Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:30, лекция
За 90 лет своей истории Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации прошел большой путь. Качество работы любого вуза определяют его ученые, профессорско-преподавательский состав. Особую роль в жизни вуза играли ректоры, возглавлявшие учебно-воспитательный процесс и научную работу, инициировавшие многие важные начинания.
В 1930 – начале 1950-х гг. руководителей советских вузов называли директорами. Во второй половине 1950-х гг. вернулись к старинной академической традиции. С тех пор руководители МФИ–Финакадемии–Фиуниверситета – ректоры.
Ректоры нашего вуза – всегда крупные ученые, известные общественные деятели, организаторы системы высшего профессионального образования в России.
При В.В. Щербакове началось развитие международных связей МФИ, прежде всего с социалистическими странами – Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Югославией. Важными формами этой деятельности стал обмен студентами и аспирантами, совместное издание учебной и научной литературы, проведение совместных научно-методических конференций. Большим достижением МФИ явилось участие в работе СЭВ, Ассоциации международного права, в Международном бюро налоговой документации и других организациях.
Особенности личности ректора, руководившего МФИ более тридцати лет, наложили отпечаток на жизнь вуза. В.В. Щербаков задачу МФИ видел в подготовке специалистов для узкого круга учреждений и считал, что расширять их список не следует. К этим учреждениям он относил Минфин СССР, Госбанк и Внешторгбанк, Ингосстрах и Стройбанк. В.В. Щербаков учитывал, что в 1960–1970 гг. руководящие посты в этих организациях занимали выпускники нашего вуза и их запросы были для него приоритетом. Обратной стороной этого стало то, что контингент студентов расширялся слабо, кардинально не менялся учебный план, преподавательский коллектив не пополнялся новыми членами. Опираясь на свой авторитет, непреклонность в реализации поставленных задач, ректор ориентировал факультеты и кафедры МФИ активно формировать элиту советских финансистов, банкиров, страховщиков. В итоге выпускники нашего вуза работали в качестве сотрудников не только на территории СССР, но и в отделениях советских банков в Лондоне, Париже, Бейруте, Багдаде, Сингапуре, Цюрихе и других экономических центрах.
Благодаря деятельности В.В. Щербакова, наш вуз не только сохранил всё ценное, что было сделано в предшествующие годы и составляло его фундамент, но и сформировал условия для дальнейшего успешного развития. После смерти В.В. Щербакова МФИ возглавила Алла Георгиевна Грязнова.
А.Г. Грязнова – выпускник нашего вуза. В 1959 г. она с отличием окончила МФИ. Во время учебы в институте она активно участвовала в студенческой научно-исследовательской работе и общественной жизни, была избрана секретарем комитета комсомола института, а после окончания МФИ стала вторым секретарем райкома ВЛКСМ. Однако ее жизненные интересы сосредоточились на педагогической и научной работе. Она поступила в аспирантуру и в 1964 г. досрочно защитила кандидатскую диссертацию. Ее учителем и научным руководителем являлась М.С. Атлас.
В МФИ А.Г. Грязнова прошла сначала путь от ассистента до заведующей кафедрой экономической теории. В 1975 г. она защитила докторскую диссертацию и была назначена проректором по научной работе и международным связям.
На этом посту А.Г. Грязнова возглавила работу над стратегией перехода к разработке научно-исследовательских тем, имеющих народно-хозяйственное значение. Под ее руководством начались фундаментальные исследования объективных законов экономии времени, эффективности производства и производительности труда, стоимости и денежного обращения; прикладные исследования финансово-кредитных, стоимостных рычагов повышения эффективности производства, выявления резервов экономического роста. Ей удалось объединить усилия всех кафедр вокруг профиля института. Это дало возможность преподавателям учитывать специфику подготовки студентов уже с первого курса. Научные достижения позволили создавать новые учебники для отечественных экономических вузов.
Такое единение ученых создавало атмосферу творческого поиска и позволило институту заявить о себе как о ведущем вузе страны в области экономики и финансов. МФИ начал получать заказы правительства и отдельных министерств на научные разработки, возросло количество хоздоговорных тем, выросли доходы института от результатов их внедрения в производство. Была усовершенствована система материального и морального стимулирования научно-исследовательской деятельности ученых вуза.
Активизация научно-исследовательской работы преподавателей способствовала активизации и студенческой научной работы. Стали регулярными научные студенческие конференции, межвузовские и международные студенческие симпозиумы, налажен выпуск сборников научных студенческих работ. Был разработан перспективный план подготовки преподавателями института кандидатских и докторских диссертаций, заключены договоры с 98 вузами и пятью НИИ о подготовке научных кадров в аспирантуре и докторантуре МФИ.
Рос авторитет института за рубежом. Был заключен ряд международных соглашений с вузами и финансово-банковскими структурами других стран, значительно возросло число граждан зарубежных стран, изъявивших желание обучаться в Московском финансовом институте и в его аспирантуре.
Закономерным итогом этих процессов стало преобразование института в Государственную финансовую академию, а затем в 1992 г. – в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. После этого А.Г. Грязнова продолжила обновление структуры вуза и системы подготовки специалистов для рыночной экономики, которые должны были отвечать радикальным переменам в хозяйственной жизни России.
Серьезный прорыв в научно-исследовательской работе наметился благодаря организации трех научно-исследовательских центров, проведению «круглых столов» по актуальным финансово-экономическим проблемам, выпуску научных альманахов, участию в конкурсах инновационных проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Следует упомянуть, что под руководством А.Г. Грязновой был выпущен фундаментальный трехтомный труд «Банковская система России», первый в России учебник «Оценка бизнеса».
Расширение структуры Академии за счет включения в нее ряда финансово-экономических колледжей из различных регионов страны превратило ее в мощный образовательный комплекс. Это подтверждали рейтинги, согласно которым из 1100 вузов России Финансовая академия вошла в первую пятерку лучших вузов страны. Росту авторитета Финансовой академии способствовала активная общественная работа А.Г. Грязновой. Более десяти лет она является заместителем Председателя ВАК, Председателем Аудиторской палаты России, Председателем Общественной комиссии по качеству образования Рособрнадзора.
Открывая 2006/2007 учебный год, ректор А.Г. Грязнова предложила новый стратегический план развития Финансовой академии, предусматривающий практическую реализацию новой миссии вуза. Она заключалась в подготовке специалистов мирового уровня для финансово-банковской сферы, хозяйственных и управленческих структур в государственном и деловом секторах России и стран мира, способных эффективно действовать на благо своего Отечества в условиях глобализации мирового хозяйства и становления «экономики знаний». Целью Финансовой академии было провозглашено превращение в крупный инновационный исследовательский центр, по уровню и качеству проведения фундаментальных и прикладных научных исследований сопоставимый с ведущими университетами мира.
В этой связи Финансовая академия была включена в федеральные государственные программы «Образование» и «Жилище» для того, чтобы обеспечить учебный и научный процессы новыми учебными корпусами и научными лабораториями, оснащенными передовыми технологиями на уровне мировых стандартов. Студентов, аспирантов, докторантов было решено обеспечить комфортабельными общежитиями, а молодым перспективным ученым помочь решить их жилищные проблемы. Последнее было особенно важно, так как назрела необходимость омоложения научно-педагогического корпуса вуза.
При А.Г. Грязновой вуз стал обладателем мощной материально-технической базы, широкой сети филиалов, возглавил Всероссийское учебно-методическое объединение, включавшее свыше 720 государственных и негосударственных вузов. Удалось решить проблему нехватки учебных площадей. К 2006 г. Финансовая академия имела в своем распоряжении два учебных корпуса по улице Кибальчича, корпуса на Ленинградском проспекте, проспекте Мира, Кронштадтском бульваре и улице Касаткина. С привлечением спонсорских средств была создана собственная поликлиника с полным набором специалистов. Благодаря поддержке Правительства РФ, французскому кредиту, спонсорской помощи выпускников удалось оснастить аудитории на всех территориях передовой техникой, создать мультимедийные и компьютерные классы, внедрить дистанционные технологии обучения.
Финансовая академия в начале 2000-х гг. пользовалась высоким авторитетом за рубежом и имела долгосрочные договоры о сотрудничестве с университетами и финансово-банковскими структурами 50 стран мира. МФИ из отраслевого московского вуза превратился в один из самых престижных и крупных учебных и научных центров современной России. Работа А.Г. Грязновой в качестве ректора отмечена орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Среди высоких наград общественных организаций – ордена «Петра Великого» I степени, «Слава России», «Персона эпохи» и другие. А.Г. Грязнова неоднократно награждалась дипломами «Лучший ректор года», «Лучший финансист России», «Лучший менеджер» и другими.
В 2006 г. А.Г. Грязнова оставила пост ректора Финансовой академии и стала первым президентом нашего вуза. На должность ректора был избран доктор экономических наук, профессор М.А. Эскиндаров.
4. Ректор XXI века: менеджер, бизнесмен, ученый
В 1971 г. Михаил Абдурахманович Эскиндаров стал студентом первого курса МФИ. Во время учебы в институте он активно участвовал в студенческой научной работе и общественной жизни, был секретарем комитета комсомола института. Закончив вуз в 1976 г., будущий ректор учился в аспирантуре, а после ее окончания в 1981 г. и защиты кандидатской диссертации начал преподавательскую деятельность ассистентом кафедры политэкономии. В те же годы М.А. Эскиндаров начал административную деятельность, работая в 1982–1984 гг. начальником отдела кадров. В одном из своих многочисленных интервью ректор отмечал, что сорок лет его жизни неразрывно связаны с Университетом, что он «нигде не работал больше, за исключением трех лет заграничной командировки». Сейчас это, по словам ректора, позволяет ему «чувствовать полную уверенность», глубокое понимание жизни вуза, его потребностей и интересов, хорошо знать трудовой коллектив Университета. Именно из этого складывается видение ректором перспектив развития Финуниверситета в XXI веке.
В 1984 г. М.А. Эскиндаров по инициативе ректора МФИ В.В. Щербакова был назначен деканом факультета МЭО. В 1987–1991 гг. М.А. Эскиндаров возглавил группу советских преподавателей в Аденском университете (Йемен), где знакомился с организаций учебной и научной работы. Это было особенно важно, если учесть, что в те годы в СССР разворачивалась перестройка как в финансово-экономической сфере, так и в образовании, и зарубежный опыт был остро востребован. По возвращении в МФИ М.А. Эскиндаров занимал должности проректора по экономической работе, первого проректора по учебной работе, первого проректора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Не оставлял М.А. Эскиндаров в то время и преподавательской, и научной работы, являясь профессором кафедры МЭ и МВКО.
В 2000 г. М.А. Эскиндаров защитил докторскую диссертацию на тему «Особенности развития корпоративных отношений в современной российской экономике». Ректор является автором более 200 научных работ, в том числе таких, как «Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России», «Капитал финансово-корпоративных структур: теория и практика», «Экономические основы функционирования фирмы: анализ российского и иностранного опыта», «Мировая экономика на пороге XXI века».
Особое место в научной деятельности ректора занимают проблемы развития образования. Такие труды, как «Концептуальные основы системы высшего образования в России», «Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации», «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: история и современность», «Преподаватель – основная фигура в реализации инновационной системы образования», внесли существенный вклад в формирование российской системы подготовки специалистов для финансово-экономического сектора, способствовали созданию современной парадигмы образования. По вопросам развития образования в современном обществе М.А. Эскиндаров неоднократно выступал на международных конференциях и симпозиумах.
Первенствующую
роль в развитии Финуниверситета ректор
отдает профессорско-
В ряде своих выступлений ректор говорил,
что у него есть мечта – чтобы библиотеки
работали круглосуточно для всех: студентов,
аспирантов, преподавателей. М.А. Эскиндаров
отмечает, что до сих пор идеология российского
образования мало чем отличается от советской.
Больше аудиторных часов – это не всегда
хорошо. По его мнению, главная задача
преподавателей не столько транслировать
знания, сколько научить студентов самостоятельно
получать их, ведь каждый день появляются
новые направления, новые задачи, новые
продукты, в том числе финансовые. Всё
это нельзя предусмотреть в учебниках
и даже в лекциях.
Финансовый университет существует в первую очередь для студентов. Ректор убежден, что в нашем вузе учатся очень подготовленные, серьезно мотивированные студенты, «лучшие из лучших». Свою задачу он видит в том, чтобы создать все условия для успешной учебы, помочь тем, кому не всегда удается справиться с освоением той или иной учебной дисциплины. М.А. Эскиндаров считает, что молодые люди должны быть уверены – диплом Финансового университета делает их конкурентоспособными на рынке труда. «Мы обязаны студенту это обеспечить, – говорит ректор, – хотя бы потому, что он пришел к нам с надеждой на нас». Вместе с тем он признает, что среди студентов встречаются ребята, не готовые к напряженной учебе, с ними приходится расставаться.
В отличие от многих других вузов, считает М.А. Эскиндаров, «мы стараемся сохранить воспитательный процесс». Одной их важнейших форм общения ректора со студентами Финуниверситета стал инициированный им «Час ректора». Эти встречи посвящены ответам на вопросы студентов. М.А. Эскиндаров, как он сам говорит, готов отвечать на вопросы, в том числе очень серьезные.
Ректор неоднократно заявлял, что важно, чтобы такие понятия, как «нравственность», «патриотизм» никогда не уходили из вузов, а все ценности не должны сводиться к деньгам. В 2009 г. было широко отпразднован 90-летний юбилей нашего вуза, по инициативе ректора продолжилось изучение истории Финуниверситета. В 2010 г. к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне под редакцией М.А. Эскиндарова вышла книга «Ради жизни на земле: Воспоминания ветеранов (1941–1945)».