за рамками публичной политики на фоне основных факторов конфликтности, которые требуют всестороннего политологического анализа.
С точки зрения межнациональной ситуации Дагестан находится по сравнению с другими регионами России, в том числе и северокавказскими, в уникальном положении. Прежде всего, Дагестан отличается этническим многообразием. На сравнительно небольшой территории проживают, по подсчетам этнографов, 33 этноса. Население республики отличается языковой дробностью. Здесь до сих пор функционируют одноаульные и двуаульные языки.
Этническая мозаика Дагестана включает в себя различные по численности и по статусу народы. Даже среди семи основных (наиболее многочисленных) народов отношения строятся не только по горизонтали, и по вертикали. Социологические исследования выявляют неодинаковый уровень материальной обеспеченности различных национальных групп. Такая нациоцально-культурная мозаичность, этно-социальная иерархия объективно порождает противоречия и коллизии.
По-разному складывались и исторические судьбы дагестанцев. На территории республики проживают репрессированные в сталинскую эпоху народы, а также разделенные на закате советской эры этносы. Кроме того, в этой республике, единственной в Российской Федерации, нет титульной нации, что, к сожалению, автоматически не означает отсутствие претензий на роль таковой. По мере обострения социальной и экономической ситуации в республике напряженность в сфере межнациональных отношений возрастает. В орбиту межнационального противостояния втягивается вес большее количество людей.
Результаты
социологических опросов
- да, безусловно -23%
- это зависит от обстоятельств -51%
- ни в коем случае -14%
- затрудняюсь ответить -12%
Практически 2/3 опрошенных манифестируют (хотя и в различной степени) готовность к отстаиванию национальных интересов. В то же время, в борьбе за свои гражданские и человеческие права (в том числе и экономические) готово участвовать существенно меньшее количество респондентов. Добиваться реализации собственных, а не этно-групповых прав и интересов, участвуя в различных формах протестной деятельности, могли бы не более 28% принявших участие в опросе дагестанцев. В дагестанском обществе превалируют национальные, а не общегражданские ценности.
Национальный окрас получила в Дагестане переселенческая проблема. В 1944 году репрессиям подверглись 35 тыс. дагестанских чеченцев, проживавших в Ауховском районе. На земли депортированных чеченцев были переселены горцы, преимущественно лакской национальности. В 1957 году, после возвращения чеченцев из ссылки, около 60 тыс. человек вернулись в Дагестан на свои земли. Руководство республики добилось принципиального согласия лакского населения о переселении их на новые земли, при условии строительства для лакцев специального поселка недалеко от города Махачкалы. Такое решение проблемы было воспринято значительной частью кумыкского населения негативно, поскольку земли в районе столицы республики кумыки считают "своей исконной этнической территорией". Нейтрализовать недовольство кумыков удалось решением об образовании недалеко от Махачкалы нового Кумторкалинского района с преобладающем кумыкским населением. Реализация проекта была рассчитана до 1996 года, однако из-за недофинансирования программы, поселков до сих пор нет, а межнациональные противоречия усиливаются. Незавидным оказалось и положение русского населения республики Дагестан. Русские представляли собой преимущественно городское население, занятое на предприятиях промышленного комплекса. Свертывание производства, изменение в кадровой номенклатуре в пользу аборигенного населения создали ситуацию невостребованности и, как следствие, вынужденное переселение русских за пределы Дагестана. По некоторым предварительным оценкам, за период 90-х годов из Дагестана выехало от 1/3 до ½ русскоязычных (в подавляющем большинстве русских) жителей республики. Перспективы оставшихся представляются им довольно мрачными, именно поэтому 35,5% опрошенных русских полагает возможным резкое обострение межнационального климата в республике.
Сложный клубок национальных противоречий, который не исчерпывается описанными выше, дополняется противостоянием на религиозной почве.
В 1999 г. Дагестан увеличил количество горячих точек на Северном Кавказе. Сегодня в республике конфликтные столкновения происходят одновременно по нескольким направлениям: межклановым, межэтническим, межконфессиональным. Дагестан первый из российских регионов "освоил" конфликт на религиозной почве.
13 мая 1997 г. в селении Чабан-Махи произошло вооруженное столкновение представителей двух религиозных течений ислама, в результате которого один человек погиб, а трое других получили серьезные ранения. Этот, на первый взгляд, не очень серьезный инцидент, был расценен одним из представителей духовного управления Дагестана "как начало нового витка напряженности в регионе Хрупкое равновесие, которое до августа 1999 г. удавалось сохранять руководству Дагестана во главе с М.Магомедовым рухнуло под напором рвущихся к власти под религиозными лозунгами политических экстремистов.
Августовская вылазка "ваххабитов" - это не первая проба на прочность руководства Республики. Знаковым явлением в борьбе за власть в Дагестане был майский 1998 г. демарш клана Хачалаевых, который пытался совершить государственный переворот в республике. Многие аналитики рассматривали эти события как первую пробу сил.оценку на прочность нынешнего руководства Дагестана. Спецификой внутриполитической жизни республики является то обстоятельство, что братья Хачалаевы далеко не единственные из "новых дагестанцев", которые претендуют на власть. Сегодня в Дагестане заправляют 10-15 групп, которые поделили республику на сферы влияния. Каждый клан располагает собственными вооруженными формированиями, своего рода мини-армиями. Борьба группировок за передел сфер контроля, за власть в республике периодически перерастает в открытое вооруженное противостояние.
Одной из наиболее мощных и уверенно наращивающих свою активность оппозиционных групп являются ваххабиты. Деятельность этих религиозных экстремистов по расширению своей общины имеет, по всей видимости, серьезные финансовые основания. Для привлечения единомышленников ваххабиты используют материальный стимул. К примеру, муллам, согласившимся стать сторонниками ваххабизма, выдают единовременное пособие в размере 1000 - 1500 долларов, с последующей ежемесячной выплатой 100 - 150 долларов. Внутри "общины" отношения строятся по принципу финансовой пирамиды.
Августовская акция (1999) "ваххабитов" - уже более серьезная проба сил. Цель исламских экстремистов - не просто государственный переворот, а радикальная смена внутриполитической доктрины и внешнеполитического курса республики. На сегодняшний день дагестанская конфликтная ситуация в определенном смысле разрешилась. Оппозиционно настроенные по отношению к республиканскому руководству круги, выступающие под лозунгами защиты ислама, потерпели поражение, несмотря на помощь своих единомышленников - единоверцев из Чечни. Войсковая фаза контртеррористической операции в Дагестане завершена. Однако напряженность в республике не спадает. Это связано с информацией о возможном новом прорыве боевиков на Кизлярском и Бабаюртовском направлениях. Но наиболее серьезную угрозу нормализации обстановки представляет огромное количество оружия, розданного ополченцам. Рост сторонников радикального исламского течения свидетельствует о высоком уровне недовольства дагестанского населения существующим положением дел. Данные социологических опросов, проведенных в Дагестане в 2004 и 2008 гг., а также официальная статистика свидетельствуют о том, что в республике имеет место расширение экономически неблагополучной части населения, за счет которой возможно пополнение рядов ваххабитов.
По классификации Министерства финансов, севере кавказские республики входят в категорию слаборазвитых в экономическом отношении субъектов Федерации, живущих в основном на дотации федерального бюджета. Дотационные, депрессивные регионы подразделяются на несколько типов. Кавказский регион относится к типу, определяемому как "регион застойной бедности".
В такой ситуации социальные взрывы вполне закономерны, и, не рискуя сделать ошибку, можно спрогнозировать рецидивы подобных взрывов, а также то, что интенсивность выброса конфликтной энергии будет со временем нарастать.
А вывод
из всего вышенаписанного я хочу
сделать следующий: этнические и
конфессиональные конфликты никогда
не закончатся, мы можем лишь регулировать
их, чем и активно занимается правительство
нашей страны.
Список использованных источников:
Авксентьев A.B.
Шаповалов В.А. «Этносоциальные
проблемы России».
Ставрополь, 2004;
Информация о работе Региональный конфликт в республике Дагестан